Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закрепление в конституциях специальных прав национальных меньшинств




 

Следует отметить, что ряд стран, учитывая неравнозначность таких понятий, как "недискриминация" и "равноправие", а также стремясь к сохранению баланса между обеспечением прав и интересов большинства населения и требованиями национального меньшинства, предпринимает отдельные действия позитивного характера, направленные на предоставление дополнительных специальных прав и преимуществ как определенным группам национальных меньшинств, так и отдельным членам этих групп. Целью таких действий является обеспечение прогрессивного развития этих групп и лиц с тем, чтобы предоставить им возможность равного осуществления прав человека и гражданина независимо от расовой, национальной или языковой принадлежности. Они направлены прежде всего на обеспечение равенства возможностей группам национальных меньшинств и их членам в реализации общечеловеческих и общегражданских прав.
На основе принципа равенства представители национальных меньшинств должны иметь те же права на политическое представительство на различных уровнях осуществления власти, что и другие члены общества. Однако зачастую они не могут воспользоваться этими правами, так как лица, составляющие большинство населения, могут и не отдавать свои голоса представителям национальных меньшинств. В связи с этим отдельные государства используют дополнительные меры для решения данной проблемы. Например, согласно ст. 59 Конституции Румынии от 21 ноября 1991 г., "организации граждан, принадлежащих к национальным меньшинствам, которые не собирают на выборах достаточное число голосов для представительства в парламенте, имеют право на одно депутатское место каждая при условиях, установленных избирательным законом". При этом граждане одного национального меньшинства могут быть представлены только одной организацией.
В соответствии с Конституционным законом "О правах и свободах человека и правах этнических и национальных сообществ или меньшинств в Республике Хорватия" от 4 декабря 1991 г. (ст. 18) "лица, принадлежащие к этническим и национальным сообществам или меньшинствам, которые составляют более 8% населения Республики Хорватия, имеют право быть представленными пропорционально своей численности в структуре населения в Саборе и Правительстве Республики Хорватия, а также в высших органах судебной власти". Лица, принадлежащие к этническим и национальным сообществам или меньшинствам, численность которых составляет менее 8%, имеют право избирать в общей сложности пять депутатов в Палату представителей Сабора Республики Хорватия. Кроме того, согласно названному закону, указанным лицам предоставлено право на представительство в органах местного самоуправления пропорционально их численности в структуре населения определенной единицы местного самоуправления*(56). В Хорватии предусмотрен усложненный порядок принятия законов, затрагивающих национальные права граждан: они принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Палаты представителей. Установленный порядок подчеркивает особую значимость, которую придает таким законам государство.
Для обеспечения представительства национальных интересов при органах государственной власти в отдельных странах создаются специализированные консультативные органы. Так, для консультирования федерального правительства Австрии и федеральных министерств по делам национальных меньшинств при ведомстве федерального канцлера созданы советы национальных меньшинств, призванные охранять и представлять культурные и экономические интересы национальных меньшинств. Их мнение должно быть заслушано перед принятием правовых предписаний по вопросам, затрагивающим права и интересы меньшинств. Они же осуществляют и консультирование правительств земель, если те обращаются к ним с этой просьбой.
Помимо закрепления прав национальных меньшинств на политическое представительство в конституциях и законодательстве ряда стран предпринимаются попытки обеспечения и сохранения самобытности различных национальных, этнических и языковых групп на своей территории. Центральным здесь является вопрос об обеспечении языковых прав указанных лиц. Он касается различных аспектов - права и возможности получения образования на национальном языке (на различных ступенях образования); права на общение на национальном языке; права на получение и распространение информации на национальном языке; права на осуществление топографических обозначений на национальном языке; права на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления на национальном языке, на предоставление услуг переводчика в судебных органах и др.
Одной из наиболее распространенных сфер поддержки государствами национальных меньшинств, закрепленных на конституционном уровне, является сфера образования. В Румынии, например, право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, учиться на родном языке и получать образование на родном языке гарантируется ст. 32 Конституции. При этом способы осуществления этих прав устанавливаются законом.
