9. Предварительная защита выпускной квалификационной работы
9. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Предварительная защита ВКР бакалавра проводится научным руководителем с целью определения готовности студента к защите на государственной экзаменационной комиссии. Предварительная защита проводится в сроки, определенные утвержденным графиком. На предварительную защиту руководитель может пригласить других научных руководителей, преподавателей, а также студентов. На предварительную защиту студент представляет полностью завершенную и оформленную выпускную работу, а также демонстрационные материалы (презентация). Регламент предварительной защиты должен соответствовать регламенту работы государственной экзаменационной комиссии. После предварительной защиты научный руководитель принимает решение о готовности работы и студента к защите на государственной экзаменационной комиссии. 10. Порядок защиты выпускной квалификационной работы Защита выпускной квалификационной работы проводится на заседании государственной экзаменационной комиссии. В ее состав должны входить высококвалифицированные преподаватели, руководители и специалисты производства. Состав комиссии утверждается приказом ректора вуза. На заседании могут присутствовать руководители выпускных квалификационных работ, а также студенты и все заинтересованные лица. К заседанию государственной экзаменационной комиссии должны быть представлены следующие документы: - приказ о закреплении тем и назначении руководителей выпускных квалификационных работ; - график защиты выпускных квалификационных работ; - распоряжение декана факультета о допуске студентов к защите выпускных квалификационных работ;
- зачетные книжки студентов; - отзыв руководителя; - отзыв рецензента выпускной квалификационной работы; - заказ от производства на выпускную квалификационную работу[2]; - справка о внедрении результатов ВКР[3]. Общая продолжительность защиты не должна превышать 25-30 мин, в том числе не более 4-6 мин предоставляется студенту для представления доклада, остальное время для ответов на вопросы членов государственной экзаменационной комиссии и замечания рецензента. Защита ВКР происходит на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии в следующей последовательности: 1. Председатель государственной экзаменационной комиссии объявляет фамилию студента, зачитывает тему выпускной квалификационной работы. 2. Заслушивается доклад студента. 3. Члены государственной экзаменационной комиссии задают вопросы. 4. Студент отвечает на вопросы. 5. Секретарем государственной экзаменационной комиссии зачитывается отзыв и рецензия на выпускную квалификационную работу. 6. Заслушиваются ответы студента на замечания, указанные в отзыве рецензента (рецензии). Задачи государственной экзаменационной комиссии - выявление подготовленности студента к профессиональной деятельности и принятие решения о том, можно ли студенту выдать диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением квалификации «бакалавр». Поэтому при защите студенту важно показать не только то, как работала организация (предприятие), но и то, что сделано им самим при изучении проблемы. По окончании доклада студенту задают вопросы председатель и члены комиссии. Вопросы могут относиться к темам выпускных квалификационных работ или специальных курсов по управлению, поэтому студенту перед защитой целесообразно восстановить в памяти основное содержание специальных курсов и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме выпускной квалификационной работы. При ответах на вопросы разрешается пользоваться выпускной квалификационной работой.
