Характеристика грузопотоков и транспортных схем.
В различные периоды и этапы геологоразведочных работ характеристика грузопотоков экспедиций и партий (участков) изменяется не только по объему перевозимых грузов, но и по их разнообразию. В начальный (подготовительный) период работы количество перевозимых грузов невелико. В основном это оборудование, строительные материалы и сооружения бытового назначения. В ряде случаев при второй и особенно третьей группах сложности транспортных связей экспедиций доставка самоходного технологического оборудования (геофизические, буровые и шурфопроходческие установки) и даже транспортных машин к месту производства работ целесообразна (а в ряде случаев и единственно возможна) государственным речным или воздушным транспортом. По мере развития работ грузопоток постепенно увеличивается и меняет свою структуру. В его состав всё в большей мере включаются различные материалы для технологических и бытовых нужд. При стабилизации режима разведочных работ количество перевозимых по магистралям внешней связи грузов уменьшается за счет снижения доставки на базы экспедиций энергетического и технологического оборудования. В то же время внутренние перевозки оборудования могут возрастать за счет перемещения по разведочному полю, например, буровых вышек, станков. В завершающий период работ грузопотоки вновь возрастают при вывозе с разведочных полей или участков оборудования, материалов и других грузов. Рис. 1.1. Схемы транспортных связей: а -простые; б - средней сложности; в - сложные. Условные обозначения:
1 - автомобильные и тракторные дороги; 2 - водные трассы; 3 - воздушные трассы; 4 - базы экспедиций (ГРЭ); 5,6 - центральные базы водного и воздушного сообщений;
7 - базы партий (ГРП); 8 - базы геологоразведочных участков.
Изложенная динамика изменений размеров и структуры грузопотоков, схематична. Она может меняться в конкретных условиях разведки месторождений в зависимости от многих факторов. К основным факторам относятся: стадии, масштабы и концентрация разведочных работ; географическое расположение и геологические особенности месторождения; способы разведки (бурение, горные выработки, геофизические методы); сезонность или непрерывность производства работ в течение года; выбор вида транспорта, определяющего оптимальное время года для перевозки основной массы грузов, доставляемых на базы экспедиций и партий. При массовой перевозке разнообразных грузов необходимо разделение их на типы ивиды, каждый из которых характеризуется использованием определенных транспортных средств и вспомогательного оборудования, а также своими особенностями транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ. Классификация перевозимых грузов дана в таблице 1.3. Перевозка грузов 1-го типа (крупногабаритных) геологоразведочных экспедиций в основном ограничивается их транспортировкой (на более или менее значительные расстояния) по рекам на баржах и по воздуху вертолетами на прицепных подвесках (в исключительных случаях возможна перевозка в фюзеляжах больших грузовых самолетов). Для сокращения объемов и сроков демонтажных и монтажных работ буровые вышки перемещаются без разборки на небольшие расстояния с одной производственной площадки на другую (в пределах разведочного поля) тракторами на санной платформе. Грузы 2-го типа (длинномерные) по наземным трассам транспортируются грузовыми автомобилями, тягачами и тракторами преимущественно на одно или двуосных полуприцепах различных конструкций. По водным путям - на грузовых пароходах, баржах и плотах, по воздуху - на прицепных подвесках вертолетов.
Грузы 3-го типа (тяжелые, небольших размеров) по наземнымдорогам перевозятся в основном в бортовых автомобилях большой грузоподъемности или на специальных автомобильных и тракторных прицепах, по водным путям - на баржах, по воздуху - в фюзеляжах грузовых самолетов и вертолётов. К грузам 4-го типа (контейнерным) относятся разнообразные грузы, размещаемые с целью перевозки, а иногда и длительного хранения на перевалочных пунктах в стандартной компактной таре - контейнерах. При использовании контейнеров повышается производительность погрузочно-разгрузочных и транспортных операций, а также сохранность грузов. Таблица 1.3. Классификация грузов.
