Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

44. Журнал «Отечественные записки» Некрасова и Салтыкова-Щедрина.




44. Журнал «Отечественные записки» Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

В 1866 году издание  " Современника" было запрещено. В конце 1867 года Некрасов заключает договор с издателем журнала  " Отечественные записки"  А. А. Краевским и становится фактическим издателем и редактором журнала. Совместно с Некрасовым редактором журнала становятся его ближайшие сотрудники по  " Современнику" -  М. Е. Салтыков-Щедрин и  Г. В. Елисеев.

Общее руководство журналом осуществлял  Некрасов, беллетристическим отделом заведовал  Салтыков-Щедрин, публицистическим -  Елисеев.  Некрасов и  Салтыков-Щедрин превратили журнал в лучший после " Современника" русский литературно-общественный журнал второй половины XIX века. К участию в работе журнала были привлечены крупнейшие русские писатели: А. Островский, Г. Успенский, а также известные писатели своего времени В. Слепцов, А. Левитов, В. Гаршин, Д. Мамин-Сибиряк.

Их редакторскую работу отличали идейность и принципиальность. Они сформировали журнал, имеющий определенное политическое лицо. Об этом свойстве, как об одном из основных свойств журнального издания,  Салтыков-Щедрин писал: " Если журнал не ищет твердых понятий о том, куда он идет и чего хочет, если он занимается донашиванием чужих одежд и догладыванием чужих оглодков, заслуживает ли он чести называться органом и руководителем общественного мнения? Нет, не заслуживает"  .

Обратим внимание на слова " талантливые люди шли в " Отечественные записки", как в свой дом... ".  Щедрин, очевидно, прекрасно понимал, как важно иметь вокруг издания талантливый авторский актив. Ведь одно из важнейших направлений работы любого издательства - формирование авторского актива.

 

45. Публицистическое мастерство Короленко.

- Журнал «Русское богатство», один из крупнейших ежемесячных, журналов второй половины XIX в., возник в 1876 г. и просуществовал до 1918 г. Беллетристика занимала в журнале значительное место. На страницах «Русского богатства» в 90-е годы помещались произведения видных русских писателей-реалистов – Короленко, Г. Успенского, Мамина-Сибиряка, Куприна, Станюковича, Бунина, и др.

- Большое значение имело сотрудничество в журнале «Русское богатство» В. Г. Короленко, писателя-реалиста и крупнейшего демократического публициста второй половины XIX в., мастера художественного очерка.

- Первое выступление Короленко в печати относится к 1878 г., когда в газете «Новости», где он работал корректором, была помещена его заметка «Драка у Апраксина двора». В «Русском богатстве» он выступил впервые в 1886 г. с рассказом «Лес шумит». Активное сотрудничество Короленко в журнале начинается с 1892–1894 гг. («В голодный год», «Парадокс» и др. ). До тех пор он печатался в «Северном вестнике», «Русской мысли», «Русских ведомостях», «Волжском вестнике» и некоторых других, в том числе и провинциальных, изданиях.

- Не чуждый в юности народнических иллюзий, Короленко и в 90-е годы испытывает еще народнические влияния. +

- Короленко не был марксистом, однако в его очерках и рассказах содержался правдивый материал, который опровергал народнические представления и подтверждал выводы марксистов. В «Павловских очерках», посвященных жизни кустарей села Павлово на Оке, близ Нижнего Новгорода, Короленко резко разошелся с народническими публицистами, которые считали, что старинные кустарные промыслы в этом селе якобы дают пример «народного производства». Надтреснутый павловский колокол становится символом реального состояния кустарной промышленности в России. Короленко нарисовал верную, запоминающуюся картину жизни и труда павловского кустаря, и его постепенное разорение. Писателю было ясно, что кустари давно утеряли всякую хозяйственную самостоятельность, а их эксплуатация приняла на редкость тяжелую форму. «Нищета есть везде, – говорит он, – но такую нищету, за неисходною работой, вы увидите, пожалуй, в одном только кустарном селе. Жизнь городского нищего, протягивающего на улицах руку, да это рай, в сравнении с этой рабочей жизнью! ». А народники идеализировали эту «рабочую жизнь», которая якобы дает какое-то особое моральное удовлетворение труженику.

 

46. Чехов и пресса. «Остров Сахалин» как образец высокой публицистики.

В 1890 году известный русский писатель Антон Павлович Чехов для " изучения быта каторжников и ссыльных" совершил путешествие на остров Сахалин. Готовясь к путешествию, Чехов изучил более ста работ и записок путешественников, монографии ученых, этнографические материалы, записи чиновников 17–19 веков. Творческим итогом этого путешествия стала художественно-публицистическая книга " Остров Сахалин" (Из путевых записок), в основу которой легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные писателем на острове статистические данные.

В центре внимания Чехова-исследователя, Чехова-художника – проблема личности каторжника, простого, несчастного человека. В книге даются описания острова, условий жизни каторжан и поселенцев, быта и нравов инородцев, видов принудительного труда и наказаний, состояния тюрем, больниц, школ.

Одной из центральных глав книги является шестая – " Рассказ Егора". В личности Егора и в его судьбе подчеркивается одна из характерных особенностей каторжного населения Сахалина: случайность преступлений, вызванных в большинстве случаев не порочными наклонностями преступника, а характером жизненной ситуации, которая не могла не разрешиться преступлением.

Книга " Остров Сахалин" обратила внимание официальных лиц на вопиющее положение каторжных и ссыльных. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на остров своих представителей. Доклады высокопоставленных чиновников подтвердили свидетельства Чехова.

Современники писателя считали, что некоторые реформы в области ссылки и каторги в России 1890-х годов были проведены отчасти под воздействием книги " Остров Сахалин".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...