ГЭК принимает решения на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя комиссии является решающим. Решение ГЭК является окончательным и апелляции не подлежит. 11. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ выпускной квалификационной работы 11. 1. Аналитическая часть Основываясь на положениях, сформулированных в теоретической части, в данном разделе будет приведена проблемно-аналитическая разработка методических задач выпускной квалификационной работы. Методическая постановка задач работы и их концептуальная разработка представляют собой проблемно-аналитическую часть исследования. Анализ проблем государственного и муниципального управления отличается комплексностью и системностью, использованием междисциплинарного подхода. Аналитическая характеристика объекта исследования независимо от специфики его темы должна содержать: - перечень целей, реализация которых обусловливает функционирование исследуемого объекта; - описание его структуры с выделением основных, вспомогательных или обслуживающих подразделений и их роли в управленческом процессе; - определение места анализируемого объекта в иерархической системе более крупного масштаба; - характеристику выполняемых функций по различным показателям, например, по объемам выполняемых операций в определенной сфере государственного регулирования, по применению административных и иных санкций или видов государственного принуждения, по улучшению качества работы с гражданами, их обращениями, по финансовым, экономическим и другим показателям. Все эти показатели, по которым проводится анализ, выбираются в зависимости от специфики управленческой деятельности объекта исследования. По этой же причине они будут отличаться как по объему, видам, так и по форме изложения и представления материала. Анализ объекта и организации государственного (муниципального) управления осуществляется на основе достаточно полного описания общей характеристики объекта и предмета исследования. В этой части проводится анализ фактических материалов, характеризующих особенности государственного (муниципального) управления, специфику выполняемых функций, компетенцию и реализуемые полномочия объекта (государственного или муниципального органа, подразделения, службы). Особое внимание уделяется анализу проблемных аспектов темы исследования в соответствии с поставленными целями и задачами. Необходимо обратить внимание не только на выявление и анализ положительных сторон управленческой деятельности, но и на имеющиеся здесь недостатки, а также изыскание резервов в повышении эффективности организации и функционирования системы управления в целом и ее отдельных структур (элементов).
Диагностический анализ органа и организации управления нацелен на: - оценку достигнутого уровня организации управления; - оценку элементов системы управления, уровня и содержания функциональной специализации; - сравнение фактических значений основных показателей управленческой деятельности с нормативными; - выявление положительных и отрицательных сторон в организации и функционировании управления и государственной (муниципальной) службы; - установление потерь и неиспользованных возможностей в результате влияния недостатков в организации управления; - выявление и анализ причин наличия недостатков, их проявлений и негативных последствий. Источниками информации для проведения исследования могут служить: законы и подзаконные акты, положения, уставы, регламентирующие организацию и функционирование государственного (муниципального) органа; материалы текущего делопроизводства; статистические данные; отчетность отдельных подразделений и общие справочно-аналитические материалы и служебные документы, содержащие самые разнообразные сведения, представляющие интерес с точки зрения исследуемой проблемы. Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе. Характер и объем собранного материала зависят от особенности принятой методики исследования. Анализ предполагает обработку собранных статистических материалов не менее чем за 3-5 лет.
Анализ статистических материалов сопровождается выполнением большого объема разнообразных вычислений: абсолютных и относительных отклонений, средних величин и т. д. Кроме того, в ходе анализа выполняются различные виды оценок, группировок, сравнений исходных данных; нахождение минимального или максимального значения и ряд других операций. Результаты анализа требуют графического или табличного представления. Все это многообразие видов аналитической обработки информации является объектом автоматизации с применением современных средств вычислительной техники. Применение ПЭВМ повышает эффективность аналитической работы. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа; более полного охвата данных, отражающих влияние факторов на результаты деятельности; замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями; постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически невыполнимых вручную. Комплексный анализ состоит из 7 этапов. На первом этапе уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы. На втором — определяется система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа. На третьем — собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый ряд и т. д. ). На четвертом — проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом и т. д. На пятом — выполняется факторный анализ: выделяются факторы и определяется их влияние на результат. На шестом этапе выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства. На седьмом — происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявление неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию. Статистические данные исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они подтверждали рассуждения и выводы автора. Существуют три способа представления данных: они могут быть представлены в таблицах, выражены графически или включены в текст.
