Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

36. Переоценка личной и общественной жизни в рассказах А.П.Чехова 90-х («Горе», «Скрипка Ротшильда», «Дуэль», «Скучная история», «Попрыгунья»).




В рассказе 1886 «Тяжелые люди» писал: «Бывают в жизни отдельных людей несчастья, например, смерть близкого, суд, тяжелая болезнь, которые резко, почти органически изменяют в человеке характер, привычки и даже мировоззрение». В этих словах заключена целая программа, которую Чехов осуществлял последовательно на протяжении многих лет. Об этом писал в «Горе», «Лешем», «Дуэли», «Скрипке Ротшильда», «Убийстве».

Смерть близкого как толчок к пересмотру жизни – тема рассказа «Горе» (1885). У токаря Григория Петрова, великолепного мастера. и. в то же время непутевого мужика, умирает жена по пути в больницу, куда он ее везет. «Горе застало токаря врасплох, нежданно-негаданно, и теперь он никак не может очнуться, прийти в себя, сообразить». Потребность «сообразить» приводит его к мысли о неправильно прожитой жизни, к стремлению изменить ее. «Жить бы сызнова… – думает токарь». Изменить жизнь ему не удастся, но мысль о переломе уже зародилась, и это само по себе имеет нравственную ценность и свидетельствует о духовной одаренности человека, недаром он мастер, натура артистическая. В процессе возрождения души правда и красота часто идут у Чехова рядом.

К основным темам и мотивам «Горя» вернулся несколько лет спустя в «Скрипке Ротшильда» (1893-94). Под влиянием горя – смерти жены – и собственной тяжелой болезни другой мастеровой человек, столяр Бронза, незаурядный и артистически одаренный, подводит итоги своей изни. Но идет дальше своего предшественника. Переоценка личной жизни сопровождается ощущением общей неправды, тяготеющей над людьми. В результате раздумий он приходит в недоумение перед сложившимся порядком «пропащей, убыточной жизни» и задает вопросы необыкновенно наивные и в то же время глубокие: «Зачем люди делают всегда именно не то, что нужно? »; «Зачем вообще люди мешают жить друг другу? »; «…зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы? »; «Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу». Ответов на вопросы нет, но задавать их людям необходимо. Такие вопросы задает сама жизнь, это делает и искусство, которое в глазах Чехова было ценно не столько ответами, сколько вопросами. Герой, наделенный музыкальным даром, сочинил перед смертью мелодию, в которую вложил свои недоуменные и печальные вопросы; в исполнении другого музыканта она звучит так уныло и скорбно, что слушатели плачут. Растревоженная душа пробудившегося человека продолжает жить в искусстве и будит беспокойство в людях.

В других произведениях Чехова речь идет о людях просвещенных, живущих широкими умственными интересами, но их мысль так же дремлет, как у простых людей, и они так же нуждаются в суровом толчке. Для героя «Скучной истории» (1889) таким толчком была обычная и неизлечимая болезнь – старость. Старый профессор страдает бессонницей, и уже одно это имеет важное влияние на его мысль, потому что «не спать ночью – значит, каждую минуту сознавать себя ненормальным». Он вышел из привычной нормы, и суть жизни и человеческих отношений начала приоткрываться перед ним. Временами им овладевают «странные, ненужные мысли», и привычным состоянием его становится недоумение. Тогда покровы представлений спадают перед его взором, он видит свой главный недостаток – равнодушие – и осуждает себя. «Я холоден, как мороженое, и мне стыдно», – признается он в своих записках. Он начинает трезво понимать бездушие своих близких, распадение связей между людьми. В этом прозрении есть издержки: пропадает его великодушие, сдержанная объективность, у него появляются злые мысли, каких раньше не было, «мысли и чувства, достойные раба и варвара». Осуждение собственной жизни граничит у него с циничным, пессимистическим отрицанием жизни, он начинает поддерживать недостойные порядочного человека разговоры об измельчании современного поколения, об отсутствии идеалов, и все-таки прозрение не проходит даром: перед героем открывается, что «равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Профессор прожил большую и нужную людям жизнь. Научная деятельность, которой он отдал свои силы и талант, прославила его имя. Он любил науку и студентов, он знал вдохновение творческого труда. Это был человек незаурядный и внутренне независимый. Именно поэтому он «вдруг» понял, что в его жизни не хватало внутреннего стержня, что в ней не было «общей идеи», а без этой идеи жизнь мыслящего человека ущербна и ведет к горестному краху и полному одиночеству. До «общей идеи» профессор не доходит, он даже не знает, в чем должна быть ее суть, но он близок к пониманию того, что «осмысленная жизнь без определенного мировоззрения – не жизнь, а тягота, ужас», как сказал Чехов в одном из своих писем.

