Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор методов во многом определяется компетентностью руководителя, организаторскими способностями, знаниями в области социальной психологии.




Познание социально-психологических и индивидуальных особенностей исполнителей дает руководителю возможность сформировать и принять оптимальный стиль управления и тем самым обеспечить повышение эффективности деятельности предприятия за счет улучшения социально-психологического климата и повышения степени удовлетворенности трудом.

 

Лекции 4. Законы и принципы организации

 

План:

1. Понятия «зависимость», «закон», «закономерность».

2. Законы организации

3. Принципы организации

 

Теория организации изучает процессы создания, функционирования и развития любой организации, и системы организованных отношений.

В любой науке выделяют 3 компонента - предмет, метод, теория.

Цель науки - выяснение законов. Закон — это категория, отображающая существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями реального мира. Само понятие «закон» можно определить как зависимость между двумя или более явлениями, обладающая свойствами объективности, существенности, необходимости и устойчивости.

Объективные зависимости формируются независимо от воли людей. Если руководитель учитывает неотвратимость действия этих зависимостей, он может их использовать во благо себе, в противном случае эти зависимости могут помешать его усилиям. Субъективные зависимости составляются людьми для реализации глобальных целей организации или страны. Они могут быть кратковременными или долгосрочными.

К кратковременным зависимостям относят, например, зависимость выбора вариантов решения оперативного планирования при соответствующих корректировках, зависимость сверхурочной производительности от величины оплаты, зависимость подбора кадров от личностных качеств руководителя. Долговременные зависимости — зависимость заработной платы работника от производительности его труда, зависимость прибыли организации от величины устойчивого спроса на ее продукцию, зависимость производительности труда аппарата управления от его информированности.

Из категории «зависимость» вытекает понятие «закон». Закон — это зависимость, которая:

· зафиксирована в законодательных и нормативных документах (конституция, законодательные акты, уставы и т.д.);

· является общепринятой нормой для большинства организаций (Библия, Коран и т.д.);

· получила научное обоснование, признание авторитетных ученых (синергия, пропорциональность и композиция и т.д.).

 

Закономерность является частью закона. Закон или закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения. Таким образом, закон имеет механизм действия и механизм использования. Механизм действия заключается в формировании зависимости выходных параметров от входных, а механизм использования - это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности.

При функционировании организаций появляется большое количество самых разнообразных устойчивых и неустойчивых связей. Б о льшая часть этих связей подчинена социальным законам и закономерностям

 

Применительно к социальным организациям под законом понимается устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и обладающая неизбежной повторяемостью в сходных условиях.

Законы образуют теоретический фундамент и определяют место и роль теории организации как самостоятельного научного направления. Они выражают как количественные, так и качественные стороны организационных явлений и процессов в их единстве и служат внутренней мерой этих процессов, что является одним из основных условий их использования в практике. Законы организации помогают правильно подойти к оценке и использованию организационного опыта, его более глубокому познанию.

Все организации формируются, функционируют и развиваются, подчиняясь определенным объективным законам, которые формируют систему законов организации. Каждый менеджер должен понимать, что, любая организация действует в поле законов и закономерностей природы и общества.

Закон организации - объективная особенность формирования, функционирования и развития организации, характерная и типичная для всех организаций.

На основе знания закона возможно достоверное предвидение течения процессов. Познать закон – значит, раскрыть ту или иную сторону сущности исследуемого явления. Познание законов организации является важнейшей задачей теории организации.

С точки зрения теории организации роль законов заключается в следующем. Они:

- образуют теоретическую основу для дальнейшего развития науки;

- подтверждают ее самостоятельность в практическом плане;

- объясняют взаимосвязь количественных и качественных сторон организационных процессов, чем способствуют повышению эффективности управленческой деятельности.