Способы табличного отражения аналитических данных. Результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц. Это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке. Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Она значительно нагляднее словесного текста. Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением, и познавательный эффект достигается быстрее. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями. Использование графического способа в анализе. Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур. Они имеют большое иллюстративное значение. Благодаря им изучаемый материал становится более доходчивым и понятным. Велико и аналитическое значение графиков. В отличие от табличного материала график дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления, позволяет зрительно проследить те закономерности, которые отражает числовая информация. На графике более четко проявляются тенденции и связи изучаемых показателей. Основной формой графиков, используемых в анализе, являются диаграммы и картограммы. Диаграммы по своей форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные. Графические способы также используются при построении разнообразных схем для наглядного изображения внутреннего строения изучаемого объекта, последовательности технологических операций, взаимосвязей между результативными и факторными показателями и т. д. Способы использования данных в тексте. В анализе используется много различных способов обработки экономической информации. Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т. д. Среди них можно выделить традиционные способы и приемы анализа, например использование абсолютных, относительных и средних величин; применение сравнения, группировки, балансового метода. Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования абсолютных величин. В анализе они используются в качестве базы для исчисления средних и относительных величин. Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Понятно, что эти явления можно выразить и в абсолютных величинах, но доходчивость, яркость достигаются при этом только через величины относительные. Относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, т. е. они характеризуют изменение того или иного показателя, явления во времени (отношение, например, реальных денежных доходов населения за ряд лет к базовому периоду, принятому за 100). Аналитичность относительных величин хорошо проявляется и при изучении показателей структурного порядка. Отражая отношение части совокупности ко всей совокупности, взятой в целом, они наглядно иллюстрируют как всю совокупность, так и ее часть (например, удельный вес руководителей и специалистов в общем количестве работников предприятия). Чисто аналитический характер имеют относительные величины интенсивности (например, выпуск продукции на 100 руб. инвестиционных фондов, степень заболеваемости населения). Не менее важное значение имеют в процессе анализа средние величины. Их «аналитическая сила» состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений, процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного к закономерному; абстрагироваться от случайности отдельных значений и колебаний. В аналитических расчетах применяются исходя из необходимости различные формы средних — средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментального ряда, мода, медиана и т. д. С помощью средних величин (групповых и общих), исчисленных на основе массовых данных о количестве однородных явлений, можно определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов. Сравнение — наиболее распространенный способ анализа. Начинается оно с соотношения явлений, т. е. с синтетического акта, посредством которого анализируются сравниваемые явления, выделяются в них общее и различное. Выступающее в результате анализа общее, в свою очередь, объединяет, т. е. синтезирует, обобщаемые явления. В экономическом анализе способ сравнения считается одним из важнейших — с него и начинается анализ. Существует несколько форм сравнения: с планом, с прошлыми и лучшими показателями, со средними данными. Непременным условием сравнения с планом должны быть сопоставимость, одинаковость по содержанию и структуре плановых и отчетных показателей. Выявленные в результате сравнения отчетных и плановых показателей величины отклонения являются объектом дальнейшего анализа. Широко применяется в экономическом анализе сравнение с прошлым или предшествующим временем. Оно проявляется в сопоставлении хозяйственных показателей текущего дня, декады, месяца, квартала, года с аналогичными предшествующими периодами. Проведение сравнения с прошлым временем связано с большими трудностями, которые вызываются значительными нарушениями условий сопоставимости. Например, экономически неграмотным будет сопоставление показателя за ряд лет в текущих ценах. Сравнение с прошлым периодом требует пересчета оборотов в одинаковые цены (чаще всего в цены базового периода). Сравнение с лучшим — с лучшими методами работы и показателями, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники — также дает богатую информацию к размышлению. Эффективен анализ показателей путем сравнения их с показателями лучших организаций данной системы, формирующихся примерно в одинаковых условиях. Особо следует отметить использование зарубежного опыта. При изучении опыта работы соответствующих объектов зарубежных стран должны быть учтены сопоставимость социально-экономических условий. В анализе показатели конкретного объекта довольно часто сравнивают со средними показателями. Неотъемлемой частью почти любого экономического исследования служит группировка. Она позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам (как правило, с использованием таблиц и графиков). Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, их обусловливающих. В зависимости от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки. Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т. д. (см. табл. 2). Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав работников по профессиям, стажу работы, возрасту и т. д. (см. табл. 3). Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности организаций, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие организации, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов. Аналитические группировки, охватывающие, по существу, типологические и структурные, предназначены для выявления взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами, показателями. Для примера ниже приведена группировка населения по среднедушевому доходу, которая позволяет определить наличие, направление и форму связи между данным фактором и потреблением основных продуктов питания надушу населения (табл. 4). Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|