Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Комитеты по биоэтике




В последние годы под эгидой или при поддержке ЮНЕСКО подготовлены следующие фундаментальные труды, в которых нашли отражения различные вопросы деятельности комитетов по биоэтике:

• Национальные и локальные комитеты по биоэтике: опыт Центральной и Восточной Европы // Материалы международных научных конференций по биоэтике.

• Аналитические материалы по проекту «Анализ нормативноправовой базы в области прав человека в контексте биомедицинских исследований и выработка рекомендаций по ее усовершенствованию».

• Образовательная работа с комитетами по биоэтике.

• Этическая экспертиза биомедицинских исследований в государствах - участниках СНГ (социальные и культурные аспекты).

· Цели и задачи деятельности комитетов по биоэтике.

a) оценки соответствующих этических, правовых, научных и социальных проблем, касающихся исследовательских проектов, объектом которых является человек;

b) консультирования по этическим проблемам в клинической медицине;

c) оценки научно-технического прогресса, выработки рекомендаций и содействия в подготовке руководящих принципов по вопросам, относящимся к сфере применения настоящей Декларации;

d) содействия обсуждению, просвещению и информированию общественности по вопросам биоэтики и ее привлечению к их решению».

Цели и задачи деятельности комитетов по биоэтике могут различаться в зависимости от его вида.

Комитет осуществляет организацию и производство этической экспертизы для решения вопросов соответствия международным и российским принципам и нормам медицинской этики, планируемых к проведению:

• клинических научных исследований;

• научных исследований, связанных с медицинским вмешательством на теле умершего;

• научных исследований в условиях лабораторного эксперимента.

· Функции этического комитета:

1) Этическая экспертиза материалов клинич. И экспериментальных исследований

2) Проведение заседаний членов комитета по оценке документов исследований

3) Создание независимых комиссий для проверки деятельности и документации клинич. Исследователей

4) Определение положения о том, что исследование не может быть начато до его письменного одобрения КЭК

5) Определение положения о запрещении отклонения от протокола за исключением тем случаев, когда необходимо избежать возможного риска

6) Ведение письменного протокола

· Структура этического комитета:

1) Деятельность КЭК организуется его председателем

2) Состав КЭК формируется на междисциплинарной основе (не менее 7 человек, 1 немедицинск профессия)

3) Члены КЭК назначаются приказом ректора академии

4) Заместитель председателя КЭК и секретарь избираются на первом заседании КЭК голосованием

5) Комитет имеет право привлекать независимых экспертов

6) Кворум участников заседаний КЭК составляет не менее 2/3

· Состав участников

1) Формируется на междисциплинарной основе

2) Должен включать не менее 7 человек

3) Обязательное участие представителя не медицинской профессии ( не менее одного)

 

· Право субъектана компенсацию. СуИ, получивший физическую травму в результате участия в ИУЧ, обладает правом на финансовую или другую помощь, которая может полноценно компенсировать ему равно временные или постоянныенарушения, или инвалидность. В случае смерти его иждивенцы обладают правом на материальную компенсацию. Право на компенсацию не может отрицаться. Смерть или инвалидность редко бывают следствием процедур, выполняемых исключительно в целях исследования, значительно чаще они являются результатом диагностических, профилактических или лечебных вмешательств. Компенсацию обычно назначают субъекту, который пострадал от процедур, проводимых исключительно в целях исследования. Спонсор должен согласиться до начала исследования обеспечить компенсацию за любую физическую травму, включенную в список травм, подлежащих компенсации; ему желательно получить страховку риска для покрытия компенсации независимо от доказательств вины.

 

6. Международные рекомендации (этический кодекс) по проведению БМИиспол. животных

Советом международных организаций по медицинской науке (CIOMS), Женева, 1985 г.

• Необходимым условием развития биологических знаний и разработки более совершенных средств охраны здоровья и обеспечения благополучия как людей, так и животных является проведение экспериментов на интактных живых животных самых разнообразных видов.

• Там, где необходимо, в этих целях следует применять математические модели, машинное моделирование и биологические системы invitro.