 

Существует две категории законов – законы природы, в том числе законы природы человеческого общества, и законы, придуманные людьми. Законы природы объективны, непротиворечивы и нерушимы. Законы, придуманные людьми, переменчивы и противоречивы. Т.е. законы разделяются на объективные и субъективные (зависимость, зафиксированная в законодательных документах, общепринятые нормы для больших групп людей). Объективные законы носят название законов организации, а субъективные — законов для организаций. Социальные законы определяют отношения между людьми и группами и определяются в процессе их деятельности. Многие из социальных законов фиксируются в форме законодательных актов либо нормативных документов, определяющих поведение больших групп людей. Знание социальных законов позволяет осуществлять эффективное управление рисками, выбирать варианты достижения поставленной цели, оптимальных с точки зрения материальных и временных затрат.

Любая организация – это сложная динамическая система и ей присущи общие системные свойства. Организации развиваются по объективно существующим законам, которые познаваемы и должны целенаправленно использоваться в процессе деятельности. В общем виде законы организации — это устойчивые количественные и качественные соотношения между управляющей и управляемой системами.

 

Классификация законов

Законы организации присущи целостным образованиям в природе и обществе. Они отражают существенные внутренние организационные связи как между частями целого, так и между целостными объектами, а также законы развития организационных процессов во времени. Можно выделить общие законы теории организации как всеобщей организационной науки и специфические законы, являющиеся предметами изучения таких, скажем, конкретных организационных наук, как теория организаций, теория социальных организаций, теория управления и др.

К первому уровню классификации, строящейся в формате данного подхода, относятся основополагающие законы, определяющие сущность организации. Они выделяют и раскрывают методические основы, фундамент построения любой организации. Это обусловливает особое, определяющее место и ведущую роль таких законов, одновременно предъявляя к их обоснованию и формулированию исключительно высокие требования.

Второй уровень рассматриваемой классификации открывает группа законов формы, определяющих восприятие внешнего вида, проявления организации. Отражаемые этими законами связи наиболее очевидны и понятны, поскольку встречаются и используются практически на каждом шагу. Их проявления и формируют наиболее распространенное представление об организации как установлении определенного, формализованного порядка. Этим уровнем классификации выделяются группы законов, вскрывающие и представляющие важнейшие феномены построения, функционирования и развития организации.

Здесь выделяются и отражаются зависимости и последовательности статической и динамической организации как основные характеристики проявления особенностей построения ее структур и процедур.

Действительно, эффективные процедуры разрабатываются и осуществляются только на реальной основе, по конкретной иерархии позиционирования элементов в структурах и последовательности построения и осуществления связей в процедурах.

Выделяемые и формулируемые этими законами проявления статических и динамических связей позволяют окончательно определить роль организации в процессах и системах объективной реальности и субъективной деятельности окружающих нас организаций.

 

Рассмотрим сущность и проявление следующих законов:

 

Основными законами теории организации являются:

Законы первого уровня:

- закон синергии;

- закон самосохранения;

- закон развития;

Законы второго уровня:

- закон композиции и пропорциональности;

- закон информированности и упорядоченности;

- закон единства анализа и синтеза.

 

Закон синергии

Синергия (от греч. synergia - сотрудничество, содействие) означает совместное и однородное функционирование элементов системы.

Закон синергии определяет приращение энергии. В любой организации возможен как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов.

Значение закона синергии определяется тем, что действие других законов организации, в конечном счете, направлена на достижение более высоких значений синергетического эффекта. Источники появления такого рода «организационного эффекта» исследует бурно развивающееся научное направление, которое получило название синергетики.

Закон синергии - совокупность элементов организована, если ее потенциал больше суммы потенциалов входящих в нее элементов.

Любая организация не ограничивается только структурой, а является сложной совокупностью большого количества взаимосвязанных элементов, таких как руководители, стратегии, информация, технологические процессы, система ценностей, системы и процедуры. Значения данных элементов определяют потенциал организации, ее способность к деятельности. Различные сочетания этих элементов могут создать набор возможных потенциалов организации.

Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер. (Пример: Можно ли создать молодую семью, потенциал которой всегда будет в области созидательной энергии? Ответ: Очень трудно, так как не все элементы, необходимые для синергии, находятся в сфере управления семьи – пьющие родители, влияние внешней среды).

