Математических представлений
В процессе общения с окружающими глухие дети стихийно усваивают опыт в элементарной практической деятельности и приобретают некоторые представления о количестве путем сопоставления одних групп предметов с другими. Им доступно также сравнение реальных предметов по величине (длина, площадь, объем, масса). Однако эти умения вне направленного обучения остаются на крайне низком уровне, не становятся одним из способов анализа окружающей действительности, не выходят за рамки наглядных представлений. Программа рассчитана на систематическое обучение детей на специальных занятиях, расширение их математического опыта в процессе разных видов практической деятельности. Основные направления данного раздела программы следующие: формирование количественных представлений; формирование представлений о величине; формирование представлений о форме предметов и их пространственном расположении; формирование временных представлений (начиная с третьего года обучения); формирование элементарных измерительных навыков. Работа по этим направлениям осуществляется не последовательно, а параллельно. Усвоение глухими детьми основного содержания программы обеспечивает подготовку их к дальнейшему изучению математики в школе. Ведущим из всех указанных направлений является формирование количественных представлений. В конечном итоге намечается усвоение детьми нумерации в пределах 20. Основная работа по образованию множеств, группировке предметов, их сопоставлению и преобразованию, подведение детей к усвоению счетных операций в мысленном плане осуществляется на материале первого десятка. Работа над числами первого десятка делится на три этапа (дочисловой период, изучение первого пятка, изучение первого десятка). На первом этапе (первый и второй год обучения) детей не знакомят с названиями чисел. Все количественные наблюдения осуществляются в процессе действий с наглядно представленными множествами при использовании терминологии, обозначающей количественное соответствие или несоответствие (Сколько? — Столько. Равно. Больше. Меньше). Для облегчения зрительного восприятия количества предметов в группе (от 3 до 10) они располагаются в один горизонтальный ряд, но с изменениями в расстояниях между предметами (по 2, по 3, по 4). Число фиксируется путем подбора того же количества других, нейтральных предметов (палочек, кружочков), прикладывания пальчиков (поэлементное сравнение двух множеств), зарисовки того же количества предметов.
На втором этапе (с третьего года обучения) начинается ознакомление с понятиями один — много и с названиями чисел в пределах 5. На третьем этапе (на третьем и последующих годах) дети знакомятся с нумерацией (до 5, до 10, до 20), с составом каждого числа, усваивают прямой и обратный счет, увеличивают и уменьшают каждое число, решают примеры на сложение и вычитание в заданных пределах. Детей учат анализировать количественные взаимоотношения в реальных ситуациях, составлять тексты задач по наглядной ситуации, демонстрации действий, по картинке и оформлять решение задач в виде арифметической строки (из разрезных цифр). По мере овладения письмом букв и цифр это решение может быть записано. От сравнения наглядно представленных множеств дети переходят к сравнению отвлеченных чисел, а затем и к сравнению выражений, отличающихся одним компонентом, например: 3 + 2>3+1; 2+1=2+1; 4+1 < 4 + 3. Количественные представления расширяются и закрепляются в ходе выработки измерительных навыков (измерение длины, затем площади условными мерками — палочками, веревочками, шагами, ладонями, квадратами и т. п.). Работа над словами, обозначающими числа (числительными), и соответствующими им цифрами ведется параллельно. Каждое число обозначается на пальцах (в пределах 10), цифрой, устным, устно-дактильным и письменным (на табличках) словом. По мере ознакомления с числами первого десятка отрабатываются и порядковые числительные. Различия между количественными и порядковыми числительными подчеркиваются не только вопросами (Сколько? — Пять. Который?— Пятый), но прежде всего тем, что пять — это вся совокупность предметов, а пятый — это только один, последний предмет в группе, состоящей из пяти предметов. Количественные представления детей обогащаются в процессе разных видов деятельности, где всегда имеется необходимость что-то подсчитать, измерить, сравнить по величине.