Помимо государственной поддержки права на образование на национальном языке осуществляется поддержка национальных языков и в других сферах, в частности, охватывающих возможность распространять и воспринимать информацию на родном языке, пользоваться своим языком в официальных учреждениях, в области топографии и др.*(57)
С другой стороны, в практике европейского конституционного регулирования имеет место и такая ситуация, когда язык национального меньшинства в стране по сути возводится в ранг одного из действующих государственных языков. Речь в данном случае идет о языке финляндских шведов.
Финляндия, как известно, может считаться практически моноэтнической страной, так как 93,6% ее населения составляют финны. Этнических меньшинств в стране немного и они невелики. Наиболее значительную группу из них - около 300 тыс. человек (около 6% населения) составляют шведы*(58). Тем не менее сначала Конституцией 1919 г., а затем и Законом о языке 1922 г. шведский язык признан вторым государственным языком наряду с финским. Кстати, исходя именно из этого факта Финляндская комиссия ЮНЕСКО определяет финляндских шведов только как "культурное меньшинство"*(59).
Конституцией Финляндии (_ 14) устанавливается равноправие финского и шведского языков; кроме того, указывается, что государство обязано охранять "на одинаковых началах" права финского и шведского населения. Названным Законом 1922 г., а также другими нормативными актами лингвистические проблемы шведского населения в Финляндии регулируются достаточно подробно.
Наиболее развернутым в плане поддержки на государственном уровне развития языков национальных меньшинств, помимо Финляндии, представляется также законодательство Бельгии, Испании, Венгрии, Австрии, Швейцарии, Норвегии. В Конституции Испании заложен принцип уважения прав языковых меньшинств. И хотя официальным языком является кастильский, за автономными сообществами также сохраняется право устанавливать официальный язык области. Богатство лингвистических особенностей различных районов признается культурным наследием страны, пользующимся защитой и уважением (ст. 3). Специальные разделы, касающиеся регулирования использования языков национальных меньшинств, содержатся в Федеральном законе Австрийской Республики от 7 июля 1976 г. "О правовом положении национальных меньшинств"*(60) и в Законе Венгерской Республики от 7 июля 1993 г. "О правах национальных и этнических меньшинств"*(61).
В швейцарской федеральной Конституции отсутствуют упоминания о национальных, языковых группах или меньшинствах. Союзное государство предоставляет своим 26 кантонам право самим проводить культурную и тем самым языковую политику. При этом важным элементом швейцарской конституционной языковой политики является то, что языковая защита в Швейцарии связана с территориальными, а не личностными союзами. Каждый кантон выбирает себе один (или несколько) из четырех государственных языков, и он (они) становятся для кантона государственным кантональным языком. Администрация, полиция, суды используют этот язык, преподавание в государственных школах также ведется на этом языке. С федеральными властями каждый швейцарец может обращаться на одном из четырех государственных языков. При этом языковая гомогенность трех больших языковых пространств относительно велика. Швейцарский языковый порядок пытается прагматическим способом связать два основных положения: с одной стороны - незафиксированное в письменном виде положение об индивидуальной языковой свободе и с другой - кантональное право распоряжаться официальными языками и языками, на которых ведется преподавание*(62).
Вместе с тем в некоторых странах, например Великобритании, не принято использовать языки меньшинств для ведения официальных дел. Преподавание общеобразовательных предметов на языках национальных меньшинств также не предусматривается в основных учебных программах школ. Считается, что ученик получит больше пользы, если преподавание будет вестись на официальном, английском, языке. Однако если родной язык ребенка не является английским, на первых порах ему может оказываться помощь на двух языках. Дети национальных меньшинств могут изучать родные языки во внешкольное время в классах, организованных и оплачиваемых общиной*(63).
Еще более радикально к решению данной проблемы подходит Конституция Турции от 7 ноября 1982 г., согласно ст. 42 которой "... никакой язык, кроме турецкого, не должен преподаваться в качестве родного языка турецким гражданам в любых образовательных учебных заведениях".