 

Энергетический потенциал деловой организации показывает ее возможности в достижении поставленной цели, эффективного использования как материальных факторов (территория, техническая оснащенность, денежные средства, оборотные фонды), так и социально-психологических факторов (уровень профессиональной подготовки персонала, социально-психологический климат в коллективе). Потенциал организации зависит от каждого работника и их расстановки, технологической оснащенности и профессионализма руководителей. Степень реализации потенциальных возможностей организации зависит прежде всего от эффективности работы звена управления. Различные сочетания элементов этих потенциалов могут создать большой набор возможного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого. Т.е. может быть достигнут как положительный, так и отрицательный эффект. Поэтому задача менеджера заключается в том, чтобы найти нужный набор этих факторов, который позволит повысить синергию организации.

 

В качестве примеров организаций с высоким потенциалом можно привести:

- Конструкторское бюро академика С.П. Королева, где работал академик А.Д. Сахаров;

- Группу фирмы «APPLE», создавшей новый тип компьютеров серии «Macintosh»;

- Крепкие семьи.

 

Низкий уровень реализации энергетического потенциала организации может быть обусловлен неэффективным использованием таких факторов, как менеджмент, отсутствие в коллективе лидера, недостаточная квалификация или пассивность персонала, слабая техническая оснащенность, использование устаревших технологий управления. Низкий потенциал может возникнуть, например:

- при увольнении работников, генерирующих идеи;

- при приеме на работу конфликтного работника.

 

Высокий потенциал может возникнуть, например:

- при приобретении организацией компьютера;

- при приеме на работу совместимых с коллективом работников;

- при совпадении целей организации с целями подавляющего большинства работников.

При этом потенциал организации, т. е. возможность расширения объема услуг, повышения производительности труда, может меняться двумя способами:

а) пропорционально привлечению дополнительных ресурсов;

б) скачкообразно (существенно больше привлечения дополнительных ресурсов).

Применительно к социальным организациям закон синергии проявляется в частности, в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов организации.

Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальных организаций является возможность управления приростом энергии.

В коммерческих организациях это выражается в целенаправленном регулировании энергетического и производительного потенциала.


Из этого закона следует, что формирование системы должно приводить к получению эффекта синергии.

Синергетическим эффектом можно считать усиление результатов в совместной деятельности в результате совпадения набора факторов (элементов) и оптимального сочетания их характеристик.

Например, в медицине синергия определяется комбинированным действием лекарственных веществ на организм; в другой социальной организации синергетический эффект основан на использовании суммарных усилий коллектива организации либо на разделении трудового процесса по различным специализациям. Наиболее значимый синергетический эффект достигается при правильном использовании современных технологий работы в сочетании с процессами разделения труда и современной организацией управления.

Эффект синергии образуется благодаря действию следующих факторов:

- упорядочение связей и координация взаимодействий;

- функциональная специализация;

- концентрация ресурсов;

- взаимозаменяемость частей;

- эффект соприсутствия или активизация поведения одного элемента присутствием другого.

Термин синергетика был введен Германом Хакеном в 1977 г. в книге «Синергетика» для подчеркивания роли коллективистских, кооперативных эффектов в процессах самоорганизации. Организация, как любая другая система, обладает свойством эмерджентности, заключающимся в том, что свойства системы в целом не являются простой суммой ее составных частей. Система может обладать такими свойствами, какими не обладает ни одна ее часть. Синергетический эффект в отличие от эмерджентности связан с кооперативным взаимодействием входящих в систему элементов.

Термин «синергетизм» в биологии означает сотрудничество между различными органами. В менеджменте существует несколько его синонимов, лишь слегка отличающихся по значению: стратегический рычаг, взаимосвязи, стоимостные преимущества, достижения рационализации.

Изучение различных систем позволило установить некоторые особенности возникновения и проявления синергетического эффекта. Рассмотрим их.

1. Синергетический эффект наблюдается только в сложных системах, не находящихся в состоянии равновесия. Состояние неравновесия более свойственно открытым системам, с то время как закрытые системы в соответствии с законами термодинамики стремятся в конечном итоге прийти к состоянию с максимальной энтропией и прекратить любые эволюции. Именно состояние неравновесия позволяет открытым системам развиваться.