Контейнеры перевозят обычно на бортовых автомашинах, автомобильных и тракторных прицепах, на пароходах, буксирах и баржах, в самолетах и на подвесных устройствах вертолетов. Грузы 5-го типа (сыпучие) для перевозки загружают непосредственно в бортовые автомашины, автомобили-самосвалы, автомобильные и тракторные бортовые прицепы, на баржи и плоты, а также перевозят насыпав их в мешки. Иногда сыпучие грузы (преимущественно цемент) перевозят в мешках на вертолетах и самолетах. Грузы 6-го типа (газообразные) перевозят в баллонах различными транспортными машинами. Жидкие вещества транспортируют в цистернах, баках, бутылях и бидонах. Грузы 7-го типа (взрывчатые материалы) должны транспортироваться с соблюдением особых правил и требований, приведенных в «Единых правилах безопасности при взрывных работах». Эти требования предусматривают меры безопасности, необходимые для того или иного типа транспорта. Необходимое количество тех или иных технологических грузов, доставляемых в экспедиции, партии и на производственные участки, зависит от вида геологоразведочных работ, их масштабов и применяемого оборудования. 2. А втомобильные и тракторные дороги. В транспортной системе выделяют две группы автомобильных дорог: дороги общего пользования и ведомственные дороги. Автомобильные дороги общего пользования и по народнохозяйственной и административной значимости подразделяются на дороги общегосударственного, республиканского, краевого, областного и местного значений. 2. 1. Классификация и конструкции автомобильных дорог. Дороги общегосударственного значения представляют собой автомагистрали, служащие транспортными связями между крупными административными центрами, отдельными экономическими районами, а также между государствами. Дороги республиканского значения соединяют между собой и со столицами главные административные, политические, экономические и культурные центры республик, областей (краев). Областные (краевые) дороги предназначены для обслуживания административных, хозяйственных и культурных связей районов с областными и краевыми центрами, с общей сетью дорог к железнодорожным станциям, портам водного и воздушного транспорта.
Местные дороги (дороги районного значения) соединяют центрырайонов между собой, с крупными предприятиями, железнодорожными станциями, аэродромами и пристанями. Ведомственные автомобильные дороги находятся на балансах предприятий и организаций различных ведомств. К ним относятся дороги, принадлежащие заводам, электростанциям, объектам горнодобывающей промышленности, сельскохозяйственному производству, геологоразведочным организациям. Ведомственные дороги подразделяют на подъездные пути, внутрихозяйственные и технологические дорожные трассы. Подъездные пути геологоразведочных партий (ГРП) и экспедиций бывают значительными по протяженности дорогами, что обусловливает и значительные расходы на их строительство и ремонт. Трассы внутрихозяйственных перевозок обычно невелики. Эти перевозки осуществляются в значительной степени по дорогам подъездных путей или сводятся к транспортировке по автодорогам и площадкам баз ГРП или перевалочных пунктов. К технологическим трассам относят дороги для перевозки грузов и перемещения самоходного оборудования в пределах производственного участка, в частности в контурах разведочного поля. Протяженность этих трасс, как правило, невелика. Конструкции автомобильных дорог зависят от назначения дорог и выбираются в зависимости от интенсивности движения, времени использования дорог и основных видов транспортных средств. Земляное полотно (основание) автомобильных дорог покрывается «дорожной одеждой», представляющей собой у дорог высокого класса многослойную опорную конструкцию. В простейших дорогах, наиболее характерных для ведомственного назначения, эта конструкция упрощается. Верхний слой дорожной одежды называют дорожным покрытием. Выделяют дорожные покрытия следующих типов: 1) Усовершенствованные: цементобетонные, асфальтобетонные, грунто-асфальтовые; 2) Переходные: щебеночные, гравийные, шлаковые, грунтощебеночные и грунтогравийные, (обработанные вяжущими материалами), грунтовые - укрепленные вяжущими материалами; 3) Низшие: грунтовые (укрепленные гравием, щебнем и дресвой). Свое название дороги обычно получают по материалу покрытия. К дорогам особого типа относятся зимники, лежневки и др. В геологоразведочных экспедициях только в отдельных случаях сооружают небольшие участки дорог с усовершенствованным и переходным типом покрытий, в основном же используют низшие типы покрытия внешних и тем более внутрихозяйственных и технологических автомобильных коммуникаций.
