Джигуччхитабба сутта: Отвращение
АН 3.27 [Благословенный сказал]: Монахи, есть три типа личностей в мире. Какие три? Есть человек, на которого нужно смотреть с отвращением, с ним не стоит общаться, не стоит следовать за ним, не стоит служить ему. Есть человек, на которого нужно смотреть с невозмутимостью, с ним не стоит общаться, не стоит следовать за ним, не стоит служить ему. Есть человек, с которым стоит общаться, стоит следовать за ним, стоит служить ему. (1) И каков, монахи, человек, на которого нужно смотреть с отвращением, с которым не стоит общаться, следовать за ним или же служить ему? Вот некий человек безнравственный, с плохим характером, нечист и подозрителен в поведении, скрытен в своих делах, не отшельник, хотя и заявляет о себе как о таковом, не соблюдает целомудрия, хотя заявляет о себе как о таковом внутренне прогнивший, порочный, развращённый. На такого человека нужно смотреть с отвращением, с ним не стоит общаться, следовать за ним или же служить ему. И почему? Даже если не следовать примеру такого человека, всё равно о вас пойдёт плохая молва: У него плохие друзья, плохие спутники, плохие товарищи. Подобно змее, проползшей по фекалиям: даже если она никого не покусает, она всё равно кого-нибудь да запачкает. Точно также, даже если не следовать примеру такого человека, всё равно о вас пойдёт плохая молва: У него плохие друзья, плохие спутники, плохие товарищи. Поэтому на такого человека нужно смотреть с отвращением, с ним не стоит общаться, следовать за ним или же служить ему. (2) И каков человек, на которого нужно смотреть с невозмутимостью, с которым не стоит общаться, следовать за ним или же служить ему? Вот некий человек склонен к злобе и легко раздражается. Если его хоть немного покритикуют, он выходит из себя, становится раздражительным, враждебным, упрямым. Он проявляет злость, ненависть, и горечь. Подобно тому, как если гнойную язву задеть палкой или острым обломком, вытечет лишь ещё больше гноя, то точно также, некий человек склонен к злобе, проявляет злость, ненависть, и горечь. Подобно головёшке из дерева тиндуки: если её ударить палкой или острым осколком, она зашипит и затрещит ещё больше, то точно также? Подобно отхожей яме: если её ударить палкой или острым осколком, она станет ещё более зловонной, то точно также некий человек склонен к злобе, проявляет злость, ненависть, и горечь. На такого человека нужно смотреть с невозмутимостью, с ним не стоит общаться, не стоит следовать за ним, не стоит служить ему. И почему? [Потому что нужно рассуждать так]: Он может оскорбить меня, поругать меня, причинить мне вред. Вот почему на такого человека нужно смотреть с невозмутимостью, с ним не стоит общаться, не стоит следовать за ним, не стоит служить ему.
(3) И каков человек, с которым стоит общаться, стоит следовать за ним, стоит служить ему? Вот некий человек нравственный, с хорошим характером. С таким человеком стоит общаться, стоит следовать за ним, стоит служить ему. И почему? Даже если не следовать примеру такого человека, всё равно о вас пойдёт благая молва: У него хорошие друзья, хорошие спутники, хорошие товарищи. Поэтому с таким человеком стоит общаться, стоит следовать за ним, стоит служить ему. Таковы, монахи, три типа личностей, существующих в мире. [И далее он добавил]:
Общается кто с низшими людьми, тот ниспадает. Общается кто с равными к упадку не идёт. Коль высшим людям служишь развиваешься ты быстро, Поэтому иди за тем, кто лучше, чем ты сам.
Гутхабхани сутта: Речь, подобная навозу АН 3.28 [Благословенный сказал]: Монахи, есть три типа личностей в мире. Какие три?
* тот, чья речь подобна навозу; * тот, чья речь подобна цветам; * тот, чья речь подобна мёду.