2. Появление синергетического эффекта возможно только в самоорганизующихся системах, т.е. в системах, способных на установление согласованного внутреннего взаимодействия без внешнего управляющего воздействия.

3. Для возникновения синергетического эффекта необходимо кооперативное взаимодействие большого числа элементов системы, поэтому вероятность проявления синергии выше в крупных системах.

4. Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение нового порядка и усложнение систем через флуктуации (случайные отклонения) состояний их элементов и подсистем. Такие флуктуации обычно подавляются во всех динамически стабильных и адаптивных системах за счет отрицательных обратных связей, обеспечивающих сохранение структуры и близкого к равновесию состояния системы. Но в более сложных открытых системах благодаря притоку энергии извне и усилению неравновесности отклонения со временем возрастают, накапливаются, влекут за собой «расшатывание» прежнего порядка и через относительно кратковременное хаотическое состояние системы приводят либо к разрушению прежней структуры, либо к возникновению нового порядка.

5. Самоорганизация присуща системам достаточно высокого уровня сложности, с большим количеством взаимодействующих между собой элементов. Недостаточно сложные системы не способны к адаптации к внешним воздействиям и к развитию, для которых требуются затраты большого количества ресурсов, и при получении извне чрезмерного количества энергии теряют свою структуру и разрушаются.

6. Эффект самоорганизации наступает только в случае преобладания положительных обратных связей, действующих в открытой системе, над отрицательными обратными связями.

7. Самоорганизация в сложных системах, переходы от одних структур к другим, возникновение новых уровней организации материи сопровождаются нарушением симметрии. Самоорганизация в сложных и открытых системах приводит к необратимому разрушению старых и к возникновению новых структур и систем.

 

Термин «синергия» применительно к управлению был введен в обиход Игорем Ансоффом. Эффект синергизма по Игорю Ансоффу - явление, когда доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности.

И. Ансофф классифицировал синергетические эффекты по критериям, составляющим прибыль фирмы, следующим образом:

1. Торговый синергизм (синергизм продаж) - проявляется при использовании общих каналов распределения для разных товаров, продвижении товаров общего бренда группы. возникает, когда для нескольких товаров используются одни и те же каналы распределения и управление процессом продаж происходит из единого центра

2. Операционный синергизм - это результат более эффективного использования основных средств, производственных мощностей и персонала, снижение удельных издержек и операционных затрат на единицу товара при росте объемов производства, крупные закупки, распределение накладных расходов и совместного проведения обучения.

3. Инвестиционный синергизм - он появляется вследствие совместного использования результатов исследований и разработок, общей технологической базы и финансовых ресурсов в производстве различных видов продукции, в различных направлениях деятельности.

4. Управленческий синергизм (синергизм менеджмента) - возникает при совместном использовании опыта, квалификации управленческого персонала для реализации новых проектов, решения стратегических задач, что приводит к повышению конкурентоспособности компании, усилению ее рыночной позиции, выбору наиболее эффективных решений.

 

К ресурсам, потенциально способным к созданию синергетического эффекта, можно отнести активы, основанные на информации. Такие активы могут использоваться одновременно, не «изнашиваются» при использовании, комбинирование таких активов между собой и с физическими активами позволяет получить принципиально новый продукт. Способность генерировать синергию на базе знаний и информации выступает одним из методов конкурентной борьбы, когда добавленная стоимость возникает не из кумулятивного эффекта элементов, а из их взаимодействия.

Термин «синергия» использовался И. Ансоффом и для обоснования групповых структур в организации компаний. Приобретение как метод роста, в противоположность органическому росту, есть вид предпринимательства для людей, склонных к структурным решениям. Иногда это называется корпоративным вторжением, многие это считают беспощадной эксплуатацией людей и деловых структур, которые построил кто-то другой. Поэтому термин «синергия» приобрел плохую репутацию, и люди предпочитают употреблять другие выражения.