Технология сооружения земляного полотна и дорожного покрытия, их конструкции и эксплуатационные характеристики разнообразны. Зависят они от физико-механических свойств пород и грунтов, которые приобретают особое значение при строительстве грунтовых дорог. Поверхности земляного полотна придаётся двухсторонний уклон от центральной оси к бровкам. Типовые схемы поперечного профиля земляного полотна с кюветами приведены на рис. 2.1. Наиболее распространено земляное полотно в форме насыпи, так как оно обеспечивает наилучшую гидрогеологическую ситуацию, а следовательно, и эксплуатационную характеристику дороги. Рис. 2.1. Поперечные профили земляного полотна автомобильных дорог:
а – насыпь; б – выемка; в – черновой проезд.
При определении параметров насыпи, в частности ее высоты, следует учитывать существующее разделение местности производства работ на пять зон по характерным водным режимам грунтов: I - тундра; II - зона лесов; III - лесостепь; IV - степь; V - засушливая (аридная) зона. Для выравнивания земляного полотна по оси трассы в местах понижения земной поверхности (при пересечении небольших лощин, канав, ям) высоту насыпей увеличивают. Поперечный профиль земляного полотна в форме выемки относительно прост, но применяют его преимущественно в благоприятной гидрогеологической обстановке, а также в местах пересечения холмообразных повышений земной поверхности. Простейший поперечный профиль земляного полотна автомобильной трассы называется «черновым проездом». Этот профиль применяется, в основном, при сооружении временных сезонных дорог в IV и V зонах водного режима. Формируется он за счет снятия почвенно-растительного слоя и выравнивания и уплотнения поверхности грунтов. Ширина земляного полотна зависит от интенсивности движения, рельефа местности и срока службы дороги. В равнинных и холмистых местностях она составляет от 3,5 до 9м, а при горном рельефе и в болотистых местностях от 3,5 до 6,5м. На поворотах дороги земляное полотно расширяют в сторону центра кривой. Величина расширения земляного полотна зависит от радиуса кривой. На автомобильных дорогах, имеющих ширину земляного полотна менее 5,5м, должны устраиваться разъезды, располагающиеся в пределах видимости, но не далее 300м один от другого. Ширина разъезда должна быть не менее 8м, длина примерно 30м. Геологоразведочные дороги сооружают в основном с грунтовым (низший тип) покрытием, но иногда (на сравнительно небольших участках, преимущественно около баз экспедиции) применяют усовершенствованное покрытие дорог. Переходный тип покрытия возводится и на дорогах несколько большей протяженности с интенсивным движением транспортных средств, между базами и перевалочными пунктами или производственными участками, преимущественно в течение нескольких сезонов или круглогодично. Удельное давление на грунтовое дорожное покрытие при этом колеблется от 10 до 20Н/см 2, в зависимости от интенсивности движения транспорта. Свойства грунтов, используемых для строительства дорог, приведены в табл. 2.1. и 2.2. Для повышения несущей способности грунтовых дорог необходимо смешивать грунты в определённой пропорции, обеспечивая при этом силу сцепления глинистых и песчаных частиц не менее 10Н/см 2. Для поддержания несущей способности дорожным покрытиям низшего и переходного типов при сооружении геологоразведочных дорог придаются следующие формы поперечного сечения: полукорытная, корытная и серповидная. Полукорытный профиль характерен для гравийных и грунтощебеночных дорог, корытный - для покрытий с добавками различных вяжущих материалов, серповидный - для грунтовых дорог. При наличии глинистых грунтов дорожное покрытие улучшают песчаными добавками, а сыпучих песков - добавками суглинков или торфа (см. рис. 2.2.). Таблица 2.1. Нормативные значения удельных сцеплений С, Н/см2, и углов внутреннего трения jтр, град, глинистых грунтов.
Таблица 2.2. Нормативные значения удельных сцеплений С, Н/см2, углов внутреннего трения jтр, град, и модулей деформации Е, Н/см2, песчаных грунтов.