Резкое ограничение в праве на получение образования на родном языке наблюдается и в политике Латвии и Эстонии. Так, например, принятыми в Латвии 22 января 2004 г. поправками к Закону 1998 г. "Об образовании" с 1 сентября 2004 г. в старший классах средних школ Латвии, в которых реализуются программы образования национальных меньшинств, обучение должно вестись на государственном (латышском) языке, за исключением предметов, предусматривающих сохранение их национальной и культурной идентичности, то есть русского языка и русской литературы. Ранее этот же Закон гласил, что соотношение учебных дисциплин, преподаваемых на латышском и русском языке, должно составлять соответственно 60 к 40, к тому же школы могли сами выбирать предметы, которые будут преподаваться на латышском. Теперь Сейм Латвии практически лишил учебные заведения права такого выбора. Принятие подобного закона, как представляется, может означать лишь стремление к насильственной ассимиляции национальных меньшинств.
Язык тесно связан с культурой, хотя культура и является более широким понятием. Культурные и духовные аспекты существования национальных меньшинств также имеют основополагающее значение. Поэтому в конституциях целого ряда европейских стран содержатся нормы, направленные на сохранение самобытности национальных меньшинств в области культуры. Такая позиция государств соответствует подходам ЮНЕСКО по этим вопросам - практически повсеместно в странах, где признается существование национальных меньшинств, признается также и тот факт, что каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые нужно уважать и сохранять в пределах, совместимых с универсальными правами человека.
В целях сохранения и развития языка, культуры и духовных ценностей национальным, этническим и языковым меньшинствам предоставляются возможности по поддержанию свободных и беспрепятственных контактов с представителями родственных групп населения, проживающих в других государствах.
С проблемой обеспечения прав национальных меньшинств тесно связана проблема территориального деления государств и осуществления прав местного самоуправления на территориях компактного проживания национальных или языковых меньшинств. Территориальное деление может осуществляться таким образом, чтобы позволить компактно проживающему национальному или языковому меньшинству оказывать более существенное влияние на принятие решений в политической, культурной и экономической областях, касающихся этих меньшинств.
В качестве успешных примеров подобного территориального деления государств можно назвать Аландские острова в Финляндии, имеющие в основном шведское население. В настоящее время Конституция Финляндии от 11 июня 1999 г. (1999/731) содержит специальную главу в отношении автономии Аландских островов, но она лишь отсылает регламентацию этого вопроса к специальному закону и закону о праве приобретения земли на этих островах. Не регламентируется в конституционном порядке и самоуправление саамов. Согласно акту об автономии от 16 августа 1991 г., принятому парламентом Финляндии, островам предоставлен статус автономной области.
Аналогичным примером можно считать также Гренландию (большинство населения - инуиты), в которой на основании закона о местном правлении, принятого парламентом Дании 29 ноября 1978 г., созданы органы местного самоуправления, включающие как законодательную, так и исполнительную власть. В таких странах, как Италия и Испания, также существуют автономные единицы, образованные с учетом в том числе и этнического фактора и наделенные широкой компетенцией.
Территориальная автономия применяется в тех случаях, когда этническая группа, являющаяся меньшинством в общем составе населения страны, проживает компактно и составляет большинство в определенном регионе. Однако следует учитывать, что автономия в данном случае предоставляется не национальной группе, а территории, на которой проживает все население данного региона. Дело в том, что такое территориальное деление может стать практическим средством обеспечения существования и самобытности национальной группы, но только при условии, что этому будет придано демократическое, а не этнократическое содержание. Ведь на данной территории национальное меньшинство переходит уже в разряд большинства по отношению к основному населению данного государства, которое становится здесь меньшинством и само нуждается в специальной защите.
Территориальное деление и децентрализация государственных полномочий, связанная с предоставлением автономных прав отдельным территориям, считается особенно оправданной в случаях, когда такое деление связано с осуществлением традиционных видов экономической деятельности коренными народами, например осуществлением оленеводства народами саами в Скандинавских странах. Это обусловлено, кроме прочих причин, глубокой привязанностью коренных народов к их землям, территориям и ресурсам, являющимся средством выживания этих народов. При этом такая привязанность, помимо экономических, имеет и другие аспекты - социальные, культурные, духовные, политические. Особое значение приобретает коллективный аспект этой привязанности, а также аспект преемственности поколений, который исключительно важен для сохранения самобытности коренных народов, их культуры и в целом существования.


