I. Этап становления/создания
Для него характерны нечёткие цели, высокий творческий потенциал, неформальные связи, предпринимательский стиль управления. На этом этапе управлением организации занимается собственник. Возможен кризис лидерства, когда первоначально неформальные связи между учреждениями форматируются.
В начальный момент времени То ресурс организации не может быть нулевым. Исходной точкой создания организации (То - Ti) является определение цели. Цель - это предвосхищение результатов, на достижение которых направлена деятельность организации. Цель деловой организации должна соответствовать запросам потребителей, решать социально-значимые проблемы, стоящие перед обществом. Основой существования организации является коммерческая идея, т. е. предвидение того, каким путем она будет зарабатывать деньги, и какой будет получать доход. Прибыль должна рассматриваться как один из критериев успеха, а не как самоцель. Основной целью организации должно быть эффективное и быстрое развитие, которое решается за счет освоения и расширения рынка, внедрения новых технологий работы или выпуска новой продукции, решения актуальных социальных задач. После установления цели необходимо определить, реализуема ли эта цель. Для этого проводятся следующие действия: - анализ возможностей организации; - анализ внешней среды; - выявление набора подцелей путем прогнозирования; - морфологический анализ; - анализ исходной позиции. Анализ возможностей организации. Проводится комплексный анализ энергетического потенциала организации, т. е. определение соответствия цели существующим возможностям организации и возможности дальнейшего развития.
Анализ внешней среды. Проводится детальный анализ субъектов, объектов, факторов и явлений внешней среды, связь с государством, состояние рынка, запросов потребителя, поведения конкурентов, работа банков и инвестиционных компаний. Выявление набора подцелей путем прогнозирования. Просмотр альтернативных целей, соответствующих выбранному направлению деятельности организации; просмотр сценариев возможного поведения организации в будущем с учетом возможных поведений во внешней среде. Морфологический анализ. Этот вид анализа обеспечивает предсказание действий организации в условиях изменения тенденций развития как самой организации, так и окружающей среды. Анализ исходной позиции. Предусматривает ответы на следующие вопросы: - соответствует ли цель возможностям организации; - верны ли выдвинутые коммерческие цели; - как будет осуществляться борьба за выживание организации при неблагополучном развитии событий (оценка опасности).
Первичные цели: выживание, краткосрочная прибыль... Грейнер: Переход к следующему этапу следует за «революцией», или переходной фазой, являющейся результатом основной проблемы или кризиса организации. Только преодолевая этот кризис или решая проблему, организация успешно движется к более зрелой стадии.
Кризис руководства или лидерства. Так как совладельцы не всегда обладают качествами менеджера, происходит смена власти от владельца к исполнительным директорам. Проявляется в необходимости формализации первоначальных неформальных связей. Этап роста Для него характерны формализация отношений внутри организации, т.е. стабилизированная структура организации, регламентация деятельности. Образуются структурные подразделения. Рост за счет директивного управления с целью диверсификации производства и его дифференциации. Рост через руководство и рационализированное лидерство Активно используются орг. распорядительные методы. Для этой стадии характерен эффект инноваций. Отличительные признаки этапа: экспансия, дифференциация, диверсификация. Первичные цели: ускоренный, затем сбалансированный рост, переоценка сил, работа с коллективом, решение социальных проблем, необходимость закрепить/заинтересовать работника, обеспечение сбалансированности между текущей и инновационной перспективой деятельности. На этом этапе возникает и требует преодоления кризис автономии, который является результатом потребности децентрализовать принятие решений. Кризис автономии возникает, когда диверсифицированные структуры будут постоянно обращаться на высший уровень управления с целью решения их проблем. Поэтому на этом этапе целесообразно делегировать часть полномочий на низший уровень управления. По мере того, как проведена децентрализация, может потеряться контроль Организация преодолевает этот кризис, осуществляя рост через координацию (например, реструктуризация, формальное планирование, проектные команды). Чтобы она не распалась, необходимо: - использовать штабную систему управления - разработать специальные механизмы координации деятельности создать специальную техническую систему обеспечения координации деятельности работников.
