Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тест для самоконтроля к модулю 3




 

1. Важнейшей обязанностью граждан РФ является:

А. принять установленные налоги и сборы;

Б. соблюдать Конституцию РФ и законы;

В. уважение чести и достоинства других людей.

2. Государственную власть в России осуществляют:

А. Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ;

Б. Верховный Суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Высшее должностное лицо субъекта РФ;

В. Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ.

3. Государственная власть – это:

А. возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Б. власть различных объединений коллективов граждан в отношениях лиц, состоящих в этих объединениях и коллективах, а также их внутренних подразделений;

В. способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле.

МОДУЛЬ 4. «Конституционно-правовой статус человека и гражданина в РФ»

Конституционно-правовое положение личности в РФ.

Гражданство РФ.

Права, свободы и обязанности личности.

Конституционно-правовое положение личности в РФ.

Человек – индивид со своей жизнью, достоинством, естественными и духовными потребностями. Для любого человека набор и объем прав, свобод и обязанностей зависит от таких категорий, как правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – общая способность лица иметь права, свободы и обязанности. Выражается в возможности осуществлять все права и свободы, нести все обязанности, установленные Конституцией и законами. Правоспособность возникает с рождения человека и прекращается с его смертью.

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать права, свободы и создавать себе обязанности. Дееспособность возникает по достижении определенного возраста, различного для тех или иных прав и свобод, обязанностей, а также при наличии определенных обстоятельств и физического состояния индивида. В одних случаях дееспособность гражданина выражается только в его действиях. Но часто дееспособности человека корреспондируют действия органов, должностных лиц, организаций, без которых он не сможет осуществлять право, исполнить долг.

Конституционно-правовое положение личности – это совокупность правосубъектности, принципов правового положения прав, свобод и обязанностей, гарантий и гражданства.

Основные элементы правового статуса личности:

- гражданство;

- правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность

- права, свободы и обязанности человека и гражданина;

- гарантии конституционного статуса (это условия и средства реализации своего конституционно-правового статуса личности):

а) экономические;

б) политические;

в) идеологические;

г) правовые (юридические) – к числу юридических относятся: организация деятельности государственных органов и всего государственного аппарата. К числу таких органов в первую очередь следует отнести Президента РФ, Правительство РФ, иные органы исполнительной власти, Уполномоченные по правам и свободам человека и гражданина, прокуратура, суды, органы местного самоуправления.

Принципы конституционно-правового положения личности в РФ.

- Принцип приоритета интересов личности в отношениях с государством.

- Принцип сочетания личных и общественных интересов.

- Принцип единства прав и обязанностей вытекает из необходимости сбалансирования поведения людей в различных сферах их жизнедеятельности, соблюдения целостности общественных отношений и формально-юридического равенства индивидов.

- Принцип законности проявляется через системы специальных требований к правовому регулированию прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, условиям их реализации. Прежде всего он предполагает, что всякое право и всякая обязанность человека и гражданина должны регулироваться законом или на основании закона.

- Принцип равноправия личности. Суть данного принципа – признание прав, свобод и обязанностей за каждым членом общества в равной мере. Принцип равноправия человека и гражданина зачастую признается одним из ведущих принципов правового положения личности. Равенство, о котором говорит Конституция РФ, означает следующее:

- Принцип принадлежности человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость (этот принцип появляется с 18 века в большинстве цивилизованных стран);

- Принцип соответствия статуса личности, закрепленного в РФ международным стандартам (РФ является участником множества международно-правовых конвенций, и двусторонних соглашений, закрепляющих наиболее значимые гарантии правового статуса человека в государстве, включая те или иные группы права, а также обязанности государства и его органов содействовать реализации этих прав);

- Принцип сочетания индивидуальных интересов, а также интересов других лиц, общества и государства (т.е. любому человеку при реализации своих прав и законных интересов нужно учитывать потребности других людей, а также государственные интересы и интересы соответствующих общественных коллективов и организаций).

- Принцип гарантированности конституционного статуса.

Конституция РФ прямо закрепляет, что Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 80). Однако такая категоричная запись юридически не точна. Гарантами прав и свобод должны выступать все государственные органы и должностные лица, так как признание, соблюдение и защита названных прав есть конституционная обязанность государства. Возложение этой обязанности только на Президента РФ юридически невольно освобождает от таковой другие государственные органы, что в конечном итоге ослабляет организационно-правовые гарантии.

 

Контрольные вопросы и задания для СРС:

1. Какие элементы конституционного статуса предопределяют взаимоотношения между личностью и государством?