Некоторые выводы

 

Таким образом, в настоящее время во многих зарубежных странах на конституционном и ином законодательном уровне предпринимаются попытки не только признать факт наличия различных национальных, этнических и языковых меньшинств, но и осуществляются активные действия, направленные на обеспечение недискриминации и защиты этих групп, сохранения их самобытности и индивидуальных отличий. Целью принятия специальных конституционных норм и законодательных актов в области регулирования и защиты прав национальных меньшинств является обеспечение институциональных условий проживания национальных меньшинств в каждой стране, сложившихся под влиянием международных норм и стандартов, совершенствование системы демократических институтов государства и общества, плюралистическое развитие государств под влиянием процессов расширения и углубления прав человека.
Исследование накопленного весьма значительного опыта регулирования прав национальных меньшинств в зарубежных странах дает широкие возможности для его использования и в практике российского правотворчества.


Вопросы конституционного регулирования социокультурной сферы в ряде государств Европы

 

Предварительные замечания

 


Положение любого государства в мировом сообществе во многом определяется состоянием культуры, науки и образования, а говоря шире, политикой в этой области. Как правило, все вопросы, касающиеся ответственности социальных партнеров, содержания деятельности органов власти, прав и обязанностей граждан и т.п., регулируются Основным законом. Государства Европы вызывают в этом плане особый интерес, так как обладают исключительными по значению сокровищами в различных областях искусства, науки, образования, технического и художественного творчества. В Основном законе каждой страны - "следы" эпохальных исторических событий, этнических традиций, реального времени.
Конституции первой половины XX века, как правило, ограничиваются изложением основных прав и свобод граждан в области культуры, образования, науки (Французская Республика, Федеративная Республика Германия). Более поздним законам, принятым в конце прошлого века, свойственна детализация, преимущественно в отношении сферы образования (Бельгия, Греция, Республика Польша). И это закономерно, поскольку социальные, экологические и техногенные катастрофы - тоже результат образования, отражения культуры тех или иных стран и народов.

 

 

Искусство и творчество

 

 