Одним из этапов развития организации является выбор стратегии, которая определяет последовательность действий организации на всех этапах ее развития, начиная от создания и кончая ликвидацией. Стратегия - это составная часть искусства управления организацией, которая охватывает вопросы теории и практики развития организации. Иначе говоря, стратегия - это общий план ведения конкурентной борьбы. Существуют три основных этапа базовых стратегий развития: - ограниченный рост (ОР); - рост (Р); - сокращение (С). Ограниченный рост. Эта стратегия применяется в сложившихся отраслях со стабильной технологией. Если результаты работы фирмы устраивают ее руководителей, то эта стратегия сохраняется продолжительное время как наименее рискованный путь. Рост. Эта стратегия применяется в динамически развивающихся отраслях с быстроменяющейся технологией или неосвоенным сектором рынка. Характерен прирост показателей развития предприятия. Сокращение. Эта стратегия выбирается, когда наблюдается устойчивая тенденция к снижению показателей работы организации. Характерно установление целей ниже результатов, достигнутых в прошлом. Наиболее характерна тенденция использования организациями комбинированной стратегии, которая допускает использование различных стратегий в случае реализаций нескольких целей. 3. Этан зрелости. Период окончательного становления организации путем простого увеличения объема производимой продукции, работы в одном сегменте рынка. Происходит расширение масштабов производства путем вертикальной интеграции, усиление независимости отделений фирмы, переход к новым сегментам рынка.
Укрепление линейно-функциональной структуры, диверсификация производства приводит к необходимости перехода на дивизиональную структуру управления. Децентрализация управления. Компания получает вполне приемлемые доходы, но темпы роста замедляются. Для этого этапа характерно, что компания имеет свой уникальный образ, централизация сочетается с автономностью частей, компания становится многонациональной. С другой стороны появляется бюрократия, волокита, неэффективность системы мотивации, закрытость к новым идеям. Это является сигналом того, что компания начинает стареть. Возникает сложность управления, она становится слишком громоздкой, чтобы управлять на основе формально закрепленных процедур и контроля. Появляется возможность кризиса контроля. Возникает кризис формализации. Кризис формализации побуждает организацию двигаться в направлении роста через сотрудничество. Поэтому на этом этапе целесообразно использовать гибкий поведенческий ситуационный подход для координации деятельности за счет саморегулирования организации. На этапе зрелости необходимо обратить внимание на внутренние разрушения организации. Это: - стагнация (отсутствие роста) параметров организации, безразличие персонала к проблемам организации, - повторение ошибок, - чрезмерная строгость и догматизм в руководстве, - частая смена ориентации и политики руководства, частая смена управляющих, - отсутствие преемственности в руководстве, - отсутствие лидеров и творческих личностей в организации, отсутствие внимания к потребностям работников. Это признаки начала упадка
Этап спада
Этапом развития организации может быть этап упадка организации, при наличии которого целесообразно использовать специальные методы управления этими организациями. Существует следующие основные способы реакции на упадок организации:
1. Самоорганизация путем экспериментирования - создание неформальных коммуникационных каналов - создание фондов свободных средств - ослабление критериев оценки исполнения, мягкое реагирование на случайные промахи и ошибки - частое продвижение персонала - частое инновационное действие по контролю и управлению - тенденции ухудшения каких-либо критериев организации. 2. Тактика реагирования. Изменение параметров организации с целью сокращения расходной части. В этом случае может осуществляться: - уменьшение общих расходов - сокращение объемов выпуска продукции и услуг - увольнение с учетом стажа работы создание специальных групп по разработке специальных программ борьбы с упадком и определение степени кризиса в организации и возможных вариантов его преодоления. 3. Тактика защиты (характерен для бюрократических организаций) Характеризуется: - ужесточением контроля - еще большей регламентацией, несмотря на то, что обстоятельства требуют целевого оперативного вмешательства - делать то, что и до упадка, только более настойчиво. 4. Тактика предотвращения изменений. В организации не допускаются никакие изменения.