2. Каково различие в субъектах, которым принадлежат личные и политические права и свободы?

3. Что такое правовой статус личности?

4. Каковы принципы правового статуса личности?

5. Какое место в правовом статусе личности занимают, права, свободы, обязанности?

 

 

Гражданство РФ.

Гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их прав и обязанностей.

Принципы: единое и равное гражданство, запрет лишения гражданства или создание препятствий для его изменения, а также высылки гражданина за пределы территории государства, допустимость двойного гражданства. Необходимо упомянуть принципы сокращения безгражданства (закреплен в международных актах о гражданстве) и следования гражданства детей и недееспособных гражданству родителей или опекунов при изменении последнего. Принципы гражданства не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

Единое гражданство – особенность гражданства в федеративных государствах. В регулировании гражданства в федерации возможен приоритет гражданства субъектов (швейцарская модель: приобретая гражданство субъекта по его решению, лицо получает также и федеративное гражданство) и приоритет федеративного гражданства (модель США: гражданин федерации признается одновременно гражданином того субъекта, где он проживает). В РФ приоритет имеет федеративное гражданство. Гражданин России пользуется на всей её территории равным объемом прав. Однако эти права предоставляются федеральным законодательством и лишь механизм их реализации связан с местом жительства. В то же время возможность предоставления дополнительных прав законодательством субъекта не допускается. Это отличает гражданство субъектов от федерального в способе его формального закрепления (с помощью регистрации по месту жительства) и в приобретении независимо от воли самого субъекта. Особенности столь существенны, что возникают сомнения о возможности вообще говорить о гражданстве субъектов РФ.

Принцип равного гражданства заключается в том, что равный статус предоставляется всем гражданам, независимо от того, когда и по каким основаниям они приобрели гражданство. Не может быть установлена возможность, например, занимать пост президента страны так как для граждан России по рождению (как это установлено в законодательстве США).

Проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства. Гражданин не может быть лишен гражданства.

Принцип недопустимости лишения гражданства, гражданство сохраняется независимо от места проживания. Принцип предусматривает, что выход из гражданства возможен только при условии волеизъявления самого гражданина.

Гражданин не может быть лишен права на изменение гражданства.

Право на изменение гражданства представляет собой гарантию от препятствий со стороны государства для выхода из гражданства. Если решающей для получения гражданства является воля государства, то решающей для выхода из гражданства – воля самого гражданина.

Гражданин не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.

Принадлежность лица к гражданству какого-то государства влечет, помимо политических прав, право проживать на территории государства и право на защиту и покровительство своего государства перед др. государствами. Распространение юрисдикции государства на его граждан в самом существенном аспекте сводится к ответственности лишь за те деяния, которые именно в этом государстве считаются преступлениями.

Сокращение безгражданства.

Как и другие государства, РФ поощряет сокращение количества апатридов в силу норм международного права. Эти нормы исходят в первую очередь из необходимости обеспечить гарантии прав человека: реализации многих прав связана с деятельностью государства. Для обеспечения полного объема прав гражданину необходимо быть связанным гражданством с каким-нибудь государством. Принцип сокращения безгражданства столь важен, что при изменении гражданства он имеет приоритет перед принципом следования гражданства детей и недееспособных гражданству родителей и опекунов.

Возможность двойного гражданства.

Провозглашение этой возможности в Конституции тем не менее оговаривается условиями наличия ФЗ и международного договора (есть с Туркменистаном и Таджикистаном). В то же время правовое регулирование порядка получения гражданства и выхода из гражданства РФ исходит из необходимости сокращения количества бипатридов. Общим условием обращения с ходатайством о получении гражданства РФ является подача заявления об отказе от имеющегося гражданства. Вместе с тем закон допускает приобретения гражданами РФ др. гражданства, хотя это не влияет на объем его прав и обязанностей по отношению к РФ, если само государство не установит иного в международном договоре.

Следование гражданства детей и недееспособных гражданству родителей или опекунов при изменении последнего.

Имеет целью обеспечение прав, поскольку изменение гражданства в первую очередь связано с изменением места жительства.

Решение вопросов гражданства традиционно составляет компетенцию главы государства, т.к. требуется принятие решения от имени государства в целом. Президент принимает решение в том случае, когда необходимо выражение воли со стороны государства – при натурализации. Реализацию полномочий главы государства обеспечивает входящая в состав президентской администрации комиссия по вопросам гражданства.