• Эксперименты на животных следует проводить только после тщательного рассмотрения их значения для здоровья человека или самих животных и для прогресса биологических знаний.

• Для экспериментов следует отбирать здоровых животных надлежащего вида, ограничиваясь тем минимальным их количеством, которое требуется для получения научно достоверных результатов.

• Исследователям и другому персоналу всегда надлежит относиться к животным как к чувствительным к различного рода воздействиям существам и считать своим этическим долгом обращаться с животными и использовать их таким образом, чтобы свести к минимуму причиняемые им неудобства, страдания и боль.

• Исследователям надлежит исходить из того, что вмешательства, причиняющие боль людям, вызывают болевые ощущения и у животных, хотя сведения о восприятии боли животными пока еще далеко недостаточны.

• Вмешательства, которые не относятся к кратковременным или минимальным, следует выполнять с применением надлежащих седативных, анальгетических или наркотических средств в соответствии с нормами, принятыми в ветеринарной практике. Хирургические и другие болезненные вмешательства не следует проводить на животных, только обездвиженных с помощью релаксантов и не получивших полноценного наркоза.

• При необходимости отступление от положений статьи VII решения по этому вопросу должны приниматься не только исследователями, непосредственно проводящими эксперименты, а соответствующим компетентным комитетом с учетом статей IV, V и VI.

• К концу или в процессе эксперимента животных, которые по его завершении будут испытывать сильные или постоянные боли, физические страдания, неудобства или постоянную функциональную недостаточность, не поддающиеся устранению, следует умерщвлять безболезненным способом.

• Животным, предназначенным для медико-биологических исследований, следует обеспечить наилучшие, насколько это возможно, условия жизни. Как общее правило уход за животными должен контролировать ветеринар, имеющий опыт работы с лабораторными животными. В любом случае животным при необходимости следует предоставлять ветеринарную помощь.

• Руководителям институтов или отделов, в которых в научных целях используются животные, следует позаботиться о том, чтобы проводящие эксперименты исследователи и вспомогательный персонал имели достаточную подготовку или опыт проведения таких экспериментов. Необходимо создать возможности для полноценной их подготовки в этой области без отрыва от работы, включая обучение способам правильного и гуманного ухода за животными, находящимися на их попечении.

Заявление об использовании животных в медико-биологических исследованиях

Принято 41-й Всемирной медицинской ассамблеей, Гонконг, сентябрь 1989 г.

ВМА выдвигает следующие принципы:

• Использование животных в МБИ необходимо для дальнейшего прогресса медицины.

• Хельсинкская декларация ВМА требует, чтобы МБИ на людях предварялись экспериментами на животных и в то же время настаивает на гуманном и бережном отношении к последним.

• Обращение с животными, используемыми в МБИ, должно быть гуманным.

• Все исследовательские центры должны соблюдать правила гуманного отношения к животным.

• Медицинские общества должны противостоять любым попыткам запретить использование животных в МБИ, так как это приведет к снижению качества медицинской помощи людям.

• Хотя свободу слова ни в коем случае нельзя ограничивать, анархические выступления так называемых защитников животных должны получить отпор.

• Использование угроз, жестокости, насилия над личностью ученых и членов их семей должно пресекаться в международном масштабе.

• Необходимо максимально скоординировать усилия международных органов по защите исследовательских центров и их сотрудников от террористических действий.

Нормы: 1) ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование животного для проведения болезненных процедур более 1 раза, кроме животных, используемых в серии эксперимента

2) При эксперименте с повышенным риском для животного рядом должны быть лица, ответственные за исполнение процедуры

3) В послеоперационном периоде животное должно получать уход и обезболивающее

4) При завершении манипуляции над животным, приводящих к нарушению его физиологических функций, животное должно быть умерщвлено с требованием гуманности

 

7. БМИ и учебные занятия с использованием трупов людей, органокомплексов и отдельных органов человека.