Закон развития опирается на следующие принципы: 1. Принцип инерции/запаздывания. Изменение потенциала организации происходит только спустя некоторое время начала действия факторов. И продолжается еще некоторое время после прекращения воздействия. 2. Принцип эластичности. Система не может быть очень восприимчива к слабым воздействиям. 3. Принцип непрерывности. Процесс изменения потенциала организации идёт непрерывно. Меняется лишь скорость изменения и его направленность. 4. Принцип стабилизации. Система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциалов. Этапы развития зависят от размера организации и степени ее зрелости
Успешное развитие и рост организации может привести к «синдрому большого бизнеса», который характеризуется следующими признаками: · крайне централизованный и разбухший аппарат управления; · всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия обычных, повседневных решений; · рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений; · передача решений и ответственности из одного отдела в другой. Если в результате прогрессивного развития организации стал проявляться «синдром большого бизнеса», снять его позволят методы регрессивного развития пути движения к более простым структурам, но на новом уровне.
Закон композиции и пропорциональности Закон утверждает, что в рамках достижения единой цели существует объективная тенденция организаций к созданию устойчивых объединений с соблюдением принципов соразмерности и пропорциональности. Закон композиции и пропорциональности: Система организована, если она включает в себя только необходимые и притом все необходимые элементы (композицию). Совокупность элементов организована, если между каждым и любым входящим в нее элементом, и характеристиками элементов устанавливаются и поддерживаются четко определенные количественные и качественные пропорции. То есть каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в данной соотносительности или заданном подчинении (пропорции).
Данный закон соотносится с понятиями гармонии, центростремительными и центробежными процессами. Центростремительные силы - объединительные процессы, происходящие в организации Центробежные - процессы разъединения. В природе все подчинено идее совместного сосуществования, гармонии (от греч. «harmonia» стройность, соразмерность). Гармония предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительность (пропорциональность). Все лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия — гармонии. В организации также происходит процесс гармонизации для достижения формальной или неформальной цели. Закон пропорциональности и композиции требует сохранения пропорциональности между организацией как целостным системным образованием и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовать потенциал, которым они обладают.
Сознательная реализация закона пропорциональности и композиции в организации требует обязательного использования набора принципов планирования, координации и полноты: · принцип планирования: каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития; · принцип координации: каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими, оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения (учет требований внешней среды); · принцип полноты: каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности либо своими силами, либо с помощью привлеченных организаций.
Закон можно разбить на две составные части: закон композиции и закон пропорциональности. Свойством системы является целенаправленность, и, следовательно, цели - это основной системообразующий фактор. Закон композиции выражает необходимость согласования целей организации: они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера. Рассматривая композицию, следует учитывать множественность целей организации и их иерархию. Согласованность целей должна быть достигнута как по горизонтали, так и по вертикали. Закон композиции определяет строгую причинно-следственную последовательность формирования дерева целей как логическую основу построения и планировании я деятельности организации. Свое отношение к проблеме реализации этого закона Г. Эмерсон выразил следующим образом: «Если бы могли объединить все цели и идеалы, вдохновляющие организацию сверху донизу, собрать их таким образом, чтобы все они действовали в одном и том же направлении, то результаты получились бы колоссальные. Но поскольку на деле все они тянут в разные стороны, равнодействующая часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной». Из этого следует, что в целенаправленных системах имеются: проблема определения общей цели, проблема многих целей и проблема согласования многих целей. Композиция означает, что система управления организацией должна быть построена таким образом, чтобы составляющие её элементы решали задачи, обеспечивающие достижение общих целей. Существует хронологическая, технологическая, процедурная последовательность, отражающая очередность и преемственность основных этапов реализации целей и взаимосвязи частного и общего.
