Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

47. Начало журналистской деятельности Горького.




47. Начало журналистской деятельности Горького.

Ранняя публицистика великого пролетарского писателя продолжала лучшие традиции революционно-демократической печати. Работая в 1895–1896 гг. в провинциальных газетах Поволжья и Юга России – «Самарской газете», «Нижегородском листке» и «Одесских новостях», – он неизменно защищал интересы народа. «Самарская газета» представляла собой типичное либерально-буржуазное провинциальное издание. В ней были широко развернуты отделы хроники, обозрений (столичной и провинциальной печати, местной жизни), печатались корреспонденции, фельетоны, беллетристика. В 90-е годы в газете сотрудничали: Н. И. Ашешов, С. С. Гусев, Н. Г. Гарин-Михайловский, С. Г. Петров (Скиталец). Тираж газеты составлял две-три тысячи экземпляров.

- В «Очерках и набросках», к написанию которых Горький приступил тотчас по приезде в Самару весной 1895 г., он впервые получил возможность непосредственно обратиться к читателю и дать публичную оценку ряду явлений общественной жизни.

- Почти одновременно Горький под псевдонимом Иегудиил Хламида стал вести один из самых боевых отделов газеты – фельетон на местную тему под заглавием «Между прочим». Общий характер выступлений Горького-публициста – протестующий, обличительный. Его материалы свидетельствуют о глубоком недовольстве автора всем строем жизни помещичье-буржуазного государства. Фельетоны писателя с необычайной смелостью вскрывали многие язвы провинциальной жизни: издевательство над человеческим достоинством, бесправие женщины, дикость, бескультурье, внутреннюю пустоту жизни обывателей и пр.

- Самое большое внимание уделено эксплуатации трудового народа. Не страшась административных и цензурных преследований, Горький разоблачает самарского фабриканта Лебедева, применяющего на своей фабрике детский труд. Симпатии Горького целиком на стороне рабочих. Он радуется проявлению солидарности среди них, тяге к культуре, «зарождению у некоторой части рабочей среды сознания своих человеческих прав».

- - Пребывание в Самаре – чрезвычайно важный этап в идейном и творческом росте Горького. Наряду с публицистикой здесь были созданы «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль» и др. произведения.

- В конце 1895 г. Горький в качестве корреспондента газеты «Одесские новости» выехал в Нижний Новгород на Всероссийскую промышленную и художественную выставку и одновременно начал сотрудничать в газете «Нижегородский листок». Молодого журналиста не отуманили размах и пышность, с какими была устроена выставка. Горький сразу отметил решающий недостаток экспозиции: в павильонах и на стендах совершенно не были отражены жизнь и труд народа.

-Горький дает оценку новым течениям в русской живописи, особенно картинам Врубеля и Галлена, Горький критикует не только модную живопись импрессионистов, но и поэзию декадентов, символистов, чуждую людям труда. Писатель защищает ясность и простоту в искусстве, его тесную связь с жизнью. Задача литературы и живописи – облагородить дух человека, идейно воспитать его, показать правду жизни. Искусство должно учить человека думать, в нем не может быть места глупым и вредным «чудачествам».

- Горький высоко ставит реализм живописи Маковского, игры актеров Малого театра, программной музыки, утверждает неизмеримое превосходство художников эпохи Возрождения и русских мастеров XIX в. над живописью импрессионистов. Особенно ценит он подлинное искусство самого народа, в каких бы оно формах ни проявлялось. С восторгом отзывается писатель о безымянных русских камнерезах, придающих камню «легкие воздушные формы» и обладающих «тонким вкусом», «уверенной рукой» и «хорошо развитым чувством меры».

- К выступлениям Горького, затрагивающим вопросы искусства, примыкает его статья «Поль Верлен и декаденты» («Самарская газета» в 1896 г). В ней наиболее полно вскрываются корни и социальный смысл декадентства как искусства. Пессимизм и полное безучастие к действительности – вот характерные черты творчества французских и русских декадентов +

- От статьи к статье крепнет публицистическое мастерство Горького. Выходец из народа, много видевший «в людях» и во время странствований по Руси, писатель неустанно работает над собой и все ближе подходит к классовой правде пролетариата, к шедеврам своего творчества – «Песне о Буревестнике», роману «Мать» и др. произведениям. До конца жизни не прекращал он публицистической деятельности. Школа профессионального журналиста оказалась чрезвычайно полезной для будущего роста писателя. С конца 90-х годов все творчество Горького развивалось под прямым влиянием коммунистической партии и лично В. И. Ленина, чрезвычайно высоко ценившего великого пролетарского писателя.

 

48. Развитие исследований печати в США в первой трети XX в

К изучению журналистики США в России приступили около ста лет назад, начиная с исследования И. Гурвича «Американская печать» (в книге «Периодическая печать на Западе». – СПб., 1904). Сейчас библиография отечественных работ в этом направлении включает в себя целый ряд книг и статей, научную ценность которых в ряде случаев снижает лежащая на многих из них печать идеологической заданности или откровенной политической конъюнктуры. Особенно американистика в сфере масс-медиа активизировалась в конце XX – начале XXI веков, когда прошла пора открытой конфронтации двух супердержав и мир, по выражению некоторых политологов, стал «монополярным»[2].

Америка – страна иммигрантов. Ее коренное индейское население не имеет массовых изданий на национальных языках; радио и телевидение также не уделяют их нуждам должного внимания. Вот почему изучение истории американской журналистики практически в любом учебном заведении США начинается с ознакомления обучаемых с историей развития письменности и СМИ Европы (в первую очередь) и Азии, поскольку народы этих континентов оказали самое сильное влияние на становление и развитие американской журналистики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...