Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Джигуччхитабба сутта: Отвращение




АН 3.27

[Благословенный сказал]: Монахи, есть три типа личностей в мире. Какие три?

Есть человек, на которого нужно смотреть с отвращением, с ним не стоит общаться, не стоит следовать за ним, не стоит служить ему. Есть человек, на которого нужно смотреть с невозмутимостью, с ним не стоит общаться, не стоит следовать за ним, не стоит служить ему. Есть человек, с которым стоит общаться, стоит следовать за ним, стоит служить ему.

(1) И каков, монахи, человек, на которого нужно смотреть с отвращением, с которым не стоит общаться, следовать за ним или же служить ему? Вот некий человек безнравственный, с плохим характером, нечист и подозрителен в поведении, скрытен в своих делах, не отшельник, хотя и заявляет о себе как о таковом, не соблюдает целомудрия, хотя заявляет о себе как о таковом внутренне прогнивший, порочный, развращённый. На такого человека нужно смотреть с отвращением, с ним не стоит общаться, следовать за ним или же служить ему. И почему? Даже если не следовать примеру такого человека, всё равно о вас пойдёт плохая молва: У него плохие друзья, плохие спутники, плохие товарищи. Подобно змее, проползшей по фекалиям: даже если она никого не покусает, она всё равно кого-нибудь да запачкает. Точно также, даже если не следовать примеру такого человека, всё равно о вас пойдёт плохая молва: У него плохие друзья, плохие спутники, плохие товарищи. Поэтому на такого человека нужно смотреть с отвращением, с ним не стоит общаться, следовать за ним или же служить ему.

(2) И каков человек, на которого нужно смотреть с невозмутимостью, с которым не стоит общаться, следовать за ним или же служить ему? Вот некий человек склонен к злобе и легко раздражается. Если его хоть немного покритикуют, он выходит из себя, становится раздражительным, враждебным, упрямым. Он проявляет злость, ненависть, и горечь. Подобно тому, как если гнойную язву задеть палкой или острым обломком, вытечет лишь ещё больше гноя, то точно также, некий человек склонен к злобе, проявляет злость, ненависть, и горечь. Подобно головёшке из дерева тиндуки: если её ударить палкой или острым осколком, она зашипит и затрещит ещё больше, то точно также? Подобно отхожей яме: если её ударить палкой или острым осколком, она станет ещё более зловонной, то точно также некий человек склонен к злобе, проявляет злость, ненависть, и горечь. На такого человека нужно смотреть с невозмутимостью, с ним не стоит общаться, не стоит следовать за ним, не стоит служить ему. И почему? [Потому что нужно рассуждать так]: Он может оскорбить меня, поругать меня, причинить мне вред. Вот почему на такого человека нужно смотреть с невозмутимостью, с ним не стоит общаться, не стоит следовать за ним, не стоит служить ему.

(3) И каков человек, с которым стоит общаться, стоит следовать за ним, стоит служить ему? Вот некий человек нравственный, с хорошим характером. С таким человеком стоит общаться, стоит следовать за ним, стоит служить ему. И почему? Даже если не следовать примеру такого человека, всё равно о вас пойдёт благая молва: У него хорошие друзья, хорошие спутники, хорошие товарищи. Поэтому с таким человеком стоит общаться, стоит следовать за ним, стоит служить ему.

Таковы, монахи, три типа личностей, существующих в мире. [И далее он добавил]:

 

Общается кто с низшими людьми, тот ниспадает.

Общается кто с равными к упадку не идёт.

Коль высшим людям служишь развиваешься ты быстро,

Поэтому иди за тем, кто лучше, чем ты сам.

 

 

Гутхабхани сутта: Речь, подобная навозу

АН 3.28

[Благословенный сказал]: Монахи, есть три типа личностей в мире. Какие три?

 

* тот, чья речь подобна навозу;

* тот, чья речь подобна цветам;

* тот, чья речь подобна мёду.