В повести «Дуэль» (1890-91) болезнь мысли современных образованных людей предстает в двух разновидностях: дурном гамлетизме (Лаевский) и бездушной самоуверенности (фон-Корен). То и другое ложь, и оба героя нуждаются в нравственном очищении, и оно наступает для каждого из них. Фон Корен размышляет в начале произведения о причинах антипатии. В Лаевском он чувствует необыкновенную распущенность и лживость. Иван Андреевич считает, что фон Корен – сильная, твердая, деспотичная натура. Себя же он характеризует как падшего, ничтожного, пустого человека, который покупал свою жизнь ценой малодушия, праздности и лжи. Фон Корен является дарвинистом и противником всего, что способно навредить людям.

Лаевский переживает глубокий оздоровляющий кризис под влиянием обрушившегося на него несчастья и позора; фон-Корен, пораженный возрождением Лаевского, которого считал неисправимым, расстается с прежним жестоким догматизмом. Жизнь, бесконечно более сложная, чем все ее объяснения, показывает ему, что «никто не знает настоящей правды», что людям надо ее искать. «И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды…» – на этом сходятся оба героя, еще недавно бывшие врагами.

Доктор Самойленко не принимает в Иване Андреевиче то, что он презирает службу, много пьет, разбрасывается деньгами, играет в карты. Именно Самойленко в является носителем «общей идеи». Этот великодушный и добрый человек достает для Ивана Андреевича деньги, хотя и понимает, что тот бежит от ответственности. Во внутреннем монологе Самойленко по-своему объясняет, почему, ища правды, люди допускают ошибки («два шага вперед, шаг назад»). Скука жизни, страдания, отсутствие «общей идеи» тормозят их. Из-за этого человек не просто оказывается в нравственном тупике. В нем умирает живая личность.

«Доплыть до настоящей правды», найти в пестром хаосе разрозненных фактов и впечатлений «общую идею», увидеть скрытый смысл в нагромождении странностей и бессмыслиц современной жизни, частной и общей, – дело трудное и по мысли Чехова все-таки возможное.

Содержание. В городке, расположенном на берегу Черного моря, два друга беседуют во время купания. Один из них – Лаевский Иван Андреевич, 28-летний молодой человек, а другой – Самойленко, военный доктор. Иван Андреевич делится подробностями своей личной жизни. 2 года назад Лаевский сошелся с замужней женщиной. Они уехали из Петербурга на Кавказ. Однако городок не понравился им. Люди оказались неинтересными, место – скучным, а трудиться в поте лица на земле Лаевский не умел и не хотел. В отношениях с этой женщиной Лаевский видит лишь ложь, поэтому не может больше жить с ней. Однако и разойтись нельзя: у женщины нет денег и родных, а работать Надежда Федоровна не умеет. Кроме того, пришла весть о кончине ее супруга, что означает возможность венчаться с ней. Самойленко советует своему приятелю сделать именно это.

Лаевский обычно находил объяснения и оправдания собственной жизни в литературных типах и теориях. Он сравнивает себя с Печориным и Онегиным, с Гамлетом, с Карениной. Лаевский то готов признать, что у него нет руководящей идеи, что он лишний человек и неудачник, то оправдывает себя. Подобно тому как раньше этот герой верил, что Кавказ спасет его от пустоты в жизни, теперь он полагает, что следует уехать в Петербург, бросив Надежду Федоровну.

