124. Этические проблемы «суррогатного материнства»
124. Этические проблемы «суррогатного материнства» 1) Вынашивание ребенка без медицинских показаний 2) Кого считать родителями ребенка 3) Ситуация, когда ребенок рождается больным 4) Возможность шантажа, как с одной, так и с другой стороны. 5) Вынашивание ребенка для гомосексуальных пар и др. 125. Этические проблемы инсеминации и пути их решения. 1. Возможность передачи заболеваний, передающихся с биологическими жидкостями. 2. Возможность передачи генетического дефекта. 3. Признание отцовства 4. Возможность шантажа (как со стороны донора, так и семьи рецепиентки). 126. Этические проблемы нейротрансплантации и пути их возможного решения. «Заявление о трансплантации эмбриональных тканей». 41 ВМА, Гонконг, 1989 г. ТЭТ напоминает использование трупных тканей и органов; возможность влияния на принятие решения об искусственном прерывании беременности; решение о прерывании беременности под влиянием врача; возможность обогащения лиц, занятых в получении, хранении, исследовании, подготовке и доставке зародышевой ткани. 127. Этические проблемы трансфузиологии. безопасность: передача реципиенту заболеваний с биологическими жидкостями; добровольность: возможность принуждения к сдаче крови; сохранение здоровья донора при выполнении им донорской функции:: при любом медицинском вмешательстве есть риск ухудшения здоровья; кроме того, реципиент может быть заражён; поощрение за донорство не должно выступать главным фактором в донорстве. 128. Этические проблемы экстракорпорального оплодотворения. 1. Здоровье детей (как правило, женщина обращается в старом для родов возрасте); 2. Здоровье женщины (принимают гормональные препараты);
3. Проблема лишних эмбрионов (их судьбу решает женщина); 4. Высокая стоимость, высокий процент неудач; 5. Использование биологического материала уже умершего человека. ЗАНЯТИЕ 2. 1. Краткая история и основные понятия этики Мораль (нравственность) – совокупность норм и принципов поведения, принятых в определенной общественной среде, в определенный период времени, поддерживаемых 1)личными убеждениями Отличие морали от нравственности: Мораль подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общества, церкви и т. д. ) Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения (Нравственность –внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т. п., которые проявляются в отношении к людям и природе. ) Этика – это, с одной стороны, наука, философское учение, исследующее принципы и нормы поведения, регулирующие отношение между людьми, Таким образом, этика может быть: Деонтология – наука о профессиональном поведении человека Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие её наиболее существенные элементы. Основные категории этики - добро и зло; Моральной ценностью обычно называют такую характеристику отношения человека к другому человеку (или животному), в рамках которого его благо рассматривается как приоритетное по отношению к интересам и благам действующего человека. (В своей совокупности моральные ценности как бы имеют своей целью установление общих принципов идеально-разумного и справедливого строя жизни и характера общения. )
Одна из важнейших целей этики – рациональный анализ ценностей и конфликта ценностей, что необходимо для определения наших обязательств
Нравственный закон, который в этике раскрывает содержание “должного”, представлен великим золотым правилом нравственности: «поступай так, как ты хотел бы, чтобы с тобой поступали другие». (И. Кант) 2. История медицинской этики Клятва: ГИППОКРАТОВ СБОРНИК. КЛЯТВА Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому. Закон: Тема " Закона", злободневная для того времени, - борьба с псевдоврачами, невежественными людьми, роняющими достоинство медицины. В общем виде даются условия, которые необходимы, чтобы стать хорошим врачом. Среди них: – природное расположение (" если природа противодействует все тщетно" ); – многолетнее прилежание (" чтобы учение, укоренившись прочно и глубоко, приносило зрелые плоды); – опыт (ибо " неопытность – плохое сокровище и плохое имущество для своих обладателей). О благоприличии: Настоящие врачи " каковы … по внешнему виду, таковы и в действительности: не склонны к развлечениям, дельны, в собраниях людей серьезны, расположены к ответу, к спорщикам требовательны, предусмотрительны в завязывании знакомств с подобными себе, со всеми скромны, при возбуждениях молчаливы, в ответах остроумны и снисходительны, … в пище умеренны и довольствуются немногим; они терпеливы в ожидании случая, в речи очень деятельны; они отдают в общее сведение все, что приняли от науки, пользуются способностью красноречия, склонны к благодарности, уверены в доброй славе…" Наставления: 1)О гонораре: приступая к лечению, не думай о гонораре, " а скорее о приобретении славы" 2)Врачи на консультации не должны ссориться и высмеивать друг друга, что, очевидно, случалось не так редко. 3) Устранение профессиональной зависимости выдвигается как одно из правил врачебной этики О враче: ГИППОКРАТОВ СБОРНИК. О ВРАЧЕ[1] (выдержки) ВРАЧУ сообщает авторитет, если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других.