Искусство и творчество, несущие в себе духовную память поколений, являются важнейшей составной частью культуры и служат основой процветающего будущего каждой страны и всего человечества. В этом плане показательно положение Конституции Республики Хорватия, единственное в своем роде, где государство защищает научные, культурные, художественные ценности как духовное народное достояние (ст. 65).
Каждое европейское государство, упоминающее в конституции об искусстве и творчестве, в первую очередь предоставляет для них свободу. Так, искусство и наука свободны в соответствии с Конституциями Италии (ст. 33) и Эстонии (ст. 38); художественное творчество, популяризация искусства, наука и развитие ее теории свободны на основании Конституции Австрии (ст. 17а). По Основному Закону Федеративной Республики Германия этим же правом обеспечиваются искусство и наука, а также исследования и преподавание. При этом свобода преподавания не снимает обязанности быть верным Конституции (ст. 5).
Изредка имеются уточнения относительно предоставляемой свободы. К примеру, провозглашенная по Конституции Португальской Республики свобода интеллектуального, художественного и научного творчества включает права на изобретение, производство и распространение научного, литературного или художественного произведения (ст. 42). А в Основном законе Греции, гарантирующем свободу искусства, науки, исследований, говорится о том, что академические свободы не освобождают от долга подчинения Конституции (ст. 16).
В ряде случаев государство гарантирует свободу искусства и других видов творчества (Македония, ст. 47); научных исследований и искусства (Словацкая Республика (ст. 43), Турецкая Республика (ст. 27), Швейцарская Конфедерация (ст. 20)); научного и художественного творчества (Словения (ст. 59) и Хорватия (ст. 68)); литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (Украина (ст. 54), Российская Федерация (ст. 44)). Конституция Финляндии устанавливает свободу занятия наукой, искусством (ст. 16); в Республике Польша государство обеспечивает каждому свободу художественного творчества, научных исследований (ст. 73). По Конституции Армении каждый имеет право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества (ст. 36), в Албании - на свободу научного поиска и художественного творчества (ст. 58).
Конституции некоторых государств содержат положения и такого рода: Венгрия уважает и поддерживает свободу научной и художественной жизни; Латвия признает свободу научного, художественного и иного творчества; Болгария признает и гарантирует законом свободу художественного, научного и технического творчества.
Наряду с предоставляемой свободой в сфере науки, искусства и художественного творчества многие конституции гарантируют охрану авторского права. В Португалии авторские права защищаются законом; Латвия защищает авторское право и патентное право. Изобретательские, авторские и подобные им права защищаются законом в Болгарии.
В Хорватии гарантируется защита моральных и материальных прав, возникающих в связи с научным, культурным, художественным, интеллектуальным и иным творчеством. Интеллектуальная собственность охраняется законом в Российской Федерации и Армении. Авторское право охраняется законом в Албании.
В некоторых случаях положения конституций вносят уточнения относительно авторских прав, защищая результаты интеллектуальной деятельности граждан. По Конституции Чешской Республики права на результаты творческой умственной деятельности охраняются законом. В Македонии гарантируются права, проистекающие от научной, творческой или другой интеллектуальной деятельности. Права на результаты творческой и умственной деятельности охраняются законом в Словакии.
Украина гарантирует гражданам защиту интеллектуальной собственности, их авторских прав, моральных и материальных интересов, возникающих в связи с различными видами интеллектуальной деятельности. Каждый гражданин имеет право на результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности; никто не может использовать или распространять их без его согласия, за исключениями, установленными законом. В Словении гарантирована свобода научного и художественного творчества, а также защита авторских и иных прав, возникающих в связи с художественной, научной, исследовательской и изобретательской деятельностью. Югославия гарантирует свободу создания и опубликования научных и художественных произведений, научных открытий и технических изобретений, а их создателям - моральные и имущественные права. Порядок осуществления и защиты прав авторов на их произведения, равно как и прав организаций, в которых созданы эти произведения, регулируется союзным законом.
Государственное управление в этой сфере заключается в оказании всесторонней поддержки художественного творчества, искусства и науки, а в иных случаях власть берет на себя определенные обязательства. В Хорватии органы власти способствуют и помогают развитию науки, культуры и искусства. По Конституции Испании органы власти поощряют науку и научные исследования на благо общественных интересов. Македония способствует, помогает и охраняет развитие науки, искусства и культуры. По Конституции Португалии научное творчество и открытия, а также технологические инновации стимулируются и поддерживаются государством таким образом, чтобы обеспечить соответствующую свободу и автономию, рост конкурентности и взаимодействие между научными учреждениями и предприятиями. Искусство и наука в Греции, их развитие и распространение являются обязанностью государства. По Конституции Украины государство не только содействует развитию науки, но и способствует установлению научных связей с мировым сообществом.


Образование

 

 