В иных случаях, когда отсутствует возможность государственного усмотрения и гражданство предоставляется или прекращается по основаниям, нормативно установленным в законе, все необходимые действия по оформлению изменения гражданства осуществляют органы исп. власти. Как правило, это органы иностранных дел – в зависимости от того, где находится лицо, в отношении которого принимается решения (в России или за рубежом).

Способы приобретения:

Филиация. Предполагает установление в законе оснований для приобретения гражданства. Выражение какой-либо воли со стороны государства не требуется; при наличии указанных в законе обстоятельств лицо становится гражданином РФ.

Натурализация именуется в действующем законодательстве приемом в гражданство РФ в обычном порядке. Обязательным условием является решение государственного органа, принимаемое от имени РФ, о предоставлении российского гражданства. Обязанности государства принять лицо в гражданство нет даже при наличии необходимых по закону обстоятельств. Государственный суверенитет предполагает не только право государства допускать проживание на своей территории иностранцев, но и право государства самостоятельно решать, с кем для него возможно установить отношения гражданства.

Оптация представляет собой способ как приобретения, так и утраты гражданства, и по природе своей является разновидностью декларативного вступления в гражданство, так же, как и восстановление в гражданстве. Оптация осуществляется не только в соответствии с национальным законодательством, но и международным договором, оформляющим изменение границы.

Восстановление в гражданстве возможно при наличии одностороннего волеизъявления лица, ранее состоявшего в гражданстве.

Способ, который используется, как правило, при правопреемстве и континуитете государств, т.е. при возникновении нового государства (продолжателя или правопреемника) – признание гражданства (в настоящее время не используется).

В качестве порядка приобретения гражданства РФ следует рассматривать те условия, которые необходимы для обращения с заявлением о получении гражданства (при филиации и декларативном вступлении) либо с ходатайством о приеме в гражданство (при натурализации). Такими условиями является срок проживания в России, а также иные обстоятельства, в т.ч. имеющие значение для выбора возможного способа приобретения гражданства. К порядку относится также выбор органа, принимающего решение по вопросу о приобретении гражданства, и процедура рассмотрения вопросов о гражданстве этим органом.

Гражданство РФ приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство РФ;

в) в результате восстановления в гражданстве РФ;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или международным договором РФ.

Существует принцип крови и принцип почвы.

Принцип почвы применяется в США и в странах Латинской Америки. Данный принцип означает, что гражданство получает любой ребенок, родившийся на территории государства, независимо от того факта кем являются его родители.

Принцип крови – гражданство получает ребенок, чьи родители обладают соответствующим гражданством. В РФ, как правило, используется принцип крови, но в некоторых случаях он дополняется принципом почвы, например, в случае предоставления гражданства ребенку, если его родители неизвестны.

1. Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является ин. гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицом без гражданства, при условии что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

2. Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.

Прием в гражданство РФ в общем порядке:

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в обычном порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение 5 лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на 3 месяца в течение 1 года. Срок проживания на территории РФ для лиц, прибывших в РФ до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать КРФ и законодательство РФ;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или настоящим ФЗ либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

2. Срок проживания на территории РФ, сокращается до 1 года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РФ;

б) предоставление лицу политического убежища на территории РФ;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном ФЗ.

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед РФ, может быть принято в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи.

4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее 3 лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, др. войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ без соблюдения условий о сроке.

Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке:

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий, ФЗ, если:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях РФ после 1 июля 2002 г.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином РФ не менее 3 лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами РФ;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории РФ, и без представления вида на жительство.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в РФ, принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.

5. В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, и без представления вида на жительство ветераны ВОВ, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ.

6. В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории РФ;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, - по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ.

7. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 Федерального закона.

Восстановление в гражданстве РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ. При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до 3 лет.

Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ

Отклоняются заявления о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создают угрозу безопасности РФ;

б) в течение 5 лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы РФ в соответствии с ФЗ;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено межд. договором РФ;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с ФЗ;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с ФЗ (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с ФЗ (до истечения срока наказания);

Выбор гражданства при изменении государственной границы РФ

При изменении государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим межд. договором РФ.

Основания и порядок прекращения гражданства РФ.

