Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Читательские умения: понятиеи сущность




   В современной методической литературе описана работа общего плана со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, но при этом методические рекомендации не до конца учитывают качественную неоднородность сказочного жанра, не определяют оптимального объёма литературоведческих умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении сказок разных видов. «А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующие формированию читательских умений при анализе сказок» [12, С.64].

«Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимые умения, важные в плане литературного развития учеников»[13,С. 18].

Учащиеся начальных классов должны понимать, что сказка – это специфический жанр, любая сказка - это "особый замкнутый мир, в котором действуют законы, неприемлемые в реальном мире. "Законы "сказочного мира" алогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. Д.Д. Нагишин сформулировал пять основных законов «сказочного мира». Перечислим их:

«1. Одушевление предметов и явлений природы;

2. Очеловечивание предметов, явлений, превращение в реальные или фантастические образы;

3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами; народный результат воображения как выражение мечты, идеи;

4. Чудесные представления и обращения;

5. Гиперболизация» [6,С. 32].

   Согласно этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка является благодатным материалом для развития воссоздающего и творческого воображения младших школьников как важных сторон его эмоциональной сферы, которые необходимы для полноценного восприятия художественных произведений.

    В начальных классах учащиеся чаще всего встречаются со сказками о животных, бытовыми и волшебными сказками, поэтому они должны прежде всего научиться устанавливать отличия одной сказки от другой и определять вид той или иной сказки по отличительным особенностям.

В качестве отличительных особенностей бытовой сказки можно выделить следующие:

1) «в основе вымысла лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт, в основе сказочного сюжета лежит жизненный конфликт;

2) события всегда разворачиваются в одном времени и пространстве, пространство реально, а события невероятны;

3) фигурируют фантастические персонажи: чёрт, Горе, Доля;

4) краткость изложения, разговорная лексика, диа­логи, не имеют красочных эпи­тетов и поэтических формул;

5) необязательно наличие зачинов и концовок».

Народные сказки о животных затрагивают социальные и этические проблемы в доступной для детского восприятия трактовке. Через взаимоотношения персонажей дети познают социальное устройство общества.

    В период обучения в начальной школе учащиеся должны научиться определять сказки о животных по их отличительным особенностям:

1) «четкость, простота построения;

2) встречаются, как правило, два персонажа (может быть и более): «Лиса и журавль», «Журавль и цапля», «Теремок»;

3) между персонажами идет борьба или противостояние: «Кот, петух и лиса»;

4) характерная черта– наделение животных и вещей чертами, присущими людям: ходить на двух лапах, мыслить и думать.

Важно обратить внимание на особенности волшебных сказок, их отличия от сказок о животных. Так, например, «волшебные сказки имеют более сложное строение, состоят из многих эпизодов, отмечаются особенной изобретательностью, имеют мощный фантастический элемент» [19, С. 47.].

  Все сказанное о волшебных сказках определяет ее отличительные особенности:

1) «специфика структуры пространства: наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно».

2) помимо людей в сказке могут быть вымышленные персонажи: кикимора, водяной, Кащей;

3) действия героев сопровождаются чудесами – их нельзя объяснить («по-щучьему велению, по моему хотению», «молочная река с кисельными берегами»);

4) наличие волшебных вещей: шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка».

 Учащиеся без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло. Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя – помочь младшим школьникам заметить формальные признаки данного жанра. Очень важно научить их отличать сюжет сказки от способа ее рассказывания, поэтому внимание концентрируется на формулах (устойчивая, повторяемая часть сказочного текста):

начала: «жили-были…, в некотором царстве, в некотором государстве…»;

продолжения: «долго ли, коротко ли…, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…»;

конца: «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

В методической литературе выделяются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка). В сказке обычно повторяется один основной эпизод, при этом в последний раз повтора эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка.

  Для формирования у младших школьников читательских умений при изучении сказки работа должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам». В процессе чтения - поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «сказочном мире», то есть у них необходимо заложить оптимальный объем читательских умений, таких как:

1. Умение выделять сказку как жанр по ее основным признакам;

2.Умение определять вид сказки на основе установления ее отличительных особенностей;

3. Умение выявлять композиционные особенности сказки;

4. Умение определить сказочное место и время действия;

5. Умение определять кульминацию в развитии сюжета;

6. Умение давать элементарную оценочную характеристику персонажей;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...