Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Как правильно двигаться.





ш


 

образы дают наилучший материал для упражнении на ПЖ.) Вы можете, разумеется, работать и над пьесами, в особенно­сти для речи.

Делайте упражнение на ПЖ в следующем порядке:

1. Для всего выбранного вами образа в целом.

2. Для отдельного момента того же образа.

3. Для атмосферы. (Диккенс и Достоевский богаты атмос­ферами.)

4. Для отдельной сцены.

5. Для речи.

Следите за тем, чтобы ваш ПЖ был всегда прост. Работай­те над ним так долго, как это нужно для того, чтобы он дей­ствительно пробудил в вас волю и чувство. Тогда он сольется с вами и не будет присутствовать в вашем сознании отдельно, отвлекая внимание.

Ваши упражнения для речи стройте таким образом: снача­ла упражняйтесь только в жесте. Затем делайте жест и произ­носите слова (или слово) одновременно. И, наконец, произно­сите слова, не делая жеста.

Упражняйтесь в обратном порядке: сначала сделайте пол­ный, хорошо сформированный жест и затем начните вообра­жать: какая сцена могла бы быть сыграна на основе этого жеста? Какой образ? Какая атмосфера? Какая фраза могла бы быть произнесена? Сделайте другой ПЖ и, усвоив его, начните импровизировать короткие сцены со словами (одни или с партнерами).

Попробуйте найти ПЖ:

1) для лиц, известных вам из истории;

2) хорошо известных вам в жизни;

3) мимолетно встреченных на улице;

4) для фигур фантастических (сказки);

5) для фигур, изображенных на картинах;

6) на карикатурах. (Не старайтесь быть смешным. Чем се­рьезнее вы будете искать ПЖ, тем больше шансов, что он пробудит в вас юмор и станет смешным.)

->V -Л»—121


«а


"Как стать актером


Проделав предложенные упражнения, попробуйте усвоить технику чтения пьесы, как она была описана выше. При этом не задерживайтесь слишком долго на том или ином моменте пьесы, выжидая, когда появится ПЖ. Идите дальше, если он даже не появится сразу. В вас постепенно разовьется способ­ность быстро улавливать вспыхивающие то тут, то там жесты. Помните, что цель ваша — выработать новую манеру чтения пьесы.

Восприимчивость к ПЖ

ПЖ только тогда будет в совершенстве выполнять для вас свое назначение, когда вы путем упражнений разовьете свою восприимчивость по отношению к нему до такой высокой сте­пени, что малейшее изменение в нем будет тотчас же вызы­вать реакцию ваших чувств и воли.

 

Упражнение

Возьмите простой ПЖ. Не определяйте его окраски. Под­берите короткую фразу, соответствующую ПЖ. Например, жест закрытия и фраза: «Я хочу остаться один» (см. рис.12).

Сделайте этот жест и постарайтесь «услышать» внутренне, какая окраска возникает в вашей душе. Предположим, что этой окраской будет покой. Сделайте жест с этой окраской. Усвойте его. Сделайте жест, произнося фразу. Проговорите фразу, не делая жеста.

Теперь проделайте снова тот же ПЖ, слегка изменив его. Если, например, положение вашей головы было прямым — наклоните слегка голову вперед и опустите глаза. Какое изме­нение произошло в вашей душе? К покою присоединился, может быть, оттенок легкой настойчивости. Снова проделайте (не­однократно) измененный ПЖ, пока вы не будете в состоянии произнести выбранную вами фразу в полной гармонии с ним.

Внесите новое изменение: согните, например, слегка коле­но правой ноги. Постарайтесь уловить оттенок безнадежнос­ти. Проговорите фразу.

122—-Л* 4V


Глава 3. Как правильно двигаться

Рис. 12

Соедините руки несколько выше, чем прежде (ближе к подбородку). Прежние окраски усилятся, и появится новый оттенок необходимости одиночества.

Поднимите голову и закройте глаза: боль и мольба.

Поверните ладони рук вовне, от себя: самозащита.

Слегка склоните голову на сторону: сентиментальная жа­лость к себе.

Согните три средних пальца каждой руки (ладони вовне): легкий оттенок юмора и т.д. (Повторяю: все это не более как примеры возможных переживаний психологического жеста.)

до IV—123


«а


'Как стать актером


Продолжайте, легко варьируя все тот же жест, прислуши­ваться к изменениям, происходящим в вас. Проговорите все ту же фразу. Чем незначительнее изменения, тем тоньше вос­приимчивость. Упражняйтесь до тех пор, пока все ваше тело, положения и движения вашей головы, плеч, шеи, рук, паль­цев, локтей, корпуса, ног, направление вашего взгляда и т.д. будут вызывать в вас душевную реакцию.

Проделайте предложенное упражнение в вашем воображе­нии. Добейтесь реакции вашей воли и чувств, как если бы вы делали жест фактически.

Прослушайте (или вспомните) хорошо известную вам му­зыкальную фразу. Создайте соответствующий ей ПЖ с ок­расками. Проделайте его. Возьмите следующую музыкаль­ную фразу. Найдите и для нее ПЖ. Сделайте оба жеста один за другим, гармонично переходя от одного к другому. Свя­жите таким образом целый ряд ПЖ, созданных под влияни­ем музыки.

Следите, чтобы жесты ваши не принимали характер танцевальных или так называемых пластических. По-прежне­му они должны быть простыми и чистыми по форме. Теперь перейдите к натуралистическим, бытовым движени­ям и положениям. Выберите фразу и произносите ее раз­личным образом в различных положениях, например: сидя, лежа, стоя, прохаживаясь по комнате, прислонившись к сте­не, глядя в окно, открывая и закрывая дверь, входя в ком­нату и выходя из нее, беря, кладя и отбрасывая предметы, и т.п. Следите, чтобы интонации произносимой вами фразы были подсказаны вам позой или движением и звучали в гармонии с ними.

Проделайте то же упражнение, быстро сменяя ваши позы и действия. Старайтесь выработать способность мгновенной внут­ренней реакции на внешнее действие или положение.

Кроме тонкой восприимчивости к производимым вами же­стам два последних упражнения пробудят в вас чувство гар­монии между внутренним переживанием и внешним его про-

124—W Ч**


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...