Критерии необходимости использования биологического материала для учебных и научных целей:

· отсутствие адекватных замещающих способов изучения предусмотренных учебной программой вопросов строения тела человека во всем многообразии половой, возрастной и индивидуальной изменчивости;

· невозможность обучить другими способами обращению с реальными биологическими тканями, визуальной тактильной верификации органов и тканей, являющихся объектом врачебного воздействия;

· определение степени овладения учащимся практическими навыками: (тестирования) в условиях моделируемой на биологическом объекте, ситуации без риска нанесения вреда живому человеку;

· разработка и анатомическое обоснование новых оперативных доступов и приемов как одного из обязательных этапов доклинического испытания хирургического способа лечения;

· изучение морфологических изменений в организме человека, вызванных патологическим процессом, травмойили другими причинами.

Этические принципы. Трупный материал может быть использован исключительно для обеспечения учебного процесса или в научных целях. В законе РФ «О погребении и похоронном деле» (1993 г. ) говорится об уважении к волеизъявлению человека, о достойном отношении к его телу после смерти. В частности, в ст. 5 указано: «Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться вполном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо не установлено законодательством Российской Федерации». выполнение любых видов работы на биологическом материале ведѐ тся под руководством квалифицированного специалиста. Учащиеся и обслуживающий персонал допускаемые к работе на трупном материале, должны быть проинструктированы о необходимости уважительного отношения останкам человека, а также о соблюдении правил санитарной и производственной безопасности. При проведении научных исследований и учебной работы применяется метод кодирования, исключающий персонификацию объекта исследования. При необходимости сохранения материала в течение продолжительного времени бальзамированиедолжно осуществляться специально подготовленным персоналом. Хранение трупов и биологических образцов производится в особых помещениях, оснащённых необходимым оборудованием. Посещение хранилищ посторонними лицами категорически воспрещается. Фотографирование помещений ипроизводственных процессов не разрешается. Кремация трупов, органов, образцов тканей после их использования для учебного процесса или научно-исследовательской работы производится с соблюдением действующего законодательства, санитарных требований и этических норм. Ответственностьза неукоснительное соблюдение всех положенийнесет руководитель соответствующего учебного или научного подразделения (заведующий кафедрой, руководитель отдела, лаборатории).

 

Статья 68. Использование тела, органов и тканей умершего человека

1. Тело, органы и ткани умершего человека могут использоваться в медицинских, научных и учебных целях в следующих случаях:

1) при наличии письменного волеизъявления лица, сделанного им при жизни и нотариально удостоверенного в установленном порядке, о возможности такого использования;

2) если тело не востребовано после смерти человека по причине отсутствия его супруга, близких родственников, законных представителей или других лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, в порядке и в сроки, установленные законодательством РФ о погребении и похоронном деле.

2. Порядок и условия передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, порядок использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в указанных целях, в том числе максимальный срок их использования, устанавливаются Правительством РФ. После истечения максимального срока невостребованное тело, органы и ткани умершего человека подлежат погребению.


ЗАНЯТИЕ 7.
1. 1Историческое отношение медицинского работника к аборту является одной из первых и основных этико-медицинских проблем, сохраняющих свою актуальность и сегодня. Ежегодно во всем мире более 75 миллионов женщин сталкивается с проблемой нежелательной беременности.

Аборт нельзя считать полностью безопасной операцией. Осложнения после него наблюдаются у каждой третьей женщины, у первобеременных их частота доходит до 45%. Основными осложнениями являются бесплодие, не вынашивание, воспалительные процессы гениталий, эндокринные нарушения, срыв гор-мональной регуляции. Вместе с тем, искусственный аборт в России продолжает оставаться основным ме-тодом планирования беременности

 

1. 2. Аборт (от лат. abortus — «выкидыш»)

Абортом называется - любое прерывание беременности на сроке до 22 недель, может быть самопроиз-вольным (выкидыш) или результатом человеческого вмешательства (искусственный). Аборты, которые происходят из-за человеческого вмешательства, могут быть классифицированы как прямые и косвенные.

Косвенный аборт - непреднамеренный побочный эффект от какого-либо медицинского вмешательства (лекарственное лечение, хирургическая процедура).

