Классификация и характеристика видов сказок
«Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды. На этой основе возникает классификация видов сказок». В справочной литературе по народным сказкам [11, С. 18.] они классифицируются как: · Сказка бытовая · Сказка волшебная · Сказки о животных · Сказка лубочная · Сказка мифологическая Сказка бытовая – действительность, народный повседневный быт. События бытовой сказки всегда разворачиваются в одном пространстве – условно реальном, но сами эти события невероятны» [7,С.115-122]. Конфликт бытовой сказки заключается в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа отрицательное отношение, резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). «Сюжет бытовой сказки развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными жизненными проблемами. Сказка бытовая идеализируют активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе. «Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность. Сюжетам бытовых сказок не характерны красочные эпитеты и поэтические формулы. Не является обязательным и художественное обрамление бытовых сказок зачинами и концовками. «Количество русских бытовых сказок очень значительно: более половины национального сказочного репертуара. Этот огромный материал образует внутри сказочного вида самостоятельный подвид, в котором выделяются два жанра: сказки анекдотические и новеллистические. По приблизительному подсчёту, в русском фольклоре сюжетов анекдотических сказок – 646, новеллистических – 137» [9,С.23].
Сказка волшебная [19; 26], синонимы: мифическая, чудесная, фантастическая – всемирно распространённый жанр, одна из самых крупных повествовательных форм классического фольклора. «Две трети сюжетов волшебных сказок являются международными. Всего учтено 225 сюжетов и сюжетообразующих мотивов этого жанра» [19, С. 221]. В русском фольклоре наиболее популярны волшебные сказки: «Бой на калиновом мосту», «Три подземных царства», «Сивка-Бурка», «Чудесные дети», «Мачеха и падчерица», «Смерть Кащея в яйце», «Чудесное бегство», «Звериное молоко», «Волшебное кольцо». В сказке волшебной, чтобы перевоплотиться, нужно удариться «о сыру землю». Разнообразной волшебной силой обладает вода: оживляет мёртвого, омолаживает старого, даёт зрение слепому, делает героя сильным, а его врага слабым. Неотъемлемой художественной чертой волшебной сказки является красочное сияние золотых предметов – в данном случае эпитет «золотой» обозначает Цвет солнца. Чудесными помощниками героя являются конь, корова и другие животные. Перевоплощение персонажей является поэтическим приёмом волшебной сказки. Сюжеты волшебных сказок сохраняют единообразие композиции: герой волшебной сказки отправляется в иной мир потому, что туда унесена близкая ему женщина: невеста, сестра, жена, мать. Сюжет о похищении женщины наиболее типичен для волшебных сказок. Главный признак мифологического противника – функция похищения, к которой стали прикрепляться разные персонажи, олицетворявшие в древности могучие силы природы или потусторонний мир. Так, в образе Змея присутствует связь с разнообразными стихиями (огнём, водой, горами, небесными силами) и с животным миром (в частности, с рыбой). Змею близок другой мифологический образ – Кащей Бессмертный. Однако в отличие от Змея Кащей всё же мыслится как существо человекообразное.
Волшебные сказки – это остросюжетное произведение, в котором повествуется о страстной борьбе героя с противником, о борьбе добра и зла. Данные сказки появились в результате стремления человека облегчить свой труд, свою работу и свою жизнь, овладеть силами природы. Сказки о животных [4,С.116] – широко распространённый жанр. В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов сказок о животных, в русском – 119, причём значительная их часть оригинальна. У русских особенно популярны были сказки «Лиса крадёт рыбу с воза (саней)», «Звери в яме», «Кот, петух и лиса», «Кот и дикие животные», «Волк-дурень», «Коза луплена». Среди сказок о животных выделяют несколько тематических групп: сказки о диких животных, о диких и домашних животных, о домашних животных, о человеке и диких животных. Этот вид сказок отличается от других тем, что в сказках главными действующими лицами являются животные. Заметным композиционным приёмом сказок о животных является обман в его разных видах: коварный совет, неожиданный испуг, изменение голоса и другие притворства. Герой, который умеет хитрить, обманывать, побеждает и получает выгоду для себя. Русская сказка закрепила это качество за одним из своих центральных персонажей — лисой. «В русских сказках о животных фигурируют обитатели лесов, полей, степей: лиса, медведь, волк, дикий кабан, заяц, ёж, лягушка, мышь. Разнообразно представлены птицы: ворон, воробей, цапля, журавль, дятел, тетерев, сова. Встречаются насекомые: муха, комар, пчела, муравей, паук; реже – рыбы: щука, окунь» [38,С. 94.]. Другая группа сюжетов – о приручённых домашних животных и птицах. Славян повседневно окружали животные: лошади, волы бараны, овцы, собака, кот, петух, утки, гуси, которые стали персонажами их сказок. В сказках о животных человек присутствует как равноправный участник событий. Главная задача этих сказок – высмеять отрицательные черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному. Поскольку эти сказки уже очень давно предназначались в основном для маленьких слушателей, то и действующие в них люди приобрели типизацию, понятную детям: дед, баба, внучка.
Сказки о животных способствовали передаче знаний и жизненного опыта от взрослых к детям, имели педагогическую направленность, чему служили простота их художественной формы, а также игровая манера исполнения: использование песенок, диалогов, звукописи, рифмы, ритма. Сказка лубочная [23] – жанр лубочной литературы. У сказки лубочной своя поэтика: ориентация на правдоподобность, насыщенность бытовыми деталями, усложнённая композиция, введение персонажей, не играющих никакой роли в развитии сюжета, наделение героев необычными именами, использование портрета, пейзажа, психологических деталей, прямые текстовые заимствования из литературных источников[23,С.54]. Сказка лубочная существовала параллельно фольклорной традиции и обогатила все жанры устной сказки. Из лубка в сказочный фольклор пришли новые сюжеты и сюжетные версии, например: «Жар-птица», «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Финист – Ясный сокол», «Волшебное кольцо». Лубочные картинки, а позже и книжки распространялись в XVIII–XIX вв. и начале XX в. К. Е. Корепова считает, что «основной фонд сказочной лубочной литературы сформировался в последней трети XVI11 века и составлял затем основу репертуара лубочной сказки на протяжении всего её существования»[23, С. 54]. В 1918 г. на производство лубочной продукции был наложен запрет, и с этого времени лубок превратился в достояние истории. Сказка мифологическая [3] – древняя форма сказки, характерными признаками которой являются бесформенность, диффузность, неустойчивая конкретность образов и сюжетных схем, невыраженность «жанрового рефлекса». Сказка мифическая ещё не вполне отделилась от мифа, поэтому рассказчик и слушатели верили в подлинность её содержания. Она была связана с первобытными обрядами, с олицетворением в них разнообразных сил природы и отображала особое, неразвитое сознание древних людей. Их характерная черта – чередование прозаического текста и песенных строф. Причём прозаический текст служит как будто бы комментарием к песенной части, а песенные вставки находят аналогии в обрядовом фольклоре[3,С.256.]. В Древней Руси сказочные жанры, по-видимому, только ещё начинали оформляться. Отголоски сказки мифической, ощутимые в устном народном поэтическом творчестве славян, заставили фольклористов обратить на неё внимание, однако мифическая сказка исследована ещё очень мало.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|