Нет такого европейского государства, которое в конституционных нормах об образовании не допускало бы своих граждан к участию в "процессе физического и духовного становления личности, процессе социализации, сознательно ориентированном на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны"*(64). В ряде случаев право на образование сопровождается некоторыми уточнениями, как-то: в условиях соблюдения фундаментальных прав и свобод (Бельгия, ст. 24) и контроля со стороны государственных органов за формами образования, в порядке, предписанном Актом парламента (Королевство Нидерланды, ст. 23); при выборе его формы (Грузия, ст. 35); при равенстве возможностей при поступлении в школу и достижении там определенных результатов (Португальская Республика, ст. 74); путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования (Российская Федерация, ст. 43).
В Российской Федерации развивающая это конституционное положение Национальная доктрина образования устанавливает приоритет образования в государственной политике (утверждена постановлением Правительства от 4 октября 2000 г. N 751)*(65). Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование осуществляется в соответствии с законодательством и нормами международного права. В соответствии с законом "Об образовании" гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
Конституция Княжества Андорра, предоставляя любому лицу право на просвещение, конкретизирует цель последнего - наиболее полное раскрытие человеческой личности при уважении свободы и основных прав (ст. 20). По Конституции Греции образование является важнейшей задачей государства и имеет целью моральное, духовное, профессиональное и физическое воспитание греков, развитие их национального и религиозного сознания и формирование их как свободных и ответственных граждан (ст. 16).
Конституции ряда стран предоставляют родителям право на свободный выбор образования для своих детей. К примеру, при выборе характера образования детей решающее слово остается за родителями в Эстонской Республике (ст. 37); преимущественное право выбирать сферу обучения детей принадлежит родителям в Молдове (ст. 35); родители имеют право на обеспечение своим детям образования, соответствующего их религиозным убеждениям, в Республике Кипр (ст. 20). В Конституции Княжества Андорра сказано, что родители вправе выбирать образование для своих детей. Равно они имеют право в соответствии с их собственными убеждениями на нравственное и религиозное воспитание детей (ст. 20). По Основному закону Бельгии сообщество обеспечивает свободу родителей в выборе образования для своих детей и организует образование, которое является нейтральным. Нейтральность подразумевает, в частности, уважение философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся (ст. 24).
Интересна в этом отношении Конституция Ирландии, где сказано, что первым и естественным воспитателем ребенка является семья и закон гарантирует уважение к неотъемлемому праву и обязанности родителей в соответствии с их возможностью давать своим детям религиозное и моральное, интеллектуальное, физическое и социальное воспитание. Родители должны быть свободны давать такое воспитание дома, в частных школах или в школах, признанных или учрежденных государством. "Государство... должно стремиться дополнить и оказать разумную помощь частным и общественным образовательным инициативам и, когда этого требует общественное благо, предоставлять другие возможности и учреждения, имея в виду, однако, права родителей, особенно в вопросах религиозного и морального формирования" (ст. 42).
Одно из основных прав граждан - на образование - в конституциях европейских стран подкрепляется целым рядом определенных государственных и правовых гарантий. Таковыми являются - обеспечение качества образования, общедоступность (бесплатность, равенство), поддержка одаренных детей, помощь учащимся, нуждающимся в специальном обучении.
Очевидно, что качественное образование в третьем тысячелетии - тот самый капитал, который способен обеспечить успешное развитие любого государства. Обществу необходимы высокообразованные граждане, специалисты в своей сфере, знающие иностранные языки, осведомленные в различных сферах науки и культуры. Потому основополагающие акты некоторых стран включают положения относительно уровня образования, гарантированного органами власти. К примеру, в Королевстве Нидерланды органы власти контролируют компетентность преподавателей (ст. 23).
В Российской Федерации ожидаемым результатом реализации Конституции и национальной доктрины образования выступает качество образования. Государственная политика Российской Федерации в области образования обеспечивает:
- создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;
- индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;
- конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.
Именно на качество ориентирована одна из современных тенденций развития образования - стандартизация. Разработка и использование стандартов является, согласно Национальной доктрине РФ, "объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества".