Прямой аборт - умышленное действие, целью которого было прерывание беременности.

Рассмотрим мотивы аборта:

1) аборты, являющиеся необходимыми с медицинских позиций (чтобы спасти жизнь матери и по другим медицинским показаниям). С этой позиции развивающаяся беременность или предстоящие роды пред-ставляют угрозу здоровью или даже жизни женщины.

2) аборты, являющиеся евгеническими для плода, т. е. мнение, что отдельному плоду лучше умереть (тя-желый генетический или врожденный умственный, или физический дефекты плода).

3) аборты, которые являются евгеническими с социальной точки зрения (социально-экономические и де-мографические причины), т. е. общество выиграет без этого индивидуального ребенка;

4) аборты по юридическим причинам (беременность в результате насилия, кровосмешения и др. ).

5) аборт, как средство, приносящее благо семье (семья страдает психологически или экономически при рождении ребенка).

6) аборты ради различных благ с точки зрения женщины (от образа жизни, карьеры до желательного пол младенца)

К медицинским с биоэтической точки зрения могут быть отнесены аборты:

nо некоторым медицинским позициям (когда в результате аборта улучшается здоровье женщины, например, останавливается рост опухоли)

nо некоторым юридическим позициям (когда продолжающаяся беременность или предстоящие роды мо-гут нанести серьезный ущерб психическому или физическому здоровью женщины)

 

1. 3. Сторонники аборта выдвигают следующие этические аргументы:

·    Каждая женщина имеет право выбора сохранять ей беременность или нет, и никто не может при-нудить ее сделать это.

·    Лучше сделать аборт, чем родить нежеланного ребенка.

·    Причина запрета аборта - мужская законодательная власть.

·    Закон не должен стоять на пути в случае возникновения угрозы здоровью и жизни женщины.

 

Противники абортоввыдвигают следующие аргументы:

·    Бог дает каждому существу жизнь, и никто не в праве отнимать ее.

·    Человек существует с момента зачатия.

·    Проведение аборта подразумевает под собой лишение жизни безвинного человека.

·    Никто не просит, чтобы ему давали жизнь. Однако уже зачатый имеет право на существование.

·    Решением проблемы аборта может стать усыновление нежеланного ребенка.

 

1. 4. Отношение медицинских работников к проблеме абортов определяется моральными традици-ями врачевания и основными принципами ВМА, которая в 1970 году приняла, в 1983 г. дополнила специальную декларацию о медицинских абортах:

1. Основополагающий моральный принцип врача – уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия.

2. Обстоятельства, противопоставляющие интересы потенциальной матери

интересам ее не родившегося ребенка, ставят врача перед необходимостью выбора: сохранить беремен-ность или преднамеренно ее прервать.

3. Неоднозначность выбора определяется разными религиозными и нравственными позициями, причем любое из решений требует уважения.

4. Определение отношения к этому вопросу и правил его решения в данном государстве или общине ле-жит вне компетенции медицины; врачи должны

лишь обеспечить защиту своим пациентам и отстоять собственные права в обществе.

5. В тех странах, где медицинские аборты разрешены законом, компетентные специалисты могут делать их на легальном основании.

6. Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать

медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге.

7. Исполнение положений настоящей Декларации Генеральной Ассамблеи

Всемирной Медицинской Ассоциации не является обязательным для тех ассоциаций-членов, которые не присоединятся к ней.