Синергический портфель — это группа предпринимательских подразделений, принадлежащих одному владельцу и стратегически связанных друг с другом. Его противоположностью является диверсифицированный портфель, или конгломерат. Примером синергического портфеля является авиакомпания, которая владеет гостиницами, наземным транспортом и обслуживанием аэропортов. Другим примером может быть консалтинговая фирма, предлагающая менеджмент, компьютерную систему и услуги по консультированию маркетинга. Синергию можно обнаружить в различных функциях относительно стоимости и добавленной стоимости для клиентов.

При таком виде синергии, когда большая авиакомпания приобретает сеть гостиниц, чтобы иметь возможность предложить полный комплект услуг для пассажиров, добавленная стоимость с точки зрения туристов будет больше, чем сумма, которую авиакомпания и гостиницы могли бы предложить отдельно друг от друга.

 

Позднее концепция синергизма получила расширительное толкование и дополнилась понятием возможного отрицательного синергетического эффекта, когда результаты объединенных элементов не достигают суммарных результатов до объединения: 2 + 2 < 4.

Так, при сделках слияния-поглощения синергетический эффект может носить как положительный результат (более низкие издержки, более эффективное использование ресурсов, расширение масштабов операций, мобильность в распределении финансовых ресурсов), так и отрицательный результат (технологическая несовместимость, невозможность централизации функций, несовпадение по качеству продукции, снижение гибкости и мобильности, увеличение времени на адаптацию). Положительным или отрицательным будет синергетический эффект, зависит от менеджмента организаций, его способности организовать эффективное управление объединенной структурой.

 

Следует отметить, что в социальных организациях именно социальные взаимодействия являются источником синергизма; объединенная структура наследует преимущества слагающих ее элементов, объединение материальных активов создает лишь предпосылки для возникновения синергии. Социальная составляющая, включающая организационную культуру, методы управления, социальный климат, является основным источником синергетического эффекта, только человеческие ресурсы способны приносить экономические результаты. Именно недостаточное внимание к социальной составляющей приводит к возникновению отрицательного синергетического эффекта.

Признаки наличия синергии в организации:

- хорошее настроение в коллективе;

- снижение заболеваемости персонала, усталости;

- поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда;

- сокращение технологического цикла;

- рост числа предложений по совершенствованию производства и управления;

- усиление интереса сотрудников к повышению образования;

- выполнение бизнес-плана;

- выработка и поддержка традиций организации и т.д.

 

В связи с этим в организации должна быть разработана система мероприятий социального и экономического характера, направленная на решение задачи обеспечения положительного синергетического эффекта.

К экономическим мероприятиям повышения синергетического эффекта организации относятся: возможность участия работников в распределении общей прибыли, различные формы поощрения по итогам работы организации в целом, участие в акционировании, награждение бесплатными акциями и т. п.

К социальным мероприятиям относятся: мероприятия по проведению досуга и отпуска, бесплатное медицинское обслуживание, оказание помощи при решении личных и семейных проблем.

К психологическим мероприятиям относятся: встречи с представителями руководства, профессиональной учебы работников.

Объективные предпосылки организации ПХО:

- однородность применяемого сырья, оборудования, технологических процессов, сходство готовой продукции;

- наличие устойчивых технологических связей и кооперации;

- комбинирование производственных предприятий различных отраслей, обеспечивающих комплексную переработку сырья и безотходность технологии;

- совместное использование объектов производственной и социальной инфраструктуры различных предприятий, расположенных на одной территории;

- соединение науки с производством, что особенно важно для наукоемких отраслей.

Для всех звеньев организации необходима специальная система мотиваций, эффективная система контроля и оперативной коррекции проводимых мероприятий.

Для оценки эффективного использования энергетического потенциала организации на сегодняшний день используют показатели деятельности анализируемой организации по сравнению с работой другой аналогичной организации. В таблице 1.1 приведен перечень основных показателей, позволяющих сделать заключение по использованию синергетического эффекта на основе метода сравнительных оценок.

Количественная оценка эффективного использования синергетического потенциала организации может быть определена методом экспертных оценок путем тестирования социально-психологического состояния личности.

