Четокхила сутта: Умственное бесплодие
АН 5.205 (сутта идентична АН 9.71, но здесь говорится только о пяти видах умственного бесплодия, но не упоминаются четыре основы осознанности)
Винибандха сутта: Подневольность АН 5.206 (сутта идентична АН 9.72, но здесь говорится только о пяти видах подневольности ума, но не упоминаются четыре основы осознанности)
Ягу сутта: Рисовая каша АН 5.207 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять полезностей рисовой каши. Какие пять? Она * (1) утоляет голод, * (2) рассеивает жажду, * (3) успокаивает [телесные] ветры, * (4) вычищает мочевой пузырь, * (5) способствует перевариванию остатков непереваренной пищи. Таковы пять полезностей рисовой каши.
Дантакаттха сутта: Чистка зубов АН 5.208 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей в отсутствии чистки зубов1. Какие пять? * (1) Это плохо для глаз. * (2) Дыхание [становится] зловонным. * (3) Вкусовые рецепторы не очищаются. * (4) Еду покрывают желчь и слизь. * (5) Еда не усваивается. Монахи, таковы пять полезностей чистки зубов. Какие пять? * Это полезно для глаз. * Дыхание [не становится] зловонным. * Вкусовые рецепторы очищаются. * Еду не покрывают желчь и слизь. * Еда усваивается. Таковы пять полезностей чистки зубов.
Дословно: "в том, если не жевать зубное дерево". Во времена Будды люди чистили зубы, начищая их палочками лекарственных деревьев, таких как ниим. Палочка была острой с одного конца и расщеплена (сделана в виде щётки) с другого конца. Подобное до сих пор практикуется в сельской местности в Индии, а также в некоторых монастырях Южной Азии.
Гитассара сутта: Распев АН 5.209 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей декламации Дхаммы с затяжным песенным распевом. Какие пять?
(1) Человек очаровывается собственным распевом. (2) Другие очаровываются его распевом. (3) Домохозяева жалуются: Как поём мы, так [поют] и эти отшельники, что следуют за Сыном Сакьев. (4) У того, кто хочет сделать распев более изящным, нарушается сосредоточение. (5) Следующее поколение [монахов] следует его примеру. Таковы пять опасностей декламации Дхаммы с затяжным песенным распевом.
Муттхассати сутта: С замутнённым умом АН 5.210 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей для того, кто засыпает с замутнённым умом, не имея бдительности. Какие пять?
* (1) Он плохо спит. * (2) Он просыпается разбитым. * (3) Ему снятся плохие сны. * (4) Божества не защищают его. * (5) Его семя извергается.
Таковы пять опасностей для того, кто засыпает с замутнённым умом, не имея бдительности. Монахи, таковы пять видов пользы для того, кто засыпает осознанным и бдительным. Какие пять?
* Он хорошо спит. * Он просыпается счастливым. * Ему не снятся плохие сны. * Божества защищают его. * Его семя не извергается.
Таковы пять видов пользы для того, кто засыпает осознанным и бдительным.
II. Тот, кто оскорбляет Аккосака сутта: Тот, кто оскорбляет АН 5.211 [Благословенный сказал]: Монахи, когда монах является тем, кто оскорбляет и унижает своих товарищей-монахов; тем, кто осыпает бранью Благородных, то в отношении него можно ожидать пяти опасностей. Каких пяти? (1) Он либо совершает параджику и отрезает себя от выхода1, либо (2) совершает некий порочный проступок2, или (3) приобретает серьёзную болезнь. (4) Он умирает [со] спутанным [умом]. (5) После распада тела, после смерти, он перерождается в состоянии лишений, в неблагом уделе, в нижних мирах, в аду. Когда монах является тем, кто оскорбляет и унижает своих товарищей-монахов; тем, кто осыпает бранью Благородных, то в отношении него можно ожидать этих пяти опасностей.
1. Комментарий поясняет, что он отрезает себя от выхода, выводящего за пределы мира. Но, возможно, речь идёт о том, что, поскольку он совершил параджику, у него нет более возможности сохранить свой статус монаха.
2. Обычно речь идёт о нарушениях параджики или сангхадисесы. Поскольку параджика уже была упомянута, то, очевидно, речь идёт о сангхадисесе.
Бханданакарака сутта: Споры АН 5.212 [Благословенный сказал]: Монахи, когда монах является зачинщиком споров, ссор, диспутов, дисциплинарных случаев в Сангхе, то в отношении него можно ожидать пяти опасностей. Каких пяти?
* (1) Он не достигает того, чего ещё не достиг; * (2) Он ниспадает от того, чего достиг; * (3) О нём идёт плохая молва. * (4) Он умирает [со] спутанным [умом]; или * (5) С распадом тела, после смерти, он перерождается в состоянии лишений, в плохом уделе, в нижних мирах, в аду.
Когда монах является зачинщиком споров, ссор, диспутов, дисциплинарных случаев в Сангхе, то в отношении него можно ожидать этих пяти опасностей.
Сила сутта: Нравственное поведение АН 5.213 "[Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять опасностей у безнравственного человека из-за изъянов в своём нравственном поведении. Какие пять? (1) Безнравственный человек, который неполноценен в нравственном поведении, теряет много богатства из-за беспечности. Такова первая опасность у безнравственного человека из-за изъянов в своём нравственном поведении. (2) Далее, плохая молва идёт о безнравственном человеке, который неполноценен в нравственном поведении. Такова вторая опасность. (3) Далее, к какому бы собранию ни подходил безнравственный человек, который неполноценен в нравственном поведении к кхаттиям, брахманам, домохозяевам, или отшельникам он подходит к нему застенчивым и смущённым. Такова третья опасность. (4) Далее, безнравственный человек, который неполноценен в нравственном поведении, умирает [со] спутанным [умом]. Такова четвёртая опасность. (5) Далее, после распада тела, после смерти, безнравственный человек, который неполноценен в нравственном поведении, перерождается в состоянии лишений, в плохом уделе, в нижних мирах, в аду. Такова пятая опасность у безнравственного человека из-за изъянов в своём нравственном поведении.
Таковы пять опасностей у безнравственного человека из-за изъянов в своём нравственном поведении. Монахи, таковы пять видов благ у нравственного человека из-за совершенства в своём нравственном поведении. Какие пять? Нравственный человек, совершенный в нравственном поведении, накапливает большое богатство из-за прилежания. Таково первое благо? Далее, нравственный человек, совершенный в нравственном поведении, обретает хорошую репутацию. Таково второе благо. Далее, к какому бы собранию ни подходил нравственный человек, совершенный в нравственном поведении к кхаттиям, брахманам, домохозяевам, или отшельникам он подходит к нему собранным и уверенным. Таково третье благо. Далее, нравственный человек, совершенный в нравственном поведении, умирает не [со] спутанным [умом]. Таково четвёртое благо. Далее, после распада тела, после смерти, нравственный человек, совершенный в нравственном поведении, перерождается в благом уделе, в небесном мире. Таково пятое благо у нравственного человека из-за совершенства в своём нравственном поведении. Таковы пять видов благ у нравственного человека из-за совершенства в своём нравственном поведении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|