Читательские умения: понятиеи сущность
В современной методической литературе описана работа общего плана со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, но при этом методические рекомендации не до конца учитывают качественную неоднородность сказочного жанра, не определяют оптимального объёма литературоведческих умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении сказок разных видов. «А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующие формированию читательских умений при анализе сказок» [12, С.64]. «Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимые умения, важные в плане литературного развития учеников»[13,С. 18]. Учащиеся начальных классов должны понимать, что сказка – это специфический жанр, любая сказка - это "особый замкнутый мир, в котором действуют законы, неприемлемые в реальном мире. "Законы "сказочного мира" алогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. Д.Д. Нагишин сформулировал пять основных законов «сказочного мира». Перечислим их: «1. Одушевление предметов и явлений природы; 2. Очеловечивание предметов, явлений, превращение в реальные или фантастические образы; 3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами; народный результат воображения как выражение мечты, идеи; 4. Чудесные представления и обращения;
5. Гиперболизация» [6,С. 32]. Согласно этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка является благодатным материалом для развития воссоздающего и творческого воображения младших школьников как важных сторон его эмоциональной сферы, которые необходимы для полноценного восприятия художественных произведений. В начальных классах учащиеся чаще всего встречаются со сказками о животных, бытовыми и волшебными сказками, поэтому они должны прежде всего научиться устанавливать отличия одной сказки от другой и определять вид той или иной сказки по отличительным особенностям. В качестве отличительных особенностей бытовой сказки можно выделить следующие: 1) «в основе вымысла лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт, в основе сказочного сюжета лежит жизненный конфликт; 2) события всегда разворачиваются в одном времени и пространстве, пространство реально, а события невероятны; 3) фигурируют фантастические персонажи: чёрт, Горе, Доля; 4) краткость изложения, разговорная лексика, диалоги, не имеют красочных эпитетов и поэтических формул; 5) необязательно наличие зачинов и концовок». Народные сказки о животных затрагивают социальные и этические проблемы в доступной для детского восприятия трактовке. Через взаимоотношения персонажей дети познают социальное устройство общества. В период обучения в начальной школе учащиеся должны научиться определять сказки о животных по их отличительным особенностям: 1) «четкость, простота построения; 2) встречаются, как правило, два персонажа (может быть и более): «Лиса и журавль», «Журавль и цапля», «Теремок»; 3) между персонажами идет борьба или противостояние: «Кот, петух и лиса»; 4) характерная черта– наделение животных и вещей чертами, присущими людям: ходить на двух лапах, мыслить и думать.
Важно обратить внимание на особенности волшебных сказок, их отличия от сказок о животных. Так, например, «волшебные сказки имеют более сложное строение, состоят из многих эпизодов, отмечаются особенной изобретательностью, имеют мощный фантастический элемент» [19, С. 47.]. Все сказанное о волшебных сказках определяет ее отличительные особенности: 1) «специфика структуры пространства: наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно». 2) помимо людей в сказке могут быть вымышленные персонажи: кикимора, водяной, Кащей; 3) действия героев сопровождаются чудесами – их нельзя объяснить («по-щучьему велению, по моему хотению», «молочная река с кисельными берегами»); 4) наличие волшебных вещей: шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка». Учащиеся без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло. Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя – помочь младшим школьникам заметить формальные признаки данного жанра. Очень важно научить их отличать сюжет сказки от способа ее рассказывания, поэтому внимание концентрируется на формулах (устойчивая, повторяемая часть сказочного текста): начала: «жили-были…, в некотором царстве, в некотором государстве…»; продолжения: «долго ли, коротко ли…, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…»; конца: «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». В методической литературе выделяются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка). В сказке обычно повторяется один основной эпизод, при этом в последний раз повтора эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. Для формирования у младших школьников читательских умений при изучении сказки работа должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам». В процессе чтения - поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «сказочном мире», то есть у них необходимо заложить оптимальный объем читательских умений, таких как:
1. Умение выделять сказку как жанр по ее основным признакам; 2.Умение определять вид сказки на основе установления ее отличительных особенностей; 3. Умение выявлять композиционные особенности сказки; 4. Умение определить сказочное место и время действия; 5. Умение определять кульминацию в развитии сюжета; 6. Умение давать элементарную оценочную характеристику персонажей;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|