 

1. 5. С нормативно-правовой точки зрения различают четыре основные группы государства по от-ношению их законодательств к абортам:

1. Очень строгое. Аборт запрещен при всех обстоятельствах, или касается лишь в тех случаях, когда бе-ременность представляет непосредственную опасность для жизни женщины. (Никарагуа, Сальвадор, чи-ли, Филиппины, Мальта-без искл, Египет, Ирак, Иран, Северная Ирландия- в искл случаях)

2. Скорее строгое. Аборт разрешен лишь при некоторых строго ограниченных и законодательно огово-ренных обстоятельствах. К ним относятся: опасность для физического или психического здоровья жен-щины, дефект плода, юридические показания к прерыванию беременности (изнасилование, инцест). (Испания, Польша, Португалия, Швейцария)

3. Скорее свободное. Аборт может производиться не только по медицинским, но и по социальным пока-заниям (низкий доход, плохие жилищные условия, юный или пожилой возраст, наличие определенного количества детей). (Индия, Англия, Венгрия, Люксембург, Финляндия)

4. Свободное. Женщина имеет законное право на прерывание беременности без каких-либо показаний. В большинстве случаев это право относится к первым трем месяцам беременности. (Китай, США, Стра-ны СССР)

 

1. 6. Истории отношения к абортам. Впервые об этическом отношении врача к аборту упоминается в Клятве Гиппократа: " Я не вручу никакой женщине абортивного пессария".

Правда, эта позиция врача идет вразрез и противоположна мнению законодателей Древней Греции, ко-торое, в частности, выражает Аристотель в своей работе " Политика": " Если же у состоящих в супруже-ском сожитии должен родиться ребенок сверх положенного числа, то следует прибегнуть к аборту, прежде чем у зародыша появится чувствительность и жизнь".

Начиная со 2 века н. э. христианство распространяет заповедь " не убий" и на находящийся во чреве мате-ри зародыш. В постановлении Константинопольского Собора 692 года говорится: " Разницы нет, убивает ли кто-либо взрослого человека или существо в самом начале его образования". Позиция католической церкви характеризуется принципом: " Вечная жизнь ребенка дороже временной жизни матери".

Для законодательства средних веков и Нового времени характерно установление смертной казни за из-гнание плода. В 1649 г. смертная казнь за плодоизгнание была введена и в России.

Под влиянием христианской морали и законов в 15, 16 и 17 веках аборт как медицинская операция прак-тически исчезает из врачебной деятельности.

В начале 19 столетия году английское законодательство квалифицировало аборт плода “с признаками шевеления” преступлением, наказуемым смертной казнью, в то время как до первых признаков шевеле-ния наказание было менее суровым. Американское правосудие придерживалось тех же взглядов. И аборт до признаков шевеления плода даже признавался законным, если он был сделан по медицинским показа-ниям по рекомендации двух врачей.

Поворотным становится 1859 год, когда аборт снова вступает в число акушерских операций в случаях анатомического сужения таза у беременных женщин. Вслед за этим медицинская наука начинает отста-ивать и другие медицинские показания к аборту, и прежде всего в тех случаях, когда беременность угрожает жизни матери.

В первом русском уголовном кодексе 1832 года изгнание плода упоминается среди видов смертоубий-ства. Согласно Уложения о наказаниях 1885 г. (статьи 1461, 1462), искусственный аборт карался 4-5 го-дами каторжных работ, лишением всех прав состояния, ссылкой в Сибирь на поселение. Новое Уголов-ное уложение 1903 года смягчает меры пресечения: " Мать, виновная в умерщвлении своего плода, нака-зывается заключением в исправительный дом на срок не свыше 3 лет, врач – от 1, 5 до 6 лет".

С начала 20 века на страницах русских медицинских журналов и газет весьма интенсивно разворачива-лось обсуждение этико-медицинских проблем искусственного аборта. Так, в 1900 г. доктор Э. Катунский писал: " У акушера нет ни нравственного, на юридического права производить эмбриотомию над живым плодом". В 1911 г. доктор Т. Шабад констатирует, что аборт – " это социальное зло". В то же время он практически один из первых ставит вопрос о " праве матери распоряжаться функцией своего тела", осо-бенно в случае угрозы ее жизни.

Осуждение уголовного наказания матери и врача было итогом работы XII Пироговскогосъезда в 1913 году. Однако и на съезде и в обсуждениях после него сохранилась основная тенденция в российском вра-чебном сообществе – моральное неприятие аборта. Наиболее полно это мнение отражено в высказыва-нии: " Ни один уважающий себя врач, правильно понимающий задачи медицины, не будет делать выки-дыша по исключительному желанию женщины, а всегда будет руководствоваться строгими медицин-скими показаниями. Мы, врачи, всегда будем чтить завет Гиппократа, что задача медицины сохранять и удлинять человеческую жизнь, а не разрушать ее, хотя бы и в зародышевом состоянии".

