Убхата сутта: В обоих отношениях
АН 9.45 [Один монах обратился к другому]: Друг, освобождённый в обоих отношениях, освобождённый в обоих отношениях так говорят. В каком смысле Благословенный говорил об освобождённом обоих отношениях?1 (1) Вот, друг, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и счастьем, которые возникли из-за [этой] отстранённости. Он пребывает, коснувшись этой сферы телом, каким бы образом [она ни достигалась], и он понимает это мудростью. До этой степени Благословенный говорил об освобождённом в обоих отношениях в условном смысле. (2-4) Далее, друг, монах входит и пребывает во второй джхане, третьей, четвёртой джхане2. Он пребывает, коснувшись этой сферы телом, каким бы образом [она ни достигалась], и он понимает это мудростью. И до этой степени [также] Благословенный говорил об освобождённом в обоих отношениях в условном смысле. (5-8) Далее, друг, с полным преодолением восприятий форм, монах входит и пребывает в сфере безграничного пространства, сфере безграничного сознания, сфере отсутствия всего, сфере ни восприятия, ни не-восприятия. Он пребывает, коснувшись этой сферы телом, каким бы образом [она ни достигалась], и он понимает это мудростью. И до этой степени [также] Благословенный говорил об освобождённом в обоих отношениях в условном смысле. (9) Далее, друг, с полным преодолением сферы ни восприятия, ни не-восприятия, монах входит и пребывает в прекращении восприятия и чувствования, и, [когда он] увидел [это] мудростью, его пятна загрязнений ума полностью уничтожились. Он пребывает, коснувшись этой сферы телом, каким бы образом [она ни достигалась], и он понимает это мудростью. До этой степени Благословенный говорил об освобождённом в обоих отношениях в не-условном смысле.
В МН 70 приводится строгое объяснение освобождённого в обоих отношениях. Это арахант, который и уничтожил загрязнения, и достигает бесформенных сфер.
Здесь и далее медитативные достижения раскрываются по стандартной формуле, как, например, в АН 9.32.
Патхама сандиттхика сутта: Напрямую видимая (I) АН 9.46 [Один монах обратился к другому]: Друг, напрямую видимая Дхамма, напрямую видимая Дхамма так говорят. В каком смысле Благословенный говорил о напрямую видимой Дхамме? (1-8) Вот, друг, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой джхане.1 Далее, друг, монах входит и пребывает во второй джхане, третьей, четвёртой джхане. Далее, друг, с полным преодолением восприятий форм, монах входит и пребывает в сфере безграничного пространства, сфере безграничного сознания, сфере отсутствия всего, сфере ни восприятия, ни не-восприятия. И до этой степени [также] Благословенный говорил о напрямую видимой Дхамме в условном смысле. (9) Далее, друг, с полным преодолением сферы ни восприятия, ни не-восприятия, монах входит и пребывает в прекращении восприятия и чувствования, и, [когда он] увидел [это] мудростью, его пятна загрязнений ума полностью уничтожились. До этой степени Благословенный говорил о напрямую видимой Дхамме в не-условном смысле.
Здесь и далее текст сутты и медитативные достижения раскрываются как в предыдущих суттах, например в АН 9.45.
Дутия сандиттхика сутта: Напрямую видимая (II) АН 9.47 [Один монах обратился к другому]: Друг, напрямую видимая ниббана, напрямую видимая ниббана так говорят. В каком смысле Благословенный говорил о напрямую видимой ниббане?
(1-8) Вот, друг, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой джхане. 1 Далее, друг, с угасанием монах входит и пребывает во второй джхане, третьей, четвёртой джхане. Далее, друг, с полным преодолением восприятий форм, монах входит и пребывает в сфере безграничного пространства, сфере безграничного сознания, сфере отсутствия всего, сфере ни восприятия, ни не-восприятия. И до этой степени Благословенный говорил о напрямую видимой ниббане в условном смысле. (9) Далее, друг, с полным преодолением сферы ни восприятия, ни не-восприятия, монах входит и пребывает в прекращении восприятия и чувствования, и, увидев мудростью, его загрязнения [ума] полностью уничтожены. До этой степени Благословенный говорил о напрямую видимой ниббане в не-условном смысле2.
Здесь и далее текст сутты и медитативные достижения раскрываются как в предыдущих суттах, например в АН 9.45.
Прим. переводчика (SV): Это одно из немногочисленных мест в Каноне, где прекращение восприятия и чувствования (ниродха-самапатти) напрямую приравнивается ниббане. Если предыдущие медитативные состояния называются "напрямую видимой ниббаной в условном смысле", то прекращение восприятия и чувствования называется "напрямую видимой ниббаной в не-условном смысле", то есть последнее достижение является уже ниббаной подлинной в отличие от предыдущих достижений.
Вторые пятьдесят I. Безопасность Сутты АН 9.48-61 (сутты идентичны предыдущей АН 9.47, но вместо "напрямую видимая ниббана" здесь идёт): ниббана (АН 9.48) окончательная ниббана (АН 9.49) ниббана в определённом отношении (АН 9.50) ниббана в этой самой жизни (АН 9.51) безопасность (АН 9.52) достигший безопасности (АН 9.53) бессмертное (АН 9.54) достигший бессмертного (АН 9.55) бесстрашие (АН 9.56) достигший бесстрашия (АН 9.57) безмятежность (АН 9.58) последовательная безмятежность (АН 9.59) прекращение (АН 9.60) последовательное прекращение (АН 9.61)
Абхаббха сутта: Неспособен АН 9.62 [Благословенный сказал]: Монахи, не отбросив этих девяти вещей, человек неспособен реализовать арахантство. Каких девяти?
* (1) жажды, * (2) злобы, * (3) заблуждения, * (4) злости, * (5) враждебности, * (6) клеветы, * (7) презрения, * (8) зависти, * (9) скупости. Не отбросив этих девяти вещей, человек неспособен реализовать арахантство. Монахи, отбросив эти девять вещей, человек способен реализовать арахантство. Какие девять? Жажду, скупость. Отбросив эти девять вещей, человек способен реализовать арахантство.
II. Основы осознанности Сиккха дуббалья сутта: Регресс в тренировке АН 9.63 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять регрессов в тренировке. Какие пять?
* (1) уничтожение жизни, * (2) взятие того, что не было дано, * (3) неблагое сексуальное поведение, * (4) ложь, * (5) [потакание] спиртным напиткам, вину и одурманивающим [веществам], [что создают] основу для беспечности.
Таковы пять регрессов в тренировке. Четыре основы осознанности следует развивать ради отбрасывания этих пяти регрессов в тренировке. Какие четыре? (6) Вот монах пребывает в созерцании тела в теле, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив влечение и недовольство к миру. Он пребывает в созерцании (7) чувств в чувствах, (8) ума в уме, (9) феноменов в феноменах, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив влечение и недовольство к миру. Эти четыре основы осознанности следует развивать ради отбрасывания этих пяти регрессов в тренировке.
Ниварана сутта: Помехи АН 9.64 [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять помех. Какие пять?
* (1) помеха чувственного желания, * (2) помеха недоброжелательности, * (3) помеха лени и апатии, * (4) помеха неугомонности и сожаления, * (5) помеха сомнения.
Таковы пять помех. Четыре основы осознанности следует развивать ради отбрасывания этих пяти помех. Какие четыре? (6-9) Вот монах пребывает в созерцании тела в теле, чувств в чувствах, ума в уме, феноменов в феноменах, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив влечение и недовольство к миру. Эти четыре основы осознанности следует развивать ради отбрасывания этих пяти помех.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|