 

(1) И каков, монахи, человек, чья речь подобна навозу? Вот, если его вызывают на совещание, на собрание, в присутствие родственников, в его гильдию или на суд, и спрашивают его как свидетеля: Итак, почтенный, расскажи, что ты знаешь, и тогда он, не зная, говорит: Я знаю, или, зная, он говорит: Я не знаю; не видя, он говорит: Я вижу, или же, видя, он говорит: Я не вижу. Таким образом он сознательно говорит неправду ради собственной выгоды, ради выгоды другого, или же ради какой-нибудь мирской ерунды. Такой зовётся человеком, чья речь подобна навозу.

(2) И каков человек, чья речь подобна цветам? Вот, если его вызывают на совещание, на собрание, в присутствие родственников, в его гильдию или на суд, и спрашивают его как свидетеля: Итак, почтенный, расскажи, что ты знаешь, и тогда он, не зная, говорит: Я не знаю, или, зная, он говорит: Я знаю; не видя, он говорит: Я не вижу, или же, видя, он говорит: Я вижу. Таким образом не говорит сознательно неправды ради собственной выгоды, ради выгоды другого, или же ради какой-нибудь мирской ерунды. Такой зовётся человеком, чья речь подобна цветам.

(3) И каков человек, чья речь подобна мёду? Вот некий человек, отбросив грубую речь, воздерживается от грубой речи. Он говорит слова, которые мягкие, приятные уху, любящие, проникающие в сердце, вежливые, привлекательные и нравящиеся большинству людей. Таков человек, чья речь подобна мёду.

Таковы, монахи, три типа личностей, существующих в мире.

 

 

Андха сутта: Слепой

АН 3.29

[Благословенный сказал]: Монахи, есть три типа личностей в мире. Какие три?

 

* слепой человек,

* одноглазый человек,

* двуглазый человек.

 

(1) И каков, монахи, слепой человек? Вот у некоего человека нет того вида глаза, благодаря которому можно обрести ещё не обретённое богатство или же увеличить уже обретённое, а также у него нет того вида глаза, благодаря которому можно знать благие качества и неблагие качества, достойные порицания и безукоризненные, низшие и высшие качества, тёмные и яркие качества и их противоположности. Такой зовётся слепым человеком.

(2) И каков одноглазый человек? Вот некий человек имеет тот вид глаза, благодаря которому можно обрести ещё не обретённое богатство или же увеличить уже обретённое, но у него нет того вида глаза, благодаря которому можно знать благие качества и неблагие качества, достойные порицания и безукоризненные, низшие и высшие качества, тёмные и яркие качества и их противоположности. Такой зовётся одноглазым человеком.

(3) И каков двуглазый человек? Вот некий человек имеет тот вид глаза, благодаря которому можно обрести ещё не обретённое богатство или же увеличить уже обретённое, а также имеет и тот вид глаза, благодаря которому можно знать благие качества и неблагие качества, достойные порицания и безукоризненные, низшие и высшие качества, тёмные и яркие качества и их противоположности. Такой зовётся двуглазым человеком.

Таковы, монахи, три типа личностей, существующих в мире. [И далее он добавил]:

 

Нет ни богатства у него,

И не свершает он заслуг.

Слепец обоих глаз лишён,

Тем неудачен он вдвойне.

 

Тот, кто один имеет глаз,

Богатство ищущий ханжа,

[К богатству] праведно идёт,

Или неправедно [подчас].

 

Обманом, как и воровством,

А также лживым словом

Имущество накопит он.

В усладах чувств он вязнет.

Из этой жизни в ад идёт,

Где мучиться он будет.

 

Но о двуглазом говорят,

Что лучше остальных он.

Средствами праведными смог

Добыть себе богатство.

 

С намерением он лучшим затем дары подарит,

Умом единодушным та личность обладает.

Потом переродится он в высшем состоянии,

Уйдя туда, где нет [какой-либо] печали.

 

И поодаль держитесь

Слепых и одноглазых.

С двуглазыми дружите,

Которые всех лучше.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...