У Самойленко столуются Победов и фон Корен, молодой зоолог. Разговор за обедом заходит о Лаевском. Зоолог говорит, что этот человек опасен для общества. Лаевский развращает нравы жителей города тем, что пьет сам и спаивает других, открыто проживает с чужой женой, множит долги, играет в карты, не делает ничего. Если люди, подобные ему, размножатся, серьезная опасность будет угрожать человечеству. Поэтому Ивана Андреевича нужно обезвредить ради всеобщей пользы. Смешливый служитель церкви хохочет, а Самойленко ошеломлен. Он может лишь сказать, что если будут вешать и топить людей, то он против такой цивилизации.

Надежда Федоровна воскресным утром отправляется купаться в отличном настроении. Женщина нравится себе, она убеждена в том, что ею любуются все встречные мужчины. Надежда Федоровна ощущает вину перед Лаевским. Она успела наделать за 2 года много долгов в лавке Ачмианова и все еще не решилась сказать об этом. К тому же женщина уже два раза имела связь с Кирилиным, полицейским приставом. Однако она с радостью думает о том, что ее душа не принимала участие в измене. Надежда Федоровна все еще любит Ивана Андреевича, а с Кирилиным давно уже все кончено.

В купальне женщина беседует с Битюговой Марьей Константиновной, пожилой дамой. От этой женщины сожительница Лаевского узнает о том, что местное общество вечером устраивает пикник, который должен пройти у горной речки. Фон Корен по дороге к реке рассказывает о своих планах дьякону. Он говорит, что намерен отправиться в экспедицию. Иван Андреевич едет в другой коляске и ругает пейзажи Кавказа. Он все время ощущает неприязнь фон Корена и уже жалеет о том, что решил отправиться на пикник. Компания останавливается у татарина Кербалая. Надежда Федоровна находится в шаловливом настроении. Однако ее радость омрачает преследование Кирилина, а также совет Ачмианова остерегаться полицейского пристава. Иван Андреевич, утомленный нескрываемой ненавистью зоолога и пикником, срывается на Надежде Федоровне, которую называет кокеткой. Фон Корен на обратном пути признается Самойленко, что если общество или государство поручило бы ему уничтожить Лаевского, он охотно сделал бы это.

После пикника, уже дома, Лаевский говорит Надежде Федоровне, что ее муж умер. Он чувствует себя как в тюрьме. Иван Андреевич решает пойти к Самойленко, умоляет его дать в долг 300 рублей, обещает помириться со своей матерью, устроить все с Надеждой Федоровной. Самойленко говорит о том, что нужно помириться также с фон Кореном. Он и готов был бы протянуть зоологу руку, однако тот отвернулся бы от него. Ведь это деспотичная, твердая натура, и идеалы у него соответствующие. Для него люди – ничтожества. Фон Корен убил бы любого, кто выходит за рамки узкой консервативной морали, и это лишь ради «улучшения породы». Иван Андреевич говорит, что осознает собственные недостатки. Он надеется воскреснуть, измениться.

Спустя 3 дня после пикника Мария Константиновна приходит к Надежде Федоровне. Мария Константиновна предлагает сожительнице Лаевского стать ее свахой. Однако Надежда Федоровна чувствует, что венчание сейчас невозможно. Женщина не может сказать всего своей приятельнице. Она запуталась в отношениях с молодым Ачмиановым и с Кирилиным. От переживаний у Надежды Федоровны начинается лихорадка. Иван Андреевич ощущает свою вину перед ней. Однако им уже настолько овладели мысли об отъезде в следующую субботу, что он спрашивает у Самойленко удалось ли ему достать денег. Самойленко хочет попросить у фон Корена 100 рублей в долг. Тот соглашается, но при условии, что Лаевский уедет с Надеждой Федоровной. Назначение дуэли

На следующий день Самойленко сообщает Лаевскому об этом условии в гостях у Марьи Константиновны. Иван Андреевич размышляет о том, как много он вынужден лгать, что это не дает ему измениться, начать новую жизнь. Ехидная записка, которую послал, по всей видимости, фон Корен, вызывает у Ивана Андреевича истерический припадок.