Подлинная революция в законодательстве относительно абортов происходит в России после 1917 года. 18 ноября 1920 года вступает в силу Постановление Наркомздрава и Наркомюста, которое полностью легализует искусственный аборт. Россия становится первой в мире страной (Не считая Франции периода революции 1792-1810 гг. ), где происходит полное освобождение женщин и врачей от уголовной ответ-ственности. Запрещение абортов в 1936 году вновь сменилось их легализацией в 1955 г.

 

1. 7. Условия, необходимые для искусственного прерывания беременности в России:

1. Учреждение, имеющее лицензию на данный вид помощи.

2. Врач, имеющий соответствующую подготовку.

3. Письменное согласие женщины.

4. Заключение врача акушера-гинеколога (до 12 недель), заключение комиссии: акушер-гинеколог, юрист, руководитель учреждения (после 12 недель)

5. Отсутствие противопоказаний.

6. Направление на прерывание беременности.

Таким образом, до 12 недель беременности женщина имеет право сделать аборт только по собственному желанию, без каких-либо показаний.

С 12 до 22 недель она может это сделать по социальным показаниям. Единственным социальным показа-нием для искусственного прерывания беременности является беременность, наступившая в результате изнасилования (Постановление Правительства РФ от 06. 02. 2012 N 98).

Решение о возможности проведения аборта по социальным показаниям должна принимать комиссия в составе врача акушера-гинеколога, руководителя учреждения (отделения), юриста; по письменному за-явлению женщины, при наличии заключения о сроке беременности, установленному врачом акушером-гинекологом, и соответствующих юридических документов, подтверждающих наличие социальных по-казаний.

По медицинским показаниям беременность может быть прервана на любом сроке беременности.

Согласно российскому законодательству, беременная женщина, если ей уже есть 15 лет, сама правомоч-на давать согласие на аборт, то есть заявить о таком своем желании и ее просьба не сообщать об этом родителям законна, так как с 15 лет любой гражданин имеет право на неразглашение информации, со-ставляющей врачебную тайну, третьим лицам.

 

2. 1. медицинская стерилизация как специальное медицинское вмешательство в целях лишения челове-ка способности к воспроизводству потомства, или как метод контрацепции, может быть проведена толь-ко по письменному заявлению гражданина старше 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и информированного добровольного согласия гражданина - независимо от возраста и наличия детей.

2. 2. Контрацепция, в частности стерилизация, как средство подавления функции продолжения рода ста-новится, с одной стороны, символом освобожденной сексуальности, а с другой стороны, может привести к утрате чувства моральной ответственности перед будущим поколением.

2. 3. Условия медицинской стерилизации является предварительное письменное согласия пациента. При этом, если лицо находится в браке дополнительного согласия супругаили супруги не требует-ся. Врачне вправе разглашать сведения о ее проведении, т. к. эта информация будет являться врачебной тайной.

2. 4. принудительно стерилизовать можно лиц, страдающими

психическими заболеваниями при соблюдении следующих условий:

1. Гражданин должен быть признан судом недееспособным.

2. Необходимо согласие опекуна на данное медицинское вмешательство.

3. Решение суда о допустимости проведения медицинской стерилизации,

которое должно быть основано на заключении судебно-психиатрической экспертизы.

Однако, в настоящее время большинство стран рассматривают принудительную стерилизацию как недо-пустимое вмешательство, нарушающее ряд основных прав человека: на телесную неприкосновенность, право на здоровье, на

достоинство личности.

