Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Fnaea 3. Как правильно двигаться.





т


Вы проделываете жест много раз и затем пробуете (уже без жеста) произносить слова монолога, пока общий харак­тер вашего жеста с его окрасками не начнет звучать в произ­носимых вами словах.

Рис. 10

Теперь вы шаг за шагом начинаете искать детали моноло­га. Первое, что, может быть, подскажет вам ваша художе­ственная интуиция, будет тот контраст, который отличает на­чало монолога от конца. Уверенно, твердо, но все же благо­говейно начинает Горацио свое обращение к Духу. Мольба звучит в его словах. Но Дух удаляется, не дав ответа. Усилия

-W W—115



"Как стать актером

 

Горацио напрасны. Он теряет терпение. Его уверенность об­ращается в растерянность, благоговение сменяется оскорби­тельной настойчивостью, мольба становится приказом, и вме­сто торжественности в его словах звучит резкая раздражи­тельность. Теперь у вас два жеста: один отражает волю и окраску начала, другой — конца. Они построены вами по кон­трасту (см. рис.10).

Проработав и усвоив их, вы произносите текст начала и конца монолога, пока контраст, заложенный вами в жесты, не зазвучит в ваших словах. Вы идете дальше и, может быть, находите, что темпы обоих жестов различны: в начале мед­леннее, чем в конце. Вы снова работаете над жестами и потом над текстом. Постепенно вы вскрываете все новые и новые детали и воплощаете их в жестах.

Чем больше выясняется для вас контраст начала и конца, том больше средняя часть монолога выступает перед вами как постепенный переход.

Вы видите, что средняя часть монолога сама распадается на несколько частей. Каждая часть, каждая новая попытка Гора­цио остановить Дух есть ступень перехода от начала к концу: 1.

Постой! Смотри: опять явился он!

Пускай меня виденье уничтожит,

Но я, клянусь, его остановлю.

Виденье, стой!.......................

2.

........................... Когда людскою речью

Владеешь ты — заговори со мною. 3.

Скажи: иль подвигом благим могу я

Тебе покой твой возвратить,

Или судьба грозит твоей отчизне,

И я могу ее предотвратить? 4.

О, говори!.....................

W W


Главе 3. Как правильно двигаться

5.

..................... В твоей минувшей жизни

Ты золото не предал ли земле,

За что, как говорят, вы, привиденья,

Осуждены скитаться по ночам? 6.

О, дай ответ!.................

7.

.......................... Постой и говори!

8.

Останови его, Марцелло!

 

Речь Горацио не течет плавно: она прерывается (внешне и внутренне) после каждой неудавшейся попытки остановить Дух и раскрыть его тайну. Для каждой из этих частей вы создаете отдельные жесты (переход от начала к концу) и прорабатыва­ете их. Теперь взгляните на первую часть: как много накопи­лось в сердце Горацио неясных предчувствий в ожидании встре­чи с таинственным Духом, какая борьба между верой и неве­рием волновала его душу! Какая скрытая сила жила в нем до того, как он произнес свое первое слово в присутствии зага­дочного Духа! Вы чувствуете: начало монолога имеет как бы прелюдию. Вы воплощаете ее в жест: прежде чем устремиться вперед, рука ваша широким, сильным, но мягким движением описывает круг в пространстве над вашей головой. Тело, сле­дуя движению руки, тоже сначала наклоняется назад.

После этой прелюдии («Постой! Смотри: опять явился он!»), после того как все, что накопилось в душе Горацио в ожида­нии встречи, предпослано речи, звучат слова Горацио: «Пус­кай меня виденье уничтожит...» Вы всматриваетесь в после­днюю, заключительную часть монолога. Горацио потерял до­стоинство, самообладание, покой. Душа его опустошена. Что предшествует его последним словам? Ничего! «Прелюдии» нет. Слова вырываются внезапно, быстро, без подготовки. Прора­батывая таким образом монолог дальше, вы найдете множе­ство деталей в каждой из его частей. Но не всегда вы найдете