Закон пропорциональности отражает необходимость определенного соотношения между частями целого, их соразмерность, соответствие или зависимость. Пропорции отражают связи и зависимости между частями целого. Достижение необходимых пропорций, соразмерности, соответствия, соотношений в границах организации любой природы равнозначно повышению жизнеспособности системы и эффективности ее функционирования. Несоответствие между частями, элементами целого называется диспропорцией. Диспропорции снижают эффективность организации, способствуют ее разрушению. Важнейшими методами обеспечения пропорциональности являются балансовые методы, методы оптимизации, сетевые методы и др. Законом пропорциональности определяется такая организованность частей, объединенных в целое, при которой достигается эффект синергии. Данный закон отражает необходимость определения соотношения между частями целого, их соответствия и соразмерности. Он дает возможность определить количественные и качественные характеристики элементов организации и установить наиболее правильное их взаимодействие. В составе структуры любой организации можно выделить большое количество пропорций. Сущность закона, его требования, состоят в том, что существуют постоянные устойчивые связи между структурными параметрами организации и состоянием устойчивости, возможного дальнейшего развития, если возникают отклонения в структурном построении организации - то это означает возникновение угрозы самому существованию организации, поэтому важной задачей аппарата управления является осуществление мероприятий, направленных на осуществление выявления диспропорции организации. Соотношение между различными элементами устанавливаются в производстве, управлении, между объектом и субъектом управления; соотношение коллегиальности и единоначалия, организации и самоорганизации. Качественные соотношения позволяют установить единство целей составных частей организации и учесть ценностные ориентации различных элементов в организации. Реализации закона композиции и пропорциональности способствуют разработанные на основании научных исследований и организационного опыта нормы и правила. Например, уровни иерархии связаны с нормами управляемости. Диапазон контроля и норма управляемости - это максимальное число непосредственно подчинённых, которыми эффективно может управлять руководитель. Считается, что у руководителей низшего уровня норма управляемости может достигать 30 человек (для высшего уровня управления, как правило, - не более 7 человек). Имеются нормативы для создания рабочих мест, нормативы соотношений численности работников и оборудования и пр. В каждой организации идёт естественный процесс гармонизации. Дисбаланс, диспропорцию менеджер должен исправлять с помощью планирования, координирования, опираясь на нормы и правила, ограничения, поощрения и т.д. К сожалению, в современных организациях можно наблюдать самые уродливые структуры и формы: раздутые управленческие отделы, технологически слабое основное производство, огромный штат охраны, отсутствие организационной культуры. Важно понимать: зачастую кризис в компании напрямую связан с нарушением закона гармонии в самой организации или в её взаимоотношениях с внешней средой. Закон отражает ряд закономерностей при конструировании систем. Что касается деловых организаций, то применительно к ним этот закон выражается в стремлении к работе с добросовестными и надежными партнерами. Для организаций производственного типа в качестве надежных партнеров должны выступать поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий; организации, осуществляющие сбыт продукции. При этом обязательно должен соблюдаться принцип пропорциональности или соотносительности всех составных элементов объединенной организационной системы.
Организация представляет собой единый, целостный, развивающийся объект, для которого характерна тенденция к объединению. Указанная тенденция реализуется прежде всего в желании выбрать оптимальную структуру и создать благоприятную среду обитания. На этом фоне происходит активное формирование объединений. Примером могут служить объединения организаций по отраслевому и региональному признаку (банковские пулы, финансово-промышленные группы, холдинги, корпорации и др.). Основные цели, преследуемые организациями при создании объединений, следующие: - минимизация издержек; получение дополнительной прибыли; - снижение рисков; создание устойчивой среды обитания; - совместное планирование и пропорциональное распределение работ; - консолидация финансовых и материальных ресурсов; - реализация общих проектов; освоение новых технологий. Для России характерно наличие трех мощных факторов, необходимых для объединения организаций: - общее состояние экономики страны; - деятельность банков; - внедрение новых рыночных технологий ведения бизнеса. Объединения могут создаваться и на базе акционерного капитала, на основе кооперации действий, по типу ассоциаций и т. п., но при этом они должны иметь единую цель. Одна из основных функций объединения - создание структурных взаимосвязей и разработка общей системы управления с выработкой единых правил взаимодействия. Примером достаточно распространенного способа создания объединений является объединение типа франчайзинга на базе крупных деловых организаций производственного типа. Для обеспечения, например, доведения продуктов питания от производителя к потребителю может служить простая схема объединения - по технологической цепочке (рис. 2).
Рисунок 2 – Типовая схема взаимодействия группы предприятий Закон информированности и упорядоченности Этот закон означает, что любая социальная организация способна к выживанию только в том случае, если она обеспечена полной, достоверной и упорядоченной (структурированной) информацией. Закон информированности и упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем выше вероятность ее успешного функционирования.