 

 

3. 1 Бесплодие- неспособность зрелого организма производить потомство

Бесплодный брак- брак между м и ж, в котором, несмотря на регулярную половую жизнь, без примене-ния противозачаточных средств, у жены не наступает беременнность в течение года, при условии, что супруги находятся в репродуктивном возрасте ( 16-49 ж, 16-60 м)

3. 2 Социальные проблемы бесплодия:

•     Снижение рождаемости в стране

•     Уменьшение народонаселения

•     Сокращение трудовых резервов

Медико-биологические проблемы бесплодия:

•     Преждевременное старение организма женщины

•     Повышенная соматическая и психосоматическая заболеваемость

•     Повышение частоты опухолей репродуктивной системы женщины

Социально-психологические проблемы бесплодия:

•     Душевные переживания супругов

•     Развитие комплекса неполноценности

•     Психосексуальные расстройства

•     Антисоциальное поведение

•     Семейные конфликты

•     Распад семьи

3. 3 Виды вспомогательных репродуктивных технологий

- искусственную инсеминацию спермой донора (гетерологическая) или мужа (гомологическая);

- оплодотворение вне организма (экстракорпоральное, in vitro) с последующей имплантацией эмбриона в матку женщины;

- “суррогатное материнство” - когда яйцеклетка одной женщины оплодотворяется in vitro, а затем эмбрион им-плантируется в матку другой женщины.

 

Метод искусственной инсеминации заключается во введении сперматозоидов в половые пути женщины при отсутствии полового контакта с помощью технических средств. Искусственная инсеминация может быть гомологичная - с использованием спермы мужа и гетерологичная - с использованием спер-мы донора.

В настоящее время абсолютными показаниями к применению искусственной инсеминации явля-ются:

1. Нарушения в спермограмме мужа

2. Генетически обусловленное носительство доминантно-наследуемых заболеваний.

3. Расстройство эякуляции (семяизвержения).

4. Невозможность физиологического полового акта.

 

Что такое ЭКО и ТЭ

Экстракорпоральное оплодотворение и трансплантация эмбриона.

Методика проведения экстракорпорального оплодотворения

I этап. Подготовка к ЭКО

II этап. Стимуляция суперовуляции

III этап. Забор яйцеклеток, забор спермы

IV этап. Оплодотворение яйцеклетки спермой супруга или донора

V этап. Культивирование эмбрионов

VI этап. Перенос эмбрионов в полость матки

 

Суррогатное материнство

 Применение способа, когда эмбрион имплантируется в матку " приемной матери" целесообразно в случа-ях, когда у " генетической матери" отсутствует или значительно недоразвита собственная матка, но имеют-ся функционирующие яичники.

 

3. 4 Этические проблемы инсеминации и пути их решения.

Этические проблемы, касающиеся новых репродуктивных технологий в целом заключаются в следующем:

1. Допустима ли практика выбора пола ребенка, не нарушит ли это равновесия в природе.

2. Моральна ли редукция лишнего эмбриона.

3. Что делать с избыточными оплодотворенными яйцеклетками (они могут сохраняться очень долго) и кто должен решать их судьбу.

4. Не является ли анонимность донора нарушением прав ребенка.

5. Кого именно следует считать матерью родившегося ребенка при донорстве яйцеклетки.

6. Может ли женщина, вынашивающая ребенка использоваться лишь как инкубатор. Не станет ли дан-ный способ новым способом торговли человеческим телом.

Этические проблемы гетерологической инсеминации

•     Возможность передачи заболеваний, передающихся с биологическими жидкостями

•     Передача генетического дефекта

•     Признание отцовства

•     Возможность шантажа

 

Этические проблемы экстракорпорального оплодотворения.

1. Здоровье детей (вследствие достаточно большого для первых родов возраста женщины, не очень хоро-шего состояния её здоровья, многоплодной беременности).

2. Здоровье женщины (вследствие большой гормональной нагрузки из-за стимуляции гиперовуляции).

3. Проблема лишних эмбрионов (которые образуются вследствие оплодотворения сразу нескольких яйце-клеток из-за низкой эффективности процедуры). Встает этический вопрос: Что делать с лишними эмбрио-нами. Их можно криоконсервировать, уничтожить или передать другой женщине, у которой отсутствуют собственные яйцеклетки. Судьбу эмбрионов решает только сама женщина по её письменному заявлению.