В Грузии государство обеспечивает соответствие образовательных программ международным правилам и стандартам. Государственные образовательные стандарты устанавливаются в Королевстве Нидерланды, Испании, Российской Федерации, Азербайджанской Республике, Казахстане, Турции. Так, в соответствии с Основным законом Королевства Нидерланды стандарты образования в школах устанавливаются Актом парламента с должным учетом особенностей, касающихся частных школ, гарантий свободы получения образования в соответствии с религиозными или иными убеждениями. Требования к образованию, которое дается в государственных образовательных учреждениях, также устанавливаются Актом парламента с учетом религиозной принадлежности и религиозных убеждений каждого учащегося.
Согласно п. 5 ст. 43 Конституции Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. Это положение развивается в Законе Российской Федерации "Об образовании", по которому государственные органы власти вводят образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также требования к уровню подготовки выпускников. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе, уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет и являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Государственный образовательный стандарт учитывает интересы детей с отклонениями в развитии. В этом случае при реализации образовательных программ могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
Одной из государственных гарантий прав граждан в области образования многих европейских государств является его общедоступность (Россия, Украина). В одних случаях всем гражданам доступно среднее государственное образование, а среднее профессиональное и высшее образование можно получить только на конкурсной основе (Албания, ст. 57 Конституции), или высшее образование доступно всем в соответствии со способностями каждого человека (Литва, ст. 41). В других, к примеру в Республике Беларусь, гарантирована доступность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование в Республике доступно для всех в соответствии со способностями каждого (ст. 49). Также и в Хорватии: каждому на равных условиях доступно среднее и высшее образование в соответствии с его способностями (ст. 65). По Конституции Венгерской Республики общее школьное обучение, среднее и высшее образование доступно для каждого на основе его способностей (ст. 70). Конституция Италии провозглашает: образование открыто для всех (ст. 34). Республика Македония также обеспечивает доступность образования каждому на равных условиях (ст. 44). Конституция Словении предусматривает: образование свободно (ст. 57). В Турецкой Республике свобода обучения и образования не освобождает личность от верности Конституции (ст. 53).
Согласно Основному закону Польши публичные власти обеспечивают гражданам всеобщий и равный доступ к образованию. С этой целью создаются и поддерживаются системы индивидуальной финансовой и организационной помощи ученикам и студентам. Условия предоставления помощи определяются законом. Обеспечивается автономия высших школ на принципах, определенных в законе (ст. 70). В Финляндии власть должна на основе более детальных предписаний закона обеспечивать равную возможность для каждого в соответствии с его способностями и определенными потребностями на получение иного образования, помимо базового, и на занятие самообразованием (ст. 16). По Конституции Французской Республики нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, приобретению профессии и культуре. В Эстонии с целью сделать образование доступным государство и местные самоуправления содержат необходимое количество учебных заведений.
Гарантированная рядом государств общедоступность обеспечивается и бесплатностью образования. Конституциями ряда стран всем детям школьного возраста предоставляется бесплатное начальное образование (Королевство Дания, Ирландия, Республика Кипр, Македония, Хорватия, Словения, Португалия). По меньшей мере в течение восьми лет начальное образование является бесплатным в Италии. Осуществляется за счет государства первичное образование в государственных школах Мальтийской Республики и начальное образование для всех граждан мужского и женского пола в государственных школах Турции.
В ряде случаев государство гарантирует бесплатное общее среднее образование в государственных учебных заведениях (Азербайджанская Республика, Албания, Армения, Беларусь, Венгерская Республика, Казахстан). Базовое образование обеспечивается за счет государства в Грузии и Финляндии. Союзная конституция Швейцарской Конфедерации гарантирует право на бесплатное основное школьное обучение. По Конституции Швеции все дети, которые охвачены всеобщим школьным образованием, имеют право получать это образование за счет государства в общей школе. Родители призваны обеспечивать получение образования более высокой ступени.
Изредка государственные органы власти обеспечивают бесплатное основное и среднее образование в государственных школах (Болгария, Словацкая Республика). Граждане имеют право на бесплатное образование в основных и средних школах, а с учетом способностей гражданина и возможностей общества - и в высших учебных заведениях в Чехии. Государство обеспечивает возможность бесплатного получения основного и среднего образования в Латвии. Право на бесплатное начальное и среднее образование имеют граждане Княжества Монако.
Ряд конституций предоставляет гражданам право получать бесплатное образование: на всех его ступенях в государственных учебных заведениях (Греция); в госу<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...