 

Таблица 1.1 - Основные показатели созидательного синергетического эффекта

 

Личностные и групповые Для организации в целом
Увеличение производительности труда Высокий уровень показателей экономической деятельности
Улучшение условий организации труда Быстрая и адекватная реакция на изменения во внешней среде
Повышение уровня профессиональной подготовки Использование прибыли в целях расширения собственного бизнеса
Усиление исполнительской дисциплины Устойчивые показатели развития организации
Освоение смежных профессий Совершенствование структуры
Рост заработной платы Освоение новых рынков сбыта
Групповая форма оплаты груда и система поощрения труда Использование современных технологий, коммуникации и управления
Приобретение акций организации Повышенный спрос на продукцию
Сознательное отношение к труду Высокое качество товаров и услуг
Лояльность к руководству Создание положительного имиджа
Отсутствие конфликтов Здоровый моральный климат
Участие в коллективных мероприятиях Инновационная деятельность

 

Закон самосохранения.

Закон самосохранения утверждает, что любой организации как социально-экономической системе присуще стремление к самосохранению (выживанию) за счет оптимального использования кадровых и материальных ресурсов.

Закон самосохранения:

- срок жизни системы ограничен временем, в течение которого она располагает энергией для воспроизводства и замещение выбывающих элементов и для поддержания связей между всеми образующими её элементами;

- каждая материальная система стремиться сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого результата весь свой потенциал (ресурс).

Именно благодаря энергии связи элементы удерживаются внутри системы, а это означает, что система сохраняет свою целостность и возможность получения синергетического эффекта.

Жизнь, выживание, равновесие, устойчивость — это ключевые понятия для раскрытия содержания закона самосохранения. Функционирующая организация может стремиться к достижению равновесия, например, в стабильности кадрового состава, поддержании уровня производственных запасов, финансов и т.д. С развитием организации связана проблема динамического равновесия, т.е. равновесия с изменением структуры под воздействием внешних или внутренних факторов.

Выживание организации — одно из ключевых понятий в современной теории организации и управленческой практике, которое используется для итоговой характеристики процесса жизнедеятельности организации или анализа уровня ее жизнеспособности. Оно рассматривается как один из важных критериев оценки эффективности функционирования организации как социальной системы и противостоит понятию "смертность организации".

В современных моделях теории организации:

— выживание организации является центральным понятием и соотносится с процессами организационной адаптации. Как правило, выживание организации обусловливается установлением равновесных отношений единичной организации с внешней средой и описывается в терминах балансовых моделей, а достижение баланса — в логике пассивной адаптации;

— в теории ресурсной зависимости проблема выживания организации связывается со снижением зависимости единичной организаций от организаций целевого окружения, а адаптивные процессы — с активным воздействием организации на внешнюю среду;

— в неоинституциональном подходе выживание организации рассматривается как некий императив, реализация которого должна быть осуществлена даже в ущерб эффективности организации. При этом проблема выживания организации обусловливается повышением легитимности деятельности организаций и решается путем создания и воспроизводства в ее структуре подразделений, отражающих социальные институты внешнего окружения;

— в организационной экологии выживание сосуществует с показателем смертности организаций и выделяется два аспекта проблемы: выживание единичной организации и выживание организационной (и социальной) популяции. Рассматривая организационное развитие, прежде всего на популяционном уровне, некоторые экологи связывают выживание организационной популяции с повышением ее автономии от внешней среды, а ее развитие — с расширением социокультурного репертуара организаций.

Самосохранение обеспечивает выживание системы за счет поддержания ее целостности, состояния подвижного равновесия и устойчивости, экономного использования ресурсного потенциала.

Закон базируется на таких свойствах, как устойчивость, адаптивность и сбалансированность.

С точки зрения устойчивости необходимо говорить об устойчивости как способности системы эффективно функционировать в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий.

Понятие устойчивости относится к трем составляющим системы:

- функциональной

- элементной

- структурной.

 

Неустойчивые системы, т.е. системы, которые не могут перейти в новое состояние или вернуться в прежнее состояние после действия негативных факторов, разрушаются.