Способы прекращения гражданства:

Выход из гражданства предполагает волеизъявление гражданина. Это может быть заявление о выходе из гражданства, а так же в случаях, если государством не признается двойное гражданство (принципами росс. гражданства оно допускается) – натурализация в другом государстве или репудиация (декларативное вступление в гражданство др. государства). Препятствия, которые могут влечь отказ со стороны государства, должны носить нормативный характер. Это должны быть какие-то неисполненные обязательства или привлечение в качестве обвиняемого по уголовному делу. Выход из гражданства не допускается, если в результате гражданин окажется лицом без гражданства, и при отсутствии возражений со стороны государства, основанные на объективном неисполнении обязательств перед государством.

Оптация предполагает выражение воли самого гражданина. Действующим законом оптация не оговаривается такими же условиями, что и выход из гражданства.

Порядок прекращения гражданства, также как и порядок приобретения, состоит в условиях, необходимых для его прекращения и административной процедуры в уполномоченных органах.

Основания прекращения гражданства РФ

Гражданство РФ прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства РФ;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или международным договором РФ.

Выход из гражданства РФ

1. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем.

2. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории ин. государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке.

3. Выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а др. родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является ин. гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Основания отказа в выходе из гражданства РФ

Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ:

а) имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное ФЗ;

б) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Выбор иного гражданства (оптация) при изменении государственной границы РФ

При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором РФ государственной границы РФ граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

3. Порядок рассмотрения и решения дел о гражданстве РФ: органы и процедуры.

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются:

· Президент, - решает вопросы в общем порядке о приеме в гражданство, восстановление в гражданстве, разрешение на выход из гражданства, на двойное гражданство, предоставление почетного гражданства. На имя Президента оформляется ходатайство, срок рассмотрения ходатайства не более 12 месяцев, решение оформляется указом Президента, обжалованию не подлежит;

· Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ готовит предложения для Президента по делам о гражданстве, обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданства, осуществляет контроль за использованием решений по вопросам о гражданстве.

· Министерство иностранных дел – составляет на основании заключений дипломатических представительств и консульских учреждений РФ заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке; устанавливает форму статистического учета и ведет базу данных об обратившихся с заявлением за пределами РФ лицах, в отношении которых принято решение по вопросам гражданства РФ; осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.

· Консульские и дипломатические представительства за рубежом – принимают в соответствии со своей компетенцией заявления от лиц, проживающих за пределами РФ, проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным законом; составляют заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке и направляют их в Министерство иностранных дел; принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке; исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства; определяют и оформляют наличие гражданства РФ; осуществляют отмену принятых ими решений по вопросам гражданства РФ.

· Министерство внутренних дел и его органы (Федеральная миграционная служба) - принимает заявления от лиц, проживающих на территории РФ; составляет на основании заключений органов внутренних дел заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке; издает нормативные акты, конкретизирующие установленные законом полномочия органов внутренних дел по рассмотрению заявлений лиц, проживающих на территории РФ, и принятию решений по этим заявлениям; организует в соответствии со своей компетенцией проверку содержащихся в заявлениях сведений и представляемых вместе с заявлениями документов; осуществляет взаимодействие с Федеральной службой безопасности РФ по вопросам гражданства РФ; устанавливает форму статистического учета и ведет базу данных об обратившихся с заявлением на территории РФ лицах, в отношении которых принято решение по вопросам гражданства РФ; ведет общий учет лиц, приобретших или прекративших гражданство РФ; осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

· Территориальные органы внутренних дел по субъектам РФ - принимают в соответствии со своей компетенцией заявления от лиц, проживающих на территории РФ, проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным законом; составляют заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке и направляют их в Министерство внутренних дел РФ; принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке; исполняют решения по заявлениям об изменении; определяют и оформляют наличие гражданства РФ; осуществляют отмену принятых ими решений по вопросам гражданства РФ.

Для решения вопроса о гражданстве подается заявление. Срок рассмотрения – не более 6 месяцев. Решение может быть обжаловано в суд в месячный срок.

Существует Указ Президента «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».

Список документов, которые необходимо предоставить в соответствующий орган для получения гражданства:

· Заявления о приеме в гражданство РФ;

· представляются документы (в одном экземпляре), подтверждающие наличие установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условий приобретения или прекращения гражданства РФ;

· три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (размером 3x4 сантиметра);

· квитанция об оплате государственной пошлины или консульского сбора;

· один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности);

· медицинская справка.

 

Контрольные вопросы и задания для СРС:

1. Что такое гражданство?

2. Гражданство и подданство: общее и особенное в понятиях?

3. Перечислите принципы гражданства РФ?

4. Каковы способы приобретения гражданства РФ?

5. Кто такие «апатриды» и «бипатриды»?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...