В любой организации существует информационная среда управления, которая включает: собственно информацию; средства технического обеспечения; применяемую технологию; организацию документооборота; персонал, занятый управлением информационной средой. Главным элементом информационной среды управления является информация, а основной целью - обеспечение работников организации необходимой информацией в нужное время. Информационная среда организации подчиняется действию закона информированности-упорядоченности. Закон информированности — упорядоченности устанавливает, что в организованном целом не может быть больше порядка, чем информации. Упорядоченность — это характеристика системы, отражающая наличие определенным образом установленных взаимосвязей. Чем больше качественной информации, тем устойчивее организация. Очевидно, достигнутый порядок можно охарактеризовать с помощью как качественных, так и количественных методов. Порядок можно в принципе признать полным, если в нем нашли практическое воплощение три аспекта упорядоченности, вытекающие из того, что определены: · границы системы, т.е. установлено, какие именно элементы она включает; · переменные, которые характеризуют элементы, образующие систему; · характер действия каждого элемента и система их взаимодействия.
Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации: системы управления, персонала подразделений и т.д., а также наличие между элементами установленного взаимодействия — коэффициентов пропорциональности.
Степень организованности системы возрастает при поступлении новой информации, которая является дополнительной по отношению к используемой. Организация, располагающая более полной информацией о внутренней и внешней среде, имеет большую вероятность осуществления устойчивого функционирования. Основоположник кибернетики Норберт Винер считал: количество информации в системе есть мера её организованности. Основатель теории информации Клод Шеннон утверждал: в сообщении информации тем больше, чем большую неопределенность она устраняет. Уровни организованности противостоят, как установлено, в процессе саморазвития беспорядку, хаосу - энтропии. В устойчивой равновесной организации хаотические дезорганизационные процессы подавляются негэнтропийными информационными энергетическими процессами за счет ресурсов, которыми располагает сама организация, а также ресурсов и процессов, которые она, как открытая система, сможет использовать из своей внешней среды. Используются три приема: -уменьшается излишнее разнообразие системы; -ограничивается число степеней свободы процессов, элементов; - накладываются другие ограничения по формам связи, времени получения информации.
Внутренняя организация целого предопределена возможностями преодоления информационной неопределенности в системе. В организованном целом не может быть порядка больше, чем информации.
В современном обществе уровень развития организации определяется не только обеспеченностью сырьем, материалами, оборудованием, финансами и т.д., но и состоянием информационного обеспечения или состоянием информационной среды, в которой живет эта организация. Следует различать два вида информации: - Структурную - Оперативную (сигнальную). Оперативная, или сигнальная информация, всегда связана с отношением двух процессов, с отправкой и получением сигнала, с передатчиком и приемником. Структурная информация характеризует достигнутый уровень организации системы, или меру её организованности. Информация, накапливаясь, самоорганизуется в структуры, начинает существовать как бы в потенциальной форме, и хранилищем структурной информации может являться структура самой развивающейся системы. Именно количество структурной информации определяет переход системы на новый уровень организации. Некоторые авторы по аналогии с энергией пользуются понятиями кинетической и потенциальной информации: кинетическая информация циркулирует в процессе и с помощью потенциальной (структурной) двигает процесс развития. Оба вида информации играют свою роль в процессе самоорганизации системы. Число порций информации от цикла к циклу растет, приобретает определенную структуру (гипотезы, теории, программы, изобретения), такие структуры и являются точками роста новой организации. На базе накопленной информации, согласно главным целям развития, система отбирает единственный вариант и перестраивает на этой основе свою структуру. Таким образом, системно-кибернетический подход в управлении означает единство процессов накопления информации, отбора и структурирования её согласно целям системы и переход на новый уровень организации. В основе развития лежит механизм управления. Информация - это сведения о состоянии внутренней и внешней среды, которые используются в процессе принятия управленческих решений. 3 фильтра: физический, семантический, прагматический. Информация характеризуется способность накапливаться. Накопление информации - всеобщий закон, обусловливающий развитие организации. Обычно информацию разделяют: · на объективную, овеществленную в товаре: к объективной относится информация, полученная от объекта управления; · субъективную — отраженную, организованную людьми.
