Бахубхани сутта: Много говорит
АН 5.214 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей у того, кто много говорит. Какие пять?
* (1) Он говорит неправду. * (2) Своими речами он сеет распри. * (3) Он говорит грубо. * (4) Он пустословит. * (5) С распадом тела, после смерти, он перерождается в состоянии лишений, в плохом уделе, в нижних мирах, в аду.
Таковы пять опасностей у того, кто много говорит. Монахи, есть эти пять видов благ у того, кто говорит рассудительно. Какие пять? Он не говорит неправды. Своими речами он не сеет распри. Он не говорит грубо. Он не пустословит. После распада тела, после смерти, он перерождается в благом уделе, в небесном мире. Таковы пять благ у того, кто говорит рассудительно.
Патхама аккханти сутта: Нетерпение (I) АН 5.215 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей в нетерпении. Какие пять? * (1) Человек немил и неприятен многим людям. * (2) У него обширная вражда1. * (3) У него множество недостатков. * (4) Он умирает [со] спутанным [умом]. * (5) После распада тела, после смерти, он перерождается в состоянии лишений, в плохом уделе, в нижних мирах, в аду. Таковы пять опасностей в нетерпении. Монахи, есть эти пять полезностей терпения. Какие пять? * Человек мил и приятен многим людям. * У него нет обширной вражды. * У него нет множества недостатков. * Он не умирает [со] спутанным [умом]. * После распада тела, после смерти, он перерождается в благом уделе, в небесном мире. Таковы пять полезностей терпения.
1. Комментарий поясняет, что у него много внешних врагов (среди других людей), а также он и сам подвержен злобе.
Дутия аккханти сутта: Нетерпение (II) АН 5.216 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей в нетерпении. Какие пять?
* (1) Человек немил и неприятен многим людям. * (2) Он жестокий. * (3) Он полон сожаления. * (4) Он умирает [со] спутанным [умом]. * (5) После распада тела, после смерти, он перерождается в состоянии лишений, в плохом уделе, в нижних мирах, в аду. Таковы пять опасностей в нетерпении. Монахи, есть эти пять полезностей терпения. Какие пять? * Человек мил и приятен многим людям. * Он не жесток. * Он ни о чём не сожалеет. * Он не умирает [со] спутанным [умом]. * После распада тела, после смерти, он перерождается в благом уделе, в небесном мире. Таковы пять полезностей терпения.
Патхама апасадика сутта: Не внушает доверия (I) АН 5.217 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей в поведении, которое не внушает доверия. Какие пять? * (1) Человек винит сам себя. * (2) Мудрый человек, изучив его, порицает его. * (3) Он обретает плохую репутацию. * (4) Он умирает [со] спутанным [умом]. * (5) После распада тела, после смерти, он перерождается в состоянии лишений, в плохом уделе, в нижних мирах, в аду. Таковы пять опасностей в поведении, которое не внушает доверия. Монахи, есть эти пять благ в поведении, которое внушает доверие. Какие пять? * Человек не винит сам себя. * Мудрый человек, изучив его, хвалит его. * Он обретает хорошую репутацию. * Он не умирает [со] спутанным [умом]. * После распада тела, после смерти, он перерождается в благом уделе, в небесном мире. Таковы пять благ в поведении, которое внушает доверие.
Дутия апасадика сутта: Не внушает доверия (II) АН 5.218 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей в поведении, которое не внушает доверия. Какие пять? * (1) Те, у кого нет уверенности [в Дхамме], не обретают уверенность. * (2) Те, у кого есть уверенность, начинают думать иначе. * (3) Учение Учителя не исполняется. * (4) Следующее поколение следует примеру такого человека.
* (5) Его ум не становится успокоенным. Таковы пять опасностей в поведении, которое не внушает доверия. Монахи, есть эти пять благ в поведении, которое внушает доверие. Какие пять? * Те, у кого нет уверенности, обретают уверенность [в Дхамме], * Те, у кого есть уверенность, возрастают [в своей уверенности]. * Учение Учителя исполняется. * Следующее поколение следует примеру такого человека. * Его ум становится успокоенным. Таковы пять благ в поведении, которое внушает доверие.
Агги сутта: Огонь АН 5.219 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей в огне. Какие пять? * (1) Он не полезен для глаз. * (2) Он портит облик. * (3) Он способствует слабости. * (4) Он способствует наслаждению компанией. * (5) Он способствует ведению бессмысленных разговоров. Таковы пять опасностей в огне.