w <**—117


щ


"Как стать актером


монолог, построенный гармонично. Что должны вы делать в таком случае? Найдя общий жест, обнимающий весь ваш мо­нолог (или диалог), вы отыскиваете наиболее важные по их психологическому значению отдельные слова и превращаете их в ПЖ. Они будут служить вам этапами вашего монолога (или диалога), так же как в разобранном выше примере таки­ми этапами были относительно самостоятельные части речи Горацио. Но вы можете встретить и такой случай, когда то, что происходит на сцене, является одним из важных моментов пьесы, когда не только каждое движение, но каждый звук, оттенок голоса имеет решающее значение для хода действия и когда вместе с тем слова, данные автором, незначительны, невыразительны и слабы по содержанию. В таком случае вся ответственность ложится на вас как на актера. Вы должны наполнить незначительные слова содержанием, соответствую­щим силе и глубине момента. Здесь ПЖ может оказать вам незаменимую услугу. Вы создаете его, исходя из психологи­ческого содержания данного положения, и кладете в основу слов автора и своей игры. Возьмем пример. Сцена «Мышелов­ка» в «Гамлете» (акт 3, сцена 2). Гамлет дает представление во дворце. Актеры разыгрывают сцену отравления. Гамлет на­блюдает за королем Клавдием: его реакция на сцену скажет Гамлету, совершил ли Клавдий убийство. Напряженная атмос­фера предвещает катастрофу. Уязвленная совесть короля под­нимает хаотические силы в его душе. Приближается реши­тельный момент: убийца на сцене вливает яд в ухо спящего «короля».

Клавдий теряет самообладание. Напряженная атмосфера взрывается:

Офелия. Король встает!

Гамлет. Как? Испуган ложною тревогой?

Королева. Что с тобой, друг мой?

Полоний. Прекратите представление.1

Король. Посветите мне! Идем!

Полоний. Огня! Огня! Огня!

(Перевод Л. Кронеберга)

118—-Л» <л»


"Глава 3. Как правильно двигаться

Рис. 11

Вы видите, что, кроме фразы Гамлета, все слова бессодер­жательны (они немногим лучше и в оригинале). Возьмите фразу короля: «Посветите мне! Идем!» Если вы, играя эту роль, за­хотите ограничиться произнесением реплики так, как она дана автором, вы рискуете ослабить остроту кульминационного момента как вашей игры, так и всей трагедии. Ужас, нена­висть, муки совести, жажда мести... Король бежит... и, может быть, еще пытается сохранить королевское достоинство-Образы возможного отмщения и спасения вспыхивают в со­знании короля, но мысли путаются, ускользают, туман засти­лает его взор... нет опоры... он в ловушке, как дикий, затрав­ленный зверь... Многое должны вы передать публике в этот

W -TV—119


«9


"Как стать актером


момент своей игрой и словами, так мало выражающими зна­чительность и силу момента. Вы ищете ПЖ. Несмотря на слож­ность момента, ваш жест должен быть, как всегда, прост и ясен. Ваша интуиция подсказывает вам, например, широкий жест падения назад, навзничь, в бессознательность, в неизве­стность, во тьму... Руки с силой вскидываются вверх и вместе с телом и головой запрокидываются назад. Ладони и пальцы рук раскрываются в самозащите... боль, страх, холод (окрас­ки жеста). Откинувшись назад до предела, вы в вашем вооб­ражении продолжаете падение все глубже и глубже (см. рис.11). Вы «репетируете» жест, совершенствуя и развивая его в деталях, и когда силы и окраски его зазвучат в ваших словах — они дадут вашей фразе недостающую ей значительность момента.

Чтение пьесы •

По мере того как вы начнете овладевать техникой ПЖ, вы увидите, что применение его, в сущности, гораздо шире и свободнее, чем описано здесь. Вы усвоите, например, новый род чтения пьесы. За ее событиями, образами и действиями, за чувствами, волевыми импульсами, смехом и слезами авто­ра вы начнете видеть вспыхивающие то тут, то там ПЖ. И вы уже не будете спрашивать себя, как возник тот или иной жест в вашем воображении, что отразил он: атмосферу ли, характер героя, сцену или слово (как вы не будете спраши­вать, из каких отдельных букв составлено слово, смысл ко­торого вы улавливаете при беглом взгляде на него). Такая игра жестов станет для вас новым способом проникновения в пьесу: вы будете читать ее как актер, превращая литера­турное произведение в сценическое. Простота, экономия вре­мени при усвоении пьесы и более глубокое проникновение в ее психологическое содержание будут результатом такого чтения.

Выберите для вашего упражнения одно из произведений Диккенса или Достоевского. (Оба они писали как актеры, и их

W W


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...