Любую информацию, располагаемую организацией, можно охарактеризовать следующими параметрами: объем, полнота, ценность, насыщенность и достоверность. Объем информации рассматривается с двух сторон: · объем символьной информации определяется количеством символов и обычно выражается в символах или байтах; · объем воспринимаемой информации характеризует полноту информации о каком-либо объекте управления для принятия обоснованного решения. Объем воспринимаемой информации имеет три уровня: информационная избыточность (повышает качество решения, однако увеличивает время на принятие решения и повышает стоимость информации); недостаток информации (затрудняет выработку правильного решения, увеличивает степень риска, требует современных методов для повышения вероятности правильного решения); субминимальный (оптимальный) уровень информации (минимально-полный объем информации для конкретного человека (управляющего), при котором он может принять обоснованное управленческое решение). Полнота информации определяется возможностями доступа к ресурсам информационного пространства, в котором действует организация, а также состоянием внешних и внутренних коммуникационных связей. В современных условиях любой организации доступны очень большие объемы информации, что требует затрачивать на ее отбор и обработку большое количество времени и средств для поиска нужной информации. Ценность - характеризует информацию как товар. Известны несколько способов количественного определения ценности. Все они основаны на представлении о цели, достижению которой способствует полученная информация. Чем в большей мере информация помогает достижению цели, тем более ценной она считается. Ценность информации характеризуется снижением уровня затрат ресурсов (материалов, времени, финансов) на принятие правильного решения. Ценность информации имеет четыре уровня: 1. Нулевой (когда вся информация повторяет ранее известную и не позволяет принять качественное управленческое решение; либо принимается решение, после чего информация больше не нужна). 2. Средний. Когда информация создается добросовестными работниками – исполнителями (новых прогнозных элементов не внесли). Использование этой информации способствует получению прибыли, при этом повышается или уменьшается прибыль примерно на 10%. 3. Высокий уровень ценности определяется в том случае, когда происходит сокращение затрат в 2 раза; эта информация позволяет руководителю предусмотреть последствия принимаемых решений. 4. Сверхвысокий уровень - когда происходит сокращение затрат в 10 раз при внесении инвестиций. Это информация, связанная с инновационными разработками и маркетинговыми исследованиями. Она позволяет организации осуществлять революционную политику. Ценность информации определяется также такими свойствами, как оперативность, достоверность и надежность. Оперативность - своевременность получения информации. Важность своевременного получения информации была установлена достаточно давно. По мнению М. Вебера, проводившего в начале XX века детальное изучение бюрократической системы, одним из определяющих факторов повсеместного господства бюрократии является открытый доступ к новейшей информации, дающий возможность принимать эффективные решения и предвидеть конечные результаты. Однако по мере развития и усложнения иерархических систем управления организациями на пути реализации этого фактора возникают все большие трудности. Запаздывание информации, возникающее из-за задержек при передаче по каналам информационного обмена как вне, так и внутри организации, отрицательно сказывается на ее работе. В сложных многоуровневых системах управления деловой организацией скорость прохождения информации настолько замедляется, что зачастую управленцу приходится принимать решения, нацеленные на перспективу, на основе уже давно устаревшей информации. Надежность информации определяется степенью ее соответствия реальной ситуации, конкретным целям организации и методам управления. Достоверность получаемой информации целесообразно разделить на три информационные категории: - информационные сообщения, получаемые из источника, о котором вы собираете информацию; - информация, полученная из независимых источников; - информация, полученная из неофициальных источников. Информация, входящая в первую категорию, собирается из опубликованных материалов о деятельности интересующего предприятия: каталоги, проспекты, рекламные сообщения, статистическая отчетность, сведения о финансовой деятельности; высказывания сотрудников предприятия во время официальных мероприятий и личных контактах. Информацию, относящуюся ко второй категории, можно получить от организаций, которые сотрудничают с интересующим нас предприятием; в государственных контрольных органах (судебные, исполнительные и налоговые инспекции). Информация, относящаяся к третьей категории, получается из неофициального общения, называется слухами. Она считается ненадежной информацией, но тем не менее такой информацией не следует пренебрегать, поскольку она может быть использована для проверки информации, полученной из других источников, или для уточнения имеющейся в распоряжении официальной информации. Достоверность информации - необходимое условие использования полученных данных в деятельности предприятия. Источники информации должны быть надежными и не вызывать сомнений. Достоверность: процент соотношения реальных сведений в информаци
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|