Затем, ему прилично держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных. Должно также ему наблюдать все это и в отношении духа; быть благоразумным не только в том, чтобы молчать, но также и в остальной, правильно устроенной жизни. И это наиболыпе принесет ему помощь для приобретения славы. Пусть он также будет по своему нраву человеком прекрасным и добрым и, как таковой, значительным и человеколюбивым. Ибо поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма полезны, презираются. Но должно наблюдать, когда можно пользоваться всем этим, ибо одни и те же приемы у одних и тех же (больных) ценятся, когда они редки. Что касается до внешнего вида врача, пусть он будет с лицом, исполненным размышления, но не суровым, потому что это показывает гордость и мизантропию. Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым, и этого должно в особенности избегать. Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости, а у врача с больными немало отношений: ведь они поручают себя в распоряжение врачам, и врачи во всякое время имеют дело с женщинами, с девицами и с имуществом весьма большой цены, следовательно, в отношении всего лого врач должен быть воздержным. Итак, вот этими-то доблестями души и тела он должен отличаться.
Медицинская деонтология – раздел общей этики, определяющий должное поведение медицинского работника при исполнении им своих профессиональных обязанностей. Медицинская деонтология определяет должное поведение медицинского работника не в плане морального или правового общественного долга, а в аспекте должностных обязанностей.
Модели медицинской этики и их принципы: 1)Модель Гиппократа (принцип «не навреди»). 2)Модель Парацельса (принцип «делай добро»). 3)Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»). 4)Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»). Модели взаимоотношений между медицинским работником и пациентом - наиболее общая схема конкретного общественного отношения, в которой отражаются основные исходные положения субъектов отношения, определяющие форму и содержание взаимодействия между ними. Коллегиальная (совещательная) модель. В данной модели отношения между медицинским работником и пациентом строятся на признании равных прав обоих сторон в принятии решения относительно диагностики и лечения имеющегося заболевания. Пациент может в полной мере использовать свое право выбора форм и объемов влияния на состояние своего здоровья. Врач и пациент видят друг в друге коллег, которые стремятся к одной общей цели – к ликвидации болезни и защите здоровья пациента.
Контрактная модель. В этой модели соблюдаются принципы свободы, личного достоинства, честности, исполнения обязательств и справедливости. В отношениях, основанных на контракте, врач осознает, что в случаях значимого выбора за пациентом должна сохраняться свобода управлять своей жизнью и судьбой. Контрактная модель получает все более широкое распространение в связи с расширением сферы медицинских услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями на договорной (платной) основе. Инженерная (техническая) модель. Эта модель отношений существует в условиях, когда пациент воспринимается врачом или другим медицинским работником как биологическая система, в которой возникли неполадки в ее функционировании и необходимо их устранить. Пациент – это всего лишь организм, сходный с другими механизмами. Личностные особенности пациента не имеют особого значения, т. к. на первом плане – анатомо-физиологические, биохимические, биофизические и другие процессы, протекающие в организме. При данном типе отношений пациент не участвует в разработке плана лечения, не пользуется своим правом свободы выбора. Эта модель эффективна только в случаях оказания экстренной медицинской помощи или в случаях, когда пациент находится в бессознательном, недееспособном состоянии. Патерналистская модель взаимоотношений. Медицинский работник выступает как заботливый, строгий старший товарищ, который лучше пациента знает, что является для последнего благом. Поэтому пациент полностью доверяет принятие решений в отношении своего здоровья врачу или другому медицинскому работнику, который в данный момент занимается его проблемами со здоровьем. Эта модель остается широко распространенной в современной медицинской практике в связи с разнообразием психологических особенностей пациентов.
3. История медицинской этики в России
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|