Устойчивость может быть обеспечена за счет двух групп факторов:

- экстенсивные факторы: набор специалистов, привлечение дополнительных ресурсов из внешней среды

- интенсивные факторы - повышение квалификации персонала

 

Достижение равновесия - это стабильность кадрового состава, поддержание уровня запасов, финансов, объемов производства.

Самосохранение связано с адаптацией системы к внутренним и внешним изменениям.

Адаптивность - способность организации реагировать на внешние и внутренние возмущения с целью поддержания эффективного функционирования объекта. Адаптация может быть краткосрочной и долгосрочной, структурной и функциональной, активной и пассивной.

 

Механизм действия этого закона характеризует следующее:

1. Самосохранение означает, что расход энергии не может быть больше её
прихода. Закон самосохранения требует баланса. Эффективность - функция
двух переменных:

- затраты (вход) - минимум

- результаты (выход) - максимум.

Ресурс системы, который она высвобождает из-за экономии, может тратиться и для роста, и для развития, и для адаптации. Для целей развития важно не только рациональное использование, но и накопление ресурсов.

Энергия - это тоже знание, ценности (материальные и духовные). Понятие энергии трансформируется в знание.

2. Необходимым условием самосохранения является рост и развитие
организации.

Самосохранение, рост и развитие - взаимосвязанные понятия. В изменяющейся среде сохранить себя как целостное образование может лишь развивающаяся организация. И наоборот - развиваться может лишь то, что устойчиво существует.

Рост может происходить вместе с развитием или при его отсутствии. К росту организации относится как увеличение размеров, так и расширение поля её деятельности.

Под развитием понимается глубокая перестройка структуры и функций объекта. Это процесс, в котором увеличиваются возможности организации к самосохранению за счет не дополнительно приобретаемых, а имеющихся ресурсов и их экономного использования.

 

Деловая организация представляет собой некоторую самостоятельно существующую систему, подобно живому организму, который появляется на свет, растет, развивается, совершенствуется, болеет, стареет, умирает. Организации присуще стремление к самосохранению. Самосохранение позволяет организации продолжить свое существование даже после достижения поставленной цели.

В конкурентной борьбе при рыночных отношениях происходит естественный отбор организаций. Выживает та, которая удовлетворяет потребностям общественного развития. Потому при создании организации выбор целей и социальной миссии является самым ответственным моментом в стремлении к выживанию. Кроме того, на обеспечение существования организации и дальнейшего ее развития оказывают факторы внутренней и внешней среды, представляющие угрозу ее жизнедеятельности. Эти факторы разбиты на две группы: позитивные и негативные.

Позитивные факторы - ресурсы, повышающие возможности организации в борьбе за выживание. Организация способна к выживанию и устойчивому развитию только в том случае, если энергетический потенциал позитивных факторов превышает соответствующий показатель негативных факторов.

Внутренние факторы, влияющие на жизнедеятельность организации, делятся на факторы материального характера (наличие денежных средств, состояние материально-технической базы, технологии работы и т. п.); социально-психологические факторы (профессиональная и психологическая пригодность персонала к выполнению возложенных на них обязанностей, показатели общей психологической атмосферы в коллективе: отношение к руководству, конфликтность, способность работать в часто меняющихся или экстремальных условиях и т. д.); личность менеджера, его инициативность, профессионализм, общая культура, коммуникабельность, организаторские способности, стремление к использованию новаций в управленческой деятельности и т. д.

Факторы внешней среды. К ним относятся:

- международные факторы;

- экономические факторы;

- рыночные факторы;

- технологические факторы;

- социальные факторы;

- политические факторы.

 

Основные факторы внешней среды рассмотрены в лекции 3.


Основой борьбы за самосохранение организаций является способность приспосабливаться к внешней среде, уметь использовать происходящие в ней изменения в своих интересах. Для оценки «запаса прочности» деловой организации необходимо пользоваться понятием устойчивого и неустойчивого равновесия баланса позитивных и негативных факторов. Состояние устойчивого равновесия отличается тем, что если отрицательные возмущающие воздействия на орга

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...