Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Композиционная схема сказки




Движение курочки

______ О _____ О ____ О                           Петушок   О О Кузнец

О _______ О ____ О ______ Хозяйка Корова  Хозяин

 

На основе данной схемы учащиеся составляют план сказки.

План

1. Зачин. Торопливый петушок и спокойная курочка.

2. Завязка. Петушок подавился.

3. Развитие действия. Курочка ищет помощи:

а) курочка у хозяйки;

б) курочка у коровы;

в) курочка у хозяина;

г) курочка у кузнеца.

4. Кульминация. Курочка получила помощь.

5. Развязка. Петушок спасен.

Обобщение

— Помните выражение: «Сказка ложь, да в ней намек, доб­рым молодцам урок»? Какой же урок дает нам эта сказка?

— Какое качество петушка казалось курочке опасным?

— Торопливость.

— А всегда ли плохо торопиться? Как курочка об этом узна­ла?

— Когда же нужно торопиться, а когда не стоит?

— Сделайте вывод из того, о чем мы говорили. Обсуждаются самостоятельно сделанные учеником выводы.

Урок сказки (идея): «Когда друг в беде, нужно торопиться спа­сти его»; «Поступай по обстоятельствам»; «То, что плохо в одной ситуации, может оказаться полезным и хорошим в другой». (Ва­рианты даны по нарастанию степени обобщения.)

Домашнее задание: 1.Подготовить выразительное чтение сказки.

2.Найти примеры кумулятивных сказок и подготовиться к рассказыванию понравившейся (учитель может указать сборники, в ко­торых ребенок с помощью родителей обязательно найдет кумуля­тивную сказку).

Фрагмент урока по изучению русской народной сказки «Журавль и цапля»

        Сюжет сказки сконцентрирован вокруг сватовства, в процес­се которого журавль и цапля по очереди меняются местами и который так ничем и не завершается — у сказки открытый фи­нал.

— Прочитайте сказку.

— Это смешная или грустная сказка?

— Хотелось ли вам, чтобы журавль и цапля поженились?

— Почему журавль решил жениться?

— Почему цапля отказала журавлю?

— Что не понравилось цапле?

— Понравилось ли вам то, как сва­тался журавль?

— Прочитайте, что он говорит. (Дети читают).

— Как журавль относится к цапле?

— Какие слова хотела бы услышать цапля?

— Понравилось ли вам, как ответила цапля журавлю?

— Одобряете ли вы поведение журавля и цапли? Что можно сказать о журавле и цапле по их поступкам, поведению?

— Что заставило цаплю изменить свое решение?

— Прочитайте, что он говорит. (Дети читают).

— Что же хочет цапля?

— Как отвечает ей журавль?

— Как герои относятся друг к другу?

— Почему же журавль теперь отказал цапле? Прав ли он? Кому вы сочувствуете больше?

— Как сказитель отнесся к произошедшему? (Он сочувствует цапле говоря: «Цапля со стыда заплакала!»)

— Как вы думаете, почему сказитель еще раз рассказывает нам о сватовстве? Меняется ли что-нибудь в его повествовании? (Рас­сказы становятся все короче.) Почему?

— Составьте композиционную схему сказки (маятниковый повтор мотива)

Журавль  
    Цапля

 


Журавль

 

— Почему у этой сказки нет конца? Кто виноват в том, что происходит?

— Что не поняли и не могут понять журавль и цапля?

— Что мешает им быть счастливыми?

— Можно ли сказать, что журавль и цапля – отрицательные герои, и поделом им? Почему?

— Можем ли мы извлечь урок из этой сказки? Какой?

— Давайте составим план к этой сказке.

План к сказке «Журавль и цапля»

1.Присказка привлекает внимание слушателей.

2.Сказитель сообщает о жизни журавля и цапли на болоте.

3.Сватовство журавля.

4.Сватовство цапли.

5.Сватовство журавля.

6.Отказ цапли.

7.Сватовство цапли.

8.Сказитель сообщает о том, что герои так до сих пор и сватаются.

Очень важно, чтобы малейший успех младшего школьника был замечен и отмечен похвалой – это подбадривает учащегося, вызывает желание продвигаться ещё успешнее.

Таким образом, работы мы предполагаем, что достижение оптимальных результатов по формированию читательских умений при изучении народных сказок возможно, если:

1) организация работы по изучению народных сказок будет проводиться на основе системы теоретико-литературных знаний (виды сказок, композиционные особенности сказок);

2) при изучении народных сказок будет использоваться предложенная система уроков, предусматривающих использование литературоведческих приёмов анализа текста, и различные виды деятельности учащихся при работе с текстом народных сказок;

3) в работе по формированию читательских умений будет соблюдаться принцип непрерывности и систематичности в изучении народных сказок. 

Заключение

   Чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе. Уроки литературного чтения должны стать уроками исследования литературных произведений, должны учить видеть литературный текст в оттенках, полутонах, самых необычных красках. 

В современной начальной школе расширяются целевые задачи уроков чтения, учащихся следует знакомить с литературоведческими понятиями, формировать у них читательские умения.

В данном исследовании под понятием «читательские умения» мы понимаем освоенные учащимися приёмы выполнения анализа художественных произведений.

Проще всего формирование читательских умений необходимо начинать при изучении народных сказок, так как они содержат значительный потенциал для развития данных умений. Именно в народных сказках младшие школьники впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями.

    Проведя анализ психолого-педагогической и методической литературы, мы выявили, что проблема формирования читательских умений у учащихся начальной школы на уроках чтения ещё недостаточно разработана.

    В нашем исследовании мы подробно описываем такие приёмы анализа литературного произведения как анализ композиции, анализ стиля, анализ образов персонажей. Делаем вывод о том, что используя различные приёмы анализа текста народной сказки в начальной школе, мы приучаем младших школьников внимательно относиться к тексту произведения, обращать внимание на все детали, которые играют свою определённую роль в развитии сюжета, на язык текста и его изобразительные средства и т.д. Всё это способствует формированию у младших школьников читательских умений.

В работе мы выделили следующие читательских умения, которые необходимо формировать у младших школьников при изучении народных сказок:

1. Умение выделять сказку как жанр по ее основным признакам;

2.Умение определять вид сказки на основе установления ее отличительных особенностей;

3. Умение выявлять композиционные особенности сказки;

4. Умение определить сказочное место и время действия;

5. Умение определять кульминацию в развитии сюжета;

6. Умение давать элементарную оценочную характеристику персонажей;

7. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета, функцию добра или зла по отношению к персонажам.

Для усовершенствования работы по формированию у младших школьников читательских умений при изучении сказок нами была разработана система уроков, предусматривающих использование литературоведческих приёмов анализа текста, и различные виды деятельности учащихся при работе с текстом народных сказок.

 Мы выделили условия формирования у младших школьников читательских умений при изучении сказок.

Мы предполагаем, что достижение оптимальных результатов по формированию читательских умений при изучении народных сказок возможно, если:

1) организация работы по изучению народных сказок будет проводиться на основе системы теоретико-литературных знаний (виды сказок, композиционные особенности сказок);

2) при изучении народных сказок будет использоваться предложенная система уроков, предусматривающих использование литературоведческих приёмов анализа текста, и различные виды деятельности учащихся при работе с текстом народных сказок;

3) в работе по формированию читательских умений будет соблюдаться принцип непрерывности и систематичности в изучении народных сказок. 

 Цель курсовой работы достигнута. Предлагаемая система уроков по формированию читательских умений при изучении народных сказок может быть рекомендована для использования в практической деятельности как студентов отделения педагогики и методики начального образования, так и учителей начальных классов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...