Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выборы и референдумы в РФ.




Выборы - определение кандидатов на соответствующие должности путем голосования избирателей.

Избирательное право – 1) в объективном смысле – совокупность правовых норм, регламентирующих порядок подготовки проведения и провидение выборов в РФ. 2) в субъективном смысле – субъективное право каждого гражданина участвовать в выборах (имеет 2 формы: а) активное, т.е. право голосовать; б) пассивное – право выдвигать себя в качестве кандидата на соответствующую должность).

Избирательная система понимается двояко: 1) с позиции упорядоченной совокупности взаимодействующих элементов, обладающих характеристикой целого, определяющая все этапы проведения выборов (от назначения и до распределения мандатов), организации избирательных комиссий, подготовки к выборам и т.д.; 2) с позиции подведения их итогов и распределения депутатских мандатов. В первом случае построение избирательной системы связано с целью, задачами, нормами, принципами, субъектами, гарантиями. Так, цель выборов связана с реализацией принципа народовластия выражается в праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Нормы как элементы избирательной системы представляют собой общеобязательные правила поведения участников выборов. В своей совокупности данные нормы образуют объективное избирательное право, определяющее все этапы выборов соответствующих субъектов – Президента РФ, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных органов субъектов РФ и депутатов представительных органов местного самоуправления. Принципы в качестве составных элементов избирательной системы обеспечивают ее устойчивость, а их соблюдение способствует достижению цели и задач. Избирательная система не может функционировать без участников – субъектов. Гарантии избирательной системы характеризуются как совокупность условий, средств и факторов, позитивно влияющих на реализацию принципа народовластия в непосредственной и представительной формах.

При втором подходе под избирательной системой понимается установленный законодательством порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательных органов государственной власти субъектов РФ, главы органов исполнительной власти субъектов РФ, а также порядок выборов в органы местного самоуправления, причем именно с позиции подведения итогов этих выборов. В настоящее время в России сочетаются два вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе на различных уровнях выборов применяются две ее разновидности: абсолютного большинства голосов, т.е. получения кандидатом более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и относительного большинства, т.е. получение кандидатом большего числа голосов, чем получили другие кандидаты. При этом используются одномандатные и многомандатные округа. Пропорциональная система обеспечивает соответствие между количеством голосов избирателей, полученных списком кандидатов, и числом доставшихся им мандатов. При этом существует определенный барьер, который необходимо преодолеть, чтобы участвовать в распределении мандатов.

Принципы избирательного права:

Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Всеобщим является такое избирательное право, когда все взрослые граждане, отвечающие установленным цензам, имеют право участвовать в выборах.

Дееспособным гражданам России адресуется и право быть избранными (пассивное избирательное право) при достижении ими установленного возраста: 35 лет – для избрания в качестве Президента РФ; 30 лет – для избрания высшим должностным лицом субъекта РФ; 21 год - для избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, в качестве выборного должностного лица местного самоуправления.

Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений. Не имеют права избираться и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу обвинительному приговору суда.

Выборы, проводимые в РФ, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Выборы в РФ являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно. Прямое избирательное право отличается от непрямого, последнее может иметь 2 вида – косвенное и многостепенное. При косвенном избирательном праве избиратели формируют коллегию выборщиков, которые, в сою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Голосование на выборах в РФ является тайным. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется возможность использовать закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Указанные принципы прямо зафиксированы в избирательном законодательстве, а потому не вызывают разночтений и споров среди представителей науки конституционного права.

Но в то же время в науке имеются различные мнения относительно выделения иных принципов избирательного права.

Например, С.А. Авакьян выделяет следующие принципы (наряду с вышеуказанными принципами):

1. Принцип свободы выборов и добровольности участия в них граждан – выборы в нашей стране являются свободными, т.е. проводятся в обстановке гласности, широкого информирования населения о всех мероприятиях. Участие каждого гражданина в выборах является добровольным, никто не вправе оказывать воздействие на него с целью принудить к участию и неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

2. Принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем при выборах депутатов – например, до последнего времени на выборах депутатов Государственной Думы применялся данный принцип, половина депутатов избирались по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат), а другая половина избиралась на территории всей страны, которая на период выборов становится единым федеральным избирательным округом (политические партии и избирательные блоки выдвигали федеральные списки кандидатов в депутаты, за которые проголосуют в последствие избиратели). В настоящее время этот принцип применяется на региональном уровне при выборах законодательных органов власти субъекта и на местном уровне при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.

3. Принцип состязательности – означает, что избиратель, приходя голосовать, в избирательных бюллетенях должен найти соответственно фамилии не менее двух кандидатов в депутаты по избирательному округу и не менее двух списков по федеральному округу.

4. Принцип сочетания государственного финансирования избирательной кампании с возможностями использования негосударственных средств – финансирование мероприятий, связанных с выборами, осуществляется за счет средств федерального или местного бюджета; вместе с тем для финансирования избирательной кампании кандидаты, избирательные объединения и избирательные блоки вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования граждан и юридических лиц.

5. Принцип проведения выборов избирательными комиссиями – за организацию и проведение выборов отвечают формируемые и действующие на основе участия общественности избирательные комиссии (ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, окружные, муниципальные, территориальные и участковые избирательные комиссии).