В работе по всем другим направлениям данного раздела программы никаких этапов не выделяется. Усложнение содержания выражается в постепенном увеличении материала, в обобщении накапливаемых сведений и навыков. Особого внимания требует целенаправленная работа по формированию временных представлений: начало, конец, последовательность, продолжительность различных событий из жизни детей. Это усваивается путем фиксации временных отрезков (времен года, месяцев, дней недели, частей суток и т. д.) в ходе самой жизни, организованной деятельности детей, сезонных наблюдений, а также при проведении специальных занятий с календарем. На занятиях по формированию элементарных математических представлений ведется систематическая работа по развитию речи. Опора на наглядность не должна мешать полноценному речевому оформлению производимых действий и операций. Все типы фраз (вопросы, поручения, сообщения, отрицания) должны употребляться не в краткой, а в развернутой форме. Учитель не должен также избегать трудностей, возникающих при речевом оформлении количественных отношений предметов (сочетания числительных с существительными), и по этой причине демонстрировать эти отношения на одних и тех же предметах (только на грибочках или только на елочках). Все сочетания числительных с существительными не заучиваются детьми, а повторяются за педагогом или проговариваются с опорой на таблички, с точным воспроизведением формы слова.
Ведущей формой работы по развитию математических представлений являются специальные фронтальные занятия (по подгруппам). Вместе с тем счетный материал может отрабатываться с детьми индивидуально на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по другим видам деятельности, в режимные моменты (во время дежурства, на прогулках и т. п.). Связи с разделами программы выражаются не только в содержании, но и в методах обучения (дидактические игры, специальные наблюдения, действия с предметами, упражнения), в речевом материале, в требованиях к овладению разными формами речи.
Музыкальное воспитание Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения и воспитания глухих детей и имеет коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушений осуществляется посредством участия детей в музыкально-ритмической деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов, формирования реакции на звучание музыки, воспитания эмоциональной отзывчивости. Находясь в непосредственной связи по своим задачам с развитием слухового восприятия и устной речи, а также с развитием основных движений, музыкальное воспитание направлено на формирование восприятия музыки, голоса, ритма речи и ритмичности движений. Формирование восприятия музыки осуществляется на основе дифференцированного подхода к использованию сохранного остаточного слуха детей. Необходимо выявить музыкально-слуховой диапазон каждого ребенка с учетом акустических возможностей помещения и музыкального инструмента, используемого на занятиях. Проверка восприятия звуков фортепьяно проводится по октавам, с постепенным удалением от звучащего инструмента (вибрацию пола следует исключить, подложив под ноги ребенка коврик-подушку). Определив диапазон воспринимаемых октав, следует разделить групповой состав на подгруппы: в одну подгруппу включаются дети, воспринимающие полный диапазон октав, в другую— дети, воспринимающие ограниченный диапазон октав.
Глухие дети воспринимают, как правило, ограниченный диапазон звуков, так как им недоступны звуки высокого и частично среднего регистров фортепьяно. На занятиях по музыкальному воспитанию следует обязательно применять индивидуальные слуховые аппараты, рекомендованные каждому ребенку для постоянного ношения. Детям, воспринимающим полный диапазон звуков фортепьяно и относящимся к категории слабослышащих, доступно, в известной мере, целостное восприятие музыки без звукоусиливающих приборов. Однако использование индивидуальных слуховых аппаратов в процессе формирования восприятия музыки помогает в развитии их слуховых и особенно вокально-речевых реакций. Применение слуховых аппаратов проводится в электромагнитном поле, получаемом с помощью индукционной установки, а также вне поля. С применением звукоусиливающей аппаратуры музыка должна соответствовать нотным обозначениям (постоянное использование повышенной громкости не допускается). Формирование восприятия музыки, ее образного содержания, воспитание эмоциональной отзывчивости детей проводится путем использования и развития слухо-зрительного восприятия. Дети слушают музыку, наблюдая за движениями рук играющего на фортепьяно, его эмоциональной настроенностью. Чтобы восприятие музыки осуществлялось детьми только на основе слуха, необходимо исключить зрительную опору на движения рук (головы, корпуса) исполнителя с помощью экрана-ширмы. При ошибочных реакциях детей ширма должна легко отодвигаться, чтобы возвратить детей к слухо-зрительному восприятию. Последовательность изложения заданий по развитию слухового восприятия музыки дана в программе с учетом постепенного нарастания их трудности. Однако для выработки устойчивых слуховых навыков следует вводить в работу все виды развития слуха с первого же полугодия в связи с тем, что каждый вид заданий требует разной длительности периодов развития восприятия, т. е. перехода от слухо-зрительного к слуховому восприятию и к формированию самостоятельных реакций детей. В праздничные выступления детей на утренниках необходимо включать некоторые элементы и целые музыкально-ритмические композиции (танцы, упражнения, игры и др.), выполняемые с опорой на слух, но основным видом восприятия во время утренников считается слухо-зрительное. Задания по развитию голоса и ритмическим стимуляциям должны усваиваться и выполняться детьми на слухо-зрительной основе. Взрослые (сурдопедагоги, воспитатели), находящиеся в поле зрения детей, поддерживают их речевую активность в период разучивания постоянным повторением речевого материала в ритме музыки (выполнение взрослыми музыкально-ритмического движения не обязательно). Развитие голоса детей неразрывно связано с их музыкально-слуховыми впечатлениями от восприятия регистров фортепьяно. Основной методический прием, направленный на формирование умения изменять высоту голоса, состоит в обучении детей соотношению своих голосовых проявлений с регистрами клавиатуры фортепьяно.