Введение гравия или щебня (грунтогравийные или грунтощебеночные дороги) всегда улучшает качество дорожных покрытий, однако крупные каменистые добавки повышают износ автомобильных шин и, в известной мере, расход горючего. Оптимальное содержание гравия или щебня в дорожном покрытии должно составлять от 25 до 40%; размер зерен от 20 до 40мм; содержание глинистых частиц не должно превышать 15%. Простейший способ улучшения фунтового покрытия - рассыпание добавок непосредственно на сформированную поверхность дороги слоем толщиной 3-5см с последующей их укаткой колесами автомобилей. Рассыпать добавки целесообразно в увлажненный грунт дорожного полотна весной или после дождя. Дороги переходного типа сооружаются в случае грунтовых, грунтогравийных и грунтощебеночных покрытий. В материал покрытий вводят вяжущие вещества - битумы или каменноугольный деготь, цемент или известь. Толщина улучшенного слоя покрытия составляет 8-20см. При толщине покрытия менее 15см ему придают серповидный профиль, при большей толщине - корытный. На дорогах с минимальной шириной проезжей части и наименьшей толщиной улучшенного покрытия, расход вяжущих материалов составляет 30-40т на 1км трассы. Цемент или известь в качестве связующих материалов применяют для улучшения покрытий на участках дорог с невысоким увлажнением грунтов. Толщина обрабатываемого слоя покрытия равна 10-15см. Образующийся на поверхности цементогрунт достаточно прочен. Известь- грунт менее прочен и при увлажнении становится неморозостойким.
Рис. 2.2. Поперечные профили дорожных покрытий: а -полукорытный; б - корытный; в -серповидный. 1 -дорожное покрытие; 2 - основание дороги; 3 - земляное полотно. Улучшение дорожного покрытия предусматривает: рыхление грунта земляного полотна или покрытия и перемещение его к обочинам; укатку образовавшегося «корыта»; перемещение грунта с обочин в корыто; розлив вяжущего материала; перемешивание грунта с вяжущим материалом с последующей укаткой. Комплекс операций, связанных с сооружением дорог из гравия, щебня, дресвы и малопрочных дробленых каменных материалов (в частности, известняка), предусматривает рассыпание одного из перечисленных материалов покрытия на подготовленное земляное полотно и уплотнение насыпанного слоя. Такие дороги характеризуются довольно высокими эксплуатационными качествами. Грунтовые дороги со сборно-разборным железобетонным покрытием (рис. 2.3.) сооружают для подъездных путей баз материально-технического снабжения.
Рис. 2.3. Дорога со сборно-разборным железобетонным покрытием.
Прокладывают их на слабых грунтах и если недалеко от места работ расположен завод железобетонных конструкций. Основанием для таких дорог может служить профилированное земляное полотно или слегка выровненная поверхность почвы. Верхняя часть состоит из песчаной подушки и железобетонных плит, укладываемых вдоль трассы. Эксплуатационные свойства дорожных плит объясняются тем, что они являются железобетонными изделиями (ЖБИ). Использование арматуры обеспечивает повышенную прочность и дает возможность многократной укладки дорожных плит. Дорожная плита – конструкция, представляющая собой железобетонную плиту, состоящую из стальной арматуры и железобетона, в состав которого входит цемент повышенной марки прочности. Их основное предназначение – устройство подъездных путей, как к временным объектам различного назначения, так и в качестве дорог для улиц с относительно небольшим потоком автотранспорта. Дорожные плиты получают все большее распространение благодаря своим надежным эксплуатационным характеристикам: высокие физические свойства, долговечность, широкий диапазон нагрузок, морозостойкость и износостойкость. Плиты дорожные укладывают на верхний, ровный слой почвы. Одним из преимуществ дорожных плит является возможность их быстрого демонтажа, в случае необходимости. Перенос на другую строительную площадку после завершения работ. На каждой плите имеются специальные петли, позволяющие спецтехнике легко их поднимать и транспортировать в другое место. Для более жесткой и прочной сцепки эти же петли привариваются друг к другу, а щели между ними заливаются бетонным раствором в случае, если плиты предназначены в качестве дорог для длительного периода эксплуатации. Аэродромные плиты – являются одним из видов дорожных плит. Этот тип плит активно используется и в других местах, на дорогах по которым планируется движение транспорта большой грузоподъёмности, например, в качестве подъездного пути перед сладом (базой) или промышленным объектом. В состав аэродромных плит входят боле прочные материалы, рассчитанные на эксплуатацию и в регионах с неблагоприятным климатом. Так, даже при температуре -60, согласно расчетным величинам плиты хорошо выдерживают моментальную нагрузку в 75 тонн на 1 квадратный метр. Высочайшие эксплуатационные характеристики в сочетании с быстрым монтажом и демонтажем – делают их эффективными для использования в самых различных ситуациях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|