Кирилин преследует Надежду Федоровну по пути домой. Он угрожает женщине скандалом, если она не назначит ему свидания сегодня же. Этот человек противен Надежде Федоровне, она умоляет оставить ее, но все же уступает. Ачмианов следит за ними. На другой день Иван Андреевич отправляется к Самойленко. Он хочет взять у него денег, поскольку после той истерики не может больше оставаться в городе. Однако Лаевский застает лишь фон Корена. Между ними происходит короткий разговор. Иван Андреевич понимает, что зоологу известно о его планах. Когда появляется Самойленко, Иван Андреевич в припадке обвиняет его в разглашении чужих тайн, а также оскорбляет зоолога. Фон Корен вызывает Ивана Андреевича на дуэль.

Накануне поединка Лаевский сначала ощущает ненависть к зоологу, а затем, за картами и вином, становится беспечен. Когда Ачмианов ведет Лаевского к домику, где он видит Надежду Федоровну и Кирилина, все чувства будто исчезают из его души. В этот вечер фон Корен беседует с дьяконом о том, как нужно понимать учение Христа, любовь к ближнему. Он считает, что то, что вредит людям, что грозит им опасностью, должно быть устранено. А опасность грозит человечеству со стороны физически и нравственно ненормальных. Дьякон спрашивает его о том, каковы критерии различения, как не допустить ошибку. Зоолог отвечает, что при угрозе потопа не стоит опасаться промочить ноги. Он считает, что в случае Лаевского поможет лишь дуэль. В ночь перед поединком Лаевский слушает грозу за окном, вспоминает свою жизнь, в которой видит лишь ложь. Он ощущает вину в падении своей сожительницы и готов умолять Надежду Федоровну простить его. Если бы он мог вернуть прошлое, он непременно нашел бы справедливость и бога. Прежде чем отправиться на дуэль, Лаевский идет в спальню сожительницы. Она глядит на него с ужасом, однако Иван Андреевич, обняв ее, понимает, что это единственный родной и близкий ему человек. Он намерен возвратиться домой живым.

Никто точно не знает правил дуэли, вспоминают ее описания у Тургенева, Лермонтова… Иван Андреевич стреляет первым. Он боится того, что убьет зоолога, поэтому стреляет в воздух. Противник его направляет пистолет прямо на Ивана Андреевича. Дьякон отчаянно кричит: «Он убьет его! » Это заставляет фон Корена промахнуться.

Через 3 месяца после поединка, в день отъезда в экспедицию, зоолог в сопровождении дьякона и Самойленко идет к пристани. Они говорят о перемене, произошедшей с Лаевским. Иван Андреевич теперь женат на Надежде Федоровне. Он работает с утра до вечера, чтобы рассчитаться с долгами. Решив зайти к нему, фон Корен протягивает ему руку. Зоолог остался верен своим убеждениям, однако признает, что относительно Лаевского он ошибся. Он говорит, что никто не знает правды. Лаевский соглашается с ним. Он думает, что в ее поисках люди делают два шага вперед, один шаг назад. Возможно, когда-нибудь они дойдут до настоящей правды…

 «Попрыгунья» (1892). Особый подтекст спрятан и в самом названии «Попрыгунья». Само слово указывает на неумение сосредоточиться на чем-то одном и на легкомыслии героини.

«Попрыгунья» - одно из произведений, в котором он продолжает исследовать женскую душу и непредсказуемый характер. Его героиня, Ольга Ивановна, эгоистичная, лживая, подлая. Но в тоже время она не корыстолюбивая, иногда бывают моменты, когда она переживает из-за своей измены. Она поверхностна, не умеет отделить важное от второстепенного, чем вызывает жалость и по отношению к себе и к окружающим ее людям. Ведь она ценит людей не за их человеческие качества, а только за их достижения. Писатель не делает прямых заключений и выводов, он предоставляет возможность читателю задуматься и сделать выводы для себя.