Мадхура сутта: Мадхура АН 5.220 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей в Мадхуре1. Какие пять? * (1) Она неровная. * (2) Она пыльная. * (3) В ней [обитают] свирепые псы. * (4) В ней [обитают] дикие духи. * (5) Там трудно добыть еду с подаяний. Таковы опасностей в Мадхуре.
1. Столица штата Сурасены в северной части Индии. Находится на берегу реки Ямуны. Позже этот город стал важным центром ранней буддийской школы Муласарвастивады. В тексте Будда заявляет о своей нелюбви к этому городу, и встаёт вопрос, может ли эта сутта быть поздней вставкой вибхадджавадинов (ранних тхеравадинов), которые хотели очернить столицу соперничающей с ними буддийской школы.
III. Длительные путешествия Патхама дигхачарика сутта: Длительные путешествия (I) АН 5.221 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей для того, кто пускается в длительные и непрерывные путешествия. Какие пять? * (1) Он не слышит того, чего [прежде] не слышал. * (2) Он не проясняет [ранее] услышанное. * (3) Он не уверен в той части [Дхаммы], которую он услышал. * (4) Он приобретает серьёзную болезнь. * (5) У него нет друзей1. Таковы пять опасностей для того, кто пускается в длительные и непрерывные путешествия. Монахи, есть эти пять благ для того, кто путешествует [лишь] периодически. Какие пять? * Он слышит то, чего [прежде] не слышал.
* Он проясняет [ранее] услышанное. * Он уверен насчёт неких вещей, которые он слышал. * Он не приобретает серьёзной болезни. * У него есть друзья. Таковы пять благ для того, кто путешествует [лишь] периодически.
1. См. АН 5.146.
Дутия дигхачарика сутта: Длительные путешествия (II) АН 5.222 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей для того, кто пускается в длительные и непрерывные путешествия. Какие пять? * (1) Он не достигает того, чего ещё не достиг. * (2) Он ниспадает от того, чего уже достиг. * (3) Он застенчив в отношении тех вещей, которых достиг. * (4) Он приобретает серьёзную болезнь. * (5) У него нет друзей. Таковы пять опасностей для того, кто пускается в длительные и непрерывные путешествия. Монахи, есть эти пять благ для того, кто путешествует [лишь] периодически. Какие пять? * Он достигает того, чего ещё не достиг. * Он не ниспадает от того, чего уже достиг. * Он уверен в отношении тех вещей, которых достиг. * Он не приобретает серьёзной болезни. * У него есть друзья. Таковы пять благ для того, кто путешествует [лишь] периодически.
Атиниваса сутта: Слишком длительное проживание АН 5.223 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей в слишком длительном проживании [на одном месте]. Какие пять? (1) [Монах] обретает и накапливает множество вещей. (2) Он обретает и накапливает множество лекарств. (3) Он берётся за множество дел и обязанностей, становится сведущим в различных делах, которые требуется исполнять. (4) Он создаёт близкие связи с домохозяевами и монашествующими неуместным, типичным для мирян, образом. (5) Когда он покидает этот монастырь, он оставляет его, полный беспокойства. Таковы пять опасностей в слишком длительном проживании [на одном месте]. Монахи, есть эти пять полезностей проживания [на одном месте] в течение умеренного срока времени. Какие пять? [Монах] не обретает и не накапливает множества вещей. Он не обретает и не накапливает множества лекарств. Он не берётся за множество дел и обязанностей, не становится сведущим в различных делах, которые требуется исполнять. Он не создаёт близких связей с домохозяевами и монашествующими неуместным, типичным для мирян, образом. Когда он покидает этот монастырь, он оставляет его без беспокойства.
Таковы пять полезностей проживания [на одном месте] в течение умеренного срока времени.
Маччхари сутта: Скупой АН 5.224 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей в слишком длительном проживании [на одном месте]. Какие пять? (1) [Монах] становится скупым в отношении жилищ, (2) скупым в отношении семей, (3) скупым в отношении обретений, (4) скупым в отношении похвалы, (5) скупым в отношении Дхаммы. Таковы пять опасностей в слишком длительном проживании [на одном месте]. Монахи, есть эти пять полезностей проживания [на одном месте] в течение умеренного срока времени. Какие пять? [Монах] не становится скупым в отношении жилищ? Дхаммы. Таковы пять полезностей проживания [на одном месте] в течение умеренного срока времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|