(1) И каков, монахи, человек, чья речь подобна навозу? Вот, если его вызывают на совещание, на собрание, в присутствие родственников, в его гильдию или на суд, и спрашивают его как свидетеля: Итак, почтенный, расскажи, что ты знаешь, и тогда он, не зная, говорит: Я знаю, или, зная, он говорит: Я не знаю; не видя, он говорит: Я вижу, или же, видя, он говорит: Я не вижу. Таким образом он сознательно говорит неправду ради собственной выгоды, ради выгоды другого, или же ради какой-нибудь мирской ерунды. Такой зовётся человеком, чья речь подобна навозу. (2) И каков человек, чья речь подобна цветам? Вот, если его вызывают на совещание, на собрание, в присутствие родственников, в его гильдию или на суд, и спрашивают его как свидетеля: Итак, почтенный, расскажи, что ты знаешь, и тогда он, не зная, говорит: Я не знаю, или, зная, он говорит: Я знаю; не видя, он говорит: Я не вижу, или же, видя, он говорит: Я вижу. Таким образом не говорит сознательно неправды ради собственной выгоды, ради выгоды другого, или же ради какой-нибудь мирской ерунды. Такой зовётся человеком, чья речь подобна цветам. (3) И каков человек, чья речь подобна мёду? Вот некий человек, отбросив грубую речь, воздерживается от грубой речи. Он говорит слова, которые мягкие, приятные уху, любящие, проникающие в сердце, вежливые, привлекательные и нравящиеся большинству людей. Таков человек, чья речь подобна мёду. Таковы, монахи, три типа личностей, существующих в мире.
Андха сутта: Слепой АН 3.29 [Благословенный сказал]: Монахи, есть три типа личностей в мире. Какие три?
* слепой человек, * одноглазый человек, * двуглазый человек.
(1) И каков, монахи, слепой человек? Вот у некоего человека нет того вида глаза, благодаря которому можно обрести ещё не обретённое богатство или же увеличить уже обретённое, а также у него нет того вида глаза, благодаря которому можно знать благие качества и неблагие качества, достойные порицания и безукоризненные, низшие и высшие качества, тёмные и яркие качества и их противоположности. Такой зовётся слепым человеком. (2) И каков одноглазый человек? Вот некий человек имеет тот вид глаза, благодаря которому можно обрести ещё не обретённое богатство или же увеличить уже обретённое, но у него нет того вида глаза, благодаря которому можно знать благие качества и неблагие качества, достойные порицания и безукоризненные, низшие и высшие качества, тёмные и яркие качества и их противоположности. Такой зовётся одноглазым человеком.
(3) И каков двуглазый человек? Вот некий человек имеет тот вид глаза, благодаря которому можно обрести ещё не обретённое богатство или же увеличить уже обретённое, а также имеет и тот вид глаза, благодаря которому можно знать благие качества и неблагие качества, достойные порицания и безукоризненные, низшие и высшие качества, тёмные и яркие качества и их противоположности. Такой зовётся двуглазым человеком. Таковы, монахи, три типа личностей, существующих в мире. [И далее он добавил]:
Нет ни богатства у него, И не свершает он заслуг. Слепец обоих глаз лишён, Тем неудачен он вдвойне.
Тот, кто один имеет глаз, Богатство ищущий ханжа, [К богатству] праведно идёт, Или неправедно [подчас].
Обманом, как и воровством, А также лживым словом Имущество накопит он. В усладах чувств он вязнет. Из этой жизни в ад идёт, Где мучиться он будет.
Но о двуглазом говорят, Что лучше остальных он. Средствами праведными смог Добыть себе богатство.
С намерением он лучшим затем дары подарит, Умом единодушным та личность обладает. Потом переродится он в высшем состоянии, Уйдя туда, где нет [какой-либо] печали.
И поодаль держитесь Слепых и одноглазых. С двуглазыми дружите, Которые всех лучше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|