Избирательный процесс в РФ представляет собой урегулированную в нормативно-правовом порядке деятельность индивидов, их групп, органов и организаций по подготовке и проведению выборов общегосударственного, субъектов Федерации, муниципального уровней. Можно назвать следующие общие стадии избирательного процесса: назначение выборов, установление избирательных округов, установление избирательных участков, создание избирательных органов, регистрация избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, агитационная кампания, голосование, подсчет голосов и подведение итогов голосования, возможный второй тур и новые выборы, подведение итогов выборов, официальное опубликование результатов выборов.

Основные этапы избирательного процесса в РФ.

Назначение даты голосования.

Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее, чем за 65 дней до истечения срока, на который был избран соответствующий орган, кандидат. Если выборы состоятся досрочно (смерть депутата, орган расформирован), то решение о назначении даты выборов должно быть принято не позднее чем через 14 дней со дня когда произошло событие. Срок, когда выборы должны быть проведены не меньше 90 дней, не больше 110 дней. Выборы назначаются избирательной комиссией, исключительно на воскресенье. Но оно не должно выпадать на праздничный день, предпраздничный или день, следующий за праздником.

Днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов

Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, в том числе и сроки проведения иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

2 Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков. Избирательные комиссии.

Все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации (учету). Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета населения согласно федеральному закону, регулирующему порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой муниципального образования (в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, — лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления), командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.

Все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей. В списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации включаются также иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы.

Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах и нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня выборов.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов — немедленно.

В Российской Федерации используется территориальный принцип организации выборов. Это означает, что выборы производятся по избирательным округам.

Избирательный округ — территория, образуемая в установленном законодательством порядке для проведения выборов, от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня голосования.

При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа образовываются при соблюдении следующих требований:

- примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более 30 процентов; избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей.

- при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 40 процентов;

- избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

При соблюдении указанных требований об образовании избирательных округов учитывается административно-территориальное деление субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются избирательные участки. Они образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, чтобы создать максимальные удобства для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Границы избирательных участков не должны пересекать границу избирательных округов.

Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня голосования.

Избирательными называются комиссии, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, проведение выборов в органы государственной я власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии (в пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей создастся несколько территориальных комиссий); участковые избирательные комиссии, муниципальные избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также но проведению референдумов Российской Федерации.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, а также депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Остальные пять членов назначаются Президентом Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением; обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий; осуществляет меры по организации системы финансирования выборов, единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов и порядка опубликования итогов голосования результатов выборов.

Центральная избирательная комиссия вправе издавать инструкции по вопросам применения федеральных законов о выборах, обязательные для всех избирательных комиссий в Российской Федерации.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти данных субъектов на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава. Половина членов избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Другая половина назначается исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации. При этом государственные служащие не могут составить более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.

Как законодательный, так и исполнительный орган государственной власти обязан назначить не менее одной трети назначаемого им числа членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого избирательного объединения и блока.

Как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязаны назначить не менее одного члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Формирование территориальных избирательных комиссий, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых избирательных комиссий — на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы выборным органом местного самоуправления. Территориальные, окружные и участковые комиссии формируются вышестоящими комиссиями, а муниципальные – представительными органами местного самоуправления.

Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, а также члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов и зарегистрированных кандидатов.

После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшие кандидата (список кандидатов), или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, И в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с совещательным голосом имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, вправе выступать на ее заседаниях.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.

Избирательные комиссии действуют на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными приглашаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами, территориальные также могут иметь статус юридического лица по согласованию с избирательной комиссией субъекта.

3. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов

Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями.

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов.

Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от общероссийских избирательных объединений осуществляется тайным голосованием на федеральных съездах (конференциях) этих объединений при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, на конференциях (собраниях) региональных отделений либо на федеральных съездах (конференциях) этих объединений при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Федерации, на собраниях местных либо региональных отделений этих объединений при проведении выборов в органы местного самоуправления. Порядок выдвижения кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений, зарегистрированных в органах юстиции субъектов Федерации, определяется законами субъектов Федерации.

Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по письменному заявлению кандидата о самовыдвижении, а также по представлению отдельных избирателей, группы избирателей, избирательных объединений и избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).

Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.

Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

4. Предвыборная агитация

Предвыборная агитация — деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

Агитация через СМИ. Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.

Кандидат, избирательное объединение имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям, избирательным блокам должны быть равными.

Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам для проведения предвыборной агитации.

Периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъекта Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления, а также издания, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими изданиями, и распространяются на территорий, на которой проводятся выборы, за исключением изданий, учрежденных исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, избирательными объединениями.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации; агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные законом.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Печатные агитационные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться в день голосования на прежних местах. В течение трех дней до дня голосования, включая день голосования, опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями негосударственных периодических печатных изданий, должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

При проведении выборов сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Указанные сведения и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации в тот же срок должны быть представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, или указанную в законе нижестоящую избирательную комиссию.

Во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения, фонда референдума какой группы, обладающей правом на проведение агитации по вопросам референдума, была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию.

Агитация посредством проведения массовых мероприятий. По заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное определяемой законом комиссией, зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам, представителям избирательного объединения для встреч с избирателями, а представителям инициативной группы по проведению референдума и иной группы участников референдума - с участниками референдума. При этом комиссия обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

Если указанное помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, иной группе участников референдума (инициативной группе по проведению референдума) в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...