4. Высокая стоимость и высокий процент неудач.

5. Использование биологического материала уже умершего человека.

 

Этические проблемы «суррогатного материнства»

•     Вынашивание ребенка без медицинских показаний

•     Кого считать родителями ребенка

•     Ситуация, когда ребенок рождается больным

•     Возможность шантажа, как с одной, так и с другой стороны.

•     Вынашивание ребенка для гомосексуальных пар и др.

3. 4 Всемирная Медицинская Ассоциация призывает всех врачей к соблюдению норм медицинской этики и к бережному отношению к здоровью будущей матери и эмбриона с самых первых дней его жизни. С целью оказания помощи врачам в понимании и выполнении своих этических обязанностей, ВМА делает настоящее Заявление. С этической и научной точек зрения, медицинская помощь оправдана при беспло-дии, не поддающемуся медикаментозному и хирургическому лечению, особенно в случаях:

 А) иммунологической несовместимости;

Б) непреодолимых препятствий для слияния мужской и женской половых гамет;

 В) бесплодия по неизвестным причинам.

Во всех перечисленных случаях врач может действовать только при условии добровольного, информиро-ванного и осознанного согласия донора и реципиента. Врач должен всегда действовать так же и в инте-ресах ребенка, который родится после проведения операции.

В обязанности врача входит предоставление пациентам полной информации, на доступном их понима-нию уровне, о цели, способе, риске, неудобствах и возможной неудаче операции и получение их согла-сия. Только прошедший соответствующую специальную подготовку врач может взять на себя ответ-ственность за выполнение операции. Врач должен всегда действовать в соответствии со всеми законами и подзаконными актами, этическими и профессиональными нормами, установленными национальной медицинской ассоциацией и другими медицинскими организациями страны, относящимися к данному случаю. Пациенты имеют такое же право на соблюдение тайны и невмешательство в личную жизнь, как и при любом другом методе лечения.

Если при проведении IVF образуется избыток яйцеклеток, которые не будут немедленно использованы для лечения бесплодия, их дальнейшая судьба должна быть определена совместно с донорами. Лишние яйцеклетки могут быть:

а) уничтожены;
b) подвергнуты криоконсервации с целью сохранения в замороженном виде; с) оплодотворены и подвергнуты криоконсервации

 

ЗАНЯТИЕ 8.

Занятие 9.

1. Этико-правовые проблемы трансплантологии

Трансплантология – отрасль биологии и медицины, изучающая проблемы пересадки и консервации органов и тканей, создания и применения искусственных органов.

 

Виды трансплантаций:

Различают аутотрансплантацию, изотрансплантацию, аллотрансплантацию, ксенотрансплантацию, ортотопическую, гетеротопическую трансплантацию

 

Аутотрансплантация – реципиент является его донором для самого себя

Изотрансплантация – донором трансплантата является полностью генетически и иммунологически идентичный реципиенту однояйцевый близнец реципиента.

Аллотрансплантация – донором трансплантата является генетически и иммунологически отличающийся человеческий организм.

Ксенотрансплантация – трансплантация органов от животного другого биологического вида

Ортотопическая трансплантация – пересадка, при которой орган или ткань помещают на место такого же отсутствующего или удаленного органа или ткани

Гетеротопическая трансплантация – пересадка, при которой орган или ткань помещают на несвойственное им место.

 

Этические проблемы трансплантологии:

К числу основных моральных дилемм, связанных с трансплантацией, следует отнести: справедливое распределение ресурсов здравоохранения, равноправие граждан при проведении дорогостоящих операций, конфликт этических принципов «не навреди» и «делай благо», этические границы клинического эксперимента в трансплантологии.

иллюзия все еще длящейся жизни - чувство, что целостность трупа должна поддерживаться, словно умерший продолжает оставаться живым человеком;

 

• потребность выразить уважение к умершему как к человеку, который совсем недавно был живым;

 

• недоверие к

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...