При выполнении ритмодекламаций и заданных ритмов необходимо основное внимание уделять укреплению речевой зоны голоса и слаженности сопровождающих декламацию коллективных ритмодвигательных упражнений. В процессе музыкально-ритмической деятельности осуществляется усвоение и расширение словаря детей. Запас слов должен опираться на слуховые, голосовые, ритмические навыки и умения. В работе по музыкальному восприятию применяются фронтальные и индивидуальные формы обучения. Фронтальные занятия являются основным видом и проводятся с учетом дифференцированного подхода к развитию детей. На индивидуальных занятиях закрепляются и совершенствуются умения, полученные детьми в процессе фронтальных видов обучения. График работы музыкального руководителя составляется из расчета на каждую возрастную группу 6 учебных часов в неделю, которые распределяются следующим образом: Фронтальные музыкальные занятия продолжительностью по 25-30 мин для ясельной младшей и средней группы, по 30-35 мин для старшей и подготовительной групп – 2 раза в неделю; Индивидуальные музыкальные занятия продолжительностью по 10-12 мин на каждого ребенка – 1 раз в неделю; проведение «часа отдыха» (досугов, утренников) продолжительностью по 25—30 мин в каждой возрастной группе (объединяются младшая группа со средней, а старшая с подготовительной) — 1 раз в месяц; участие в физкультурных занятиях (проводятся и планируются воспитателем в каждой возрастной группе) — 2 раза в неделю. Музыкальные фронтальные и индивидуальные занятия, досуги, утренники планирует и проводит музыкальный руководитель. Фронтальные занятия по группам (в дневные часы) и подгруппам (в утренние часы) проводятся с участием воспитателя, который помогает в организации и коррекции движений под музыку, дает речевой образец для сопряженного проговаривания в упражнениях, для развития голоса в ритмодекламациях, показывает табличку во время звучания музыки. На физкультурных занятиях музыкальный руководитель исполняет музыкальное сопровождение для ходьбы, бега и прыжков, участвует в организации и коррекции движений, выполняемых детьми индивидуально. Музыкальный руководитель должен способствовать развитию познавательной активности детей, их памяти, воли, воображения, развитию личности каждого ребенка.
ПРОГРАММА
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Первый год обучения
Построения. Выполняются с помощью воспитателя. Дети строятся без равнения: в шеренгу вдоль каната или веревки, положенной на пол по прямой линии; друг за другом, держась за веревку рукой; в колонну (друг за другом); в круг вдоль каната или веревки. Ходьба. Выполняется по показу и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов: стайкой вслед за воспитателем и к воспитателю; группой к противоположной стене зала, к воспитателю и самостоятельно — вдоль стены лицом к залу; друг за другом вдоль каната за воспитателем, а затем и самостоятельно; друг за другом, держась рукой за веревку; по канату самостоятельно; друг за другом по кругу за воспитателем и самостоятельно. Бег. Выполняется по показу и самостоятельно с использованием звуковых сигналов: стайкой за воспитателем; группой вдоль зала к противоположной стене; по кругу друг за другом вдоль каната за воспитателем и самостоятельно; с остановками по звуковому сигналу. Прыжки. Выполняются по показу со страховкой и помощью воспитателя: подпрыгивания на носках на месте, с поворотом; перепрыгивание через веревку (канат), (положенную на пол, через веревку, натянутую над полом (высота 5 см); спрыгивание с наклонной доски (высота 10—15 см). Ползание, лазанье, перелезание. Выполняются со страховкой и помощью воспитателя по звуковому сигналу: ползание по ковровой дорожке, по доске, положенной на пол (ширина 35—30 см), по наклонной доске (высота 20—25 см), по скамейке, подползание под веревку (высота 30—35 см); лазанье по гимнастической стенке произвольным способом. Перелезание через одну-две скамейки (расстояние 1—1,5 м одна от другой). Пролезание между рейками лестничной пирамиды или вышки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|