Сюжет. Ольга Ивановна выходит замуж за Осипа Степановича Дымова. На самой свадьбе Ольга ведет себя немножко странно: она как будто оправдывается за свой выбор мужа перед гостями. Дело в том, что она выходит замуж, как ей кажется, за человека серого, ничем не примечательного. Осип Степаныч был врачом и еще имел чин титулярного советника. Вел спокойную, размеренную жизнь. Тогда как друзья героини были не совсем обыкновенные: знаменитости и подающие большие надежды в творчестве. Ольга постоянно вращалась в кругах творческих людей. Причем, одни знаменитости сменялись другими, стоило кому-нибудь прославиться хоть немножко, чтобы о нем только начали говорить, как Ольга была тут как тут: сразу же находила повод познакомится, приглашала в гости. Сама Ольга занималась всем понемногу: пела, аккомпанировала, читала стихи, писала этюды. Ее знаменитые знакомые отмечали творческие способности, говорили ей, что если бы она занялась чем-то серьезно, не ленилась, то из нее бы тоже был толк.

Осип занимался медициной и естественными науками, его не интересовало искусство. Муж ни в чем не перечил жене, по средам у нее были вечеринки, на которых он прислуживал гостям жены. Гости, глядя на него, думали: «Славный малый! », и тут же забывали о нем, так как он для них был неинтересен. Но такой образ жизни устраивал обоих супругов и их семейная жизнь поначалу была счастливой.

В поездке на Волгу у Ольги случился роман с молодым художником Рябовским. Но вскоре художник охладел к ней. Женщина же сама умоляла его о любви. Муж стал догадываться об измене, но при этом ни словом ее не упрекнул. Вскоре всем своим знакомым Ольга говорила о Дымове: «Этот человек гнетет меня своим великодушием! »

Однажды Осип сильно заболел. Возле больного круглосуточно дежурили, сменяя друг друга, доктора. Друг Дымова – Коростылев был при нем постоянно, только жена, боясь заразиться, не заходила к нему. Уже перед самой смертью Осипа, понимая, что друг умирает, Коростылев в отчаянии рассказывает, каким же на самом деле был Дымов, что он подавал большие надежды в науке, был одаренным ученым, прекрасным доктором и добрым, чистым человеком. И Ольга Ивановна вспомнила, как к нему относился ее покойный отец и все его товарищи – доктора, поняла, что все они видели в нем будущую знаменитость, а она – прозевала!

Казалось бы, горе должно было убедить ее в том, как она была не права, когда делила людей на знаменитых и не знаменитых. Но она оплакивала не потерю любящего и верного мужа, а будущую знаменитость, не замеченную ею. «Прозевала! Прозевала! », - лучший показатель, что ее горе не подлинное, что она по-прежнему ценит в людях их внешнее положение и степень их знаменитости.

Почти всегда у Чехова жизнь в произведениях протекает на грани сущего и должного. Чем страшнее и фантастичнее мир, тем реальнее жизнь иная, предчувствуемая. Чем меньше жизнь отвечает ожиданиям и надеждам людей, тем поэтичнее становятся эти надежды, тем более справедливыми кажутся ожидания. Разумный и счастливый строй жизни уже на пороге. Но как перешагнуть этот порог, пока никто не знает, и жизнь течет в тех же берегах. Меняются общественные формы, но сущность жизненного зла остается неизменной или почти неизменной.

Анализ человеческих отношений Чехов производит в сфере мелочей, пустяков, недоразумений, из которых жизнь складывается. Нужно обратиться не только к выдающимся случаям в жизни человека, но и к самым мелким, ничем не примечательным фактам. Если жизнь плохо устроена, то это видно и в трагедии и в идиллии, в страшном и смешном. Таков художественный принцип Чехова.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...