Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Состояние лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (II уровня)




Цель, задачи и содержание констатирующего эксперимента

Цель исследования: обследование предметного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:

1.Изучение психолого-педагогических особенностей детей с ОНР (II уровень).

2.Обследование сформированности словаря существительных у детей с ОНР (II уровень).

Базой для нашего исследования стал МАДОУ № 208. Исследование проводилось в сентябре 2012 года.

Нами были обследованы 10 детей логопедической группы среднего возраста, из которых в экспериментальную группу вошло 6 человек, с заключением ОНР (II уровень). (Приложение 1.Речевые карты). Состояние речи 4 детей, характеризовалось I уровнем речевого развития.

В выпускной квалификационной работе, для обследования состояния словаря существительных, у детей экспериментальной группы использовалась методика Жуковой, Филичевой, Мастюковой [10], которая была адаптирована к задачам обследования.

 

Таблица 1 Список детей экспериментальной группы

Имя Возраст Заключение ПМПК Анамнез
1.Алексей Ж. 4,6 лет Общее недоразвитие речи (II уровень)  
2. Радмир А. 4,1 Общее недоразвитие речи (II уровень)  
3.Софья К. 4,1 Общее недоразвитие речи (II уровень)  
4. Амалия Р. 4,5 Общее недоразвитие речи (II уровень)  
5. Дима З. 4,2 Общее недоразвитие речи (II уровень)  
6.Артем М. 4,1 Общее недоразвитие речи (II уровень)  

На первом этапе была изучена медико-педагогическая документация. На втором этапе был проведен констатирующий эксперимент.

Обследование состояния лексического словаря у детей экспериментальной группы включало разнообразные задания, с целью выявления активного и пассивного словарного запаса, понимания лексического значения слова. Экспериментатор просит детей показать и назвать картинки. Результаты эксперимента занесены в таблицы. Для оценки использовалась балльная система:

Оценка для заданий: + 1 балл за каждый правильный ответ.

Обследование номинативного словаря

А. Предметный словарь (на понимание) в импрессивной речи:

Логопед предлагает ребенку показать расставленные (разложенные) перед ним картинки, игрушки, предметы посуды и т.д.

.Покажи игрушки (куклу, машину, пирамидку, пароход, трактор, кубики, мячик, матрешку, рыбку, погремушку);

.Покажи овощи (морковь, картофель, огурец, помидор, редиску,, капусту, лук, чеснок, горох, свёклу, тыкву);

.Покажи фрукты (яблоко, грушу, апельсин, мандарин, банан, ананас);

.Покажи животных (кошку, собаку, корову, лошадь, козу, зайца, волка, лису, медведя, белку);

.Покажи посуду (тарелку, ложку, чашку, вилку, нож, кастрюлю, чайник, сахарницу, блюдце, сковородку);

.Покажи мебель (кровать, диван, стул, стол, табуретку, кресло, кровать, шкаф, тумбочку).

Б. Предметный словарь (на называние) в экспрессивной речи:

Экспериментатор просит показать и назвать те же картинки, что даны в импрессивной речи. Результаты занесены в таблицы.

В. Сравнениеполученных результатов, с целью оценить соотношение пассивного и активного лексического словаря у детей с ОНР (II уровень)


Анализ констатирующего эксперимента

 

Обследование состояния лексического словаря у детей экспериментальной группы включало разнообразные задания, с целью выявления активного и пассивного словарного запаса, понимания лексического значения слова. Результаты занесены в таблицы и диаграммы.

В анализе состояния лексики обследуемых отмечалось соотношение активного и пассивного словаря, понимание лексического значения употребляемых слов. К особенностям словарного запаса можно отнести нарушение актуализации слова и связанные с ней формы ошибок - отсутствие слова (слово не называется), их замены, искажения.

 

Таблица 2 Результаты обследования импрессивного номинативного словаря

Материал «Игрушки»  Алексей  Радмир  Софья  Амалия  Дима  Артем  Всего
Кукла + + + + + + 6
Машина + + + + + + 6
Пирамидка + + + + + + 6
Пароход + - + - + - 3
Трактор - + - + - + 3
Кубики + + + + + + 6
Мячик + + + + + + 6
Матрешка + - - - + + 3
Рыбка + + + + - + 5
Погремушка + + + + + - 5
Итого 9 8 8 8 8 8 49

 

Из таблицы 2 мы видим, что самый высокий результат у 1 ребенка- Алексей (16,6 %), он набрал 9 баллов из 10 возможных, не показал и не назвал только трактор. Остальные дети (83,4%) набрали по 8 баллов. Общая сумма баллов 49 из 60 возможных.

Радмир и Амалия не показали матрешку, пароход; Софья не показала трактор, матрешку; Дима не знает трактор, и рыбку, а Артем не назвал пароход, погремушку.

Таблица 3 Результаты обследования импрессивного номинативного словаря

Материал «Овощи» Алексей Радмир Софья Амалия Дима Артем Всего
Морковь + - + + + +  
Картофель + + + + + + 6
Огурец + + + + + + 6
Помидор + + + + + + 6
Редиска - + - + - + 3
Лук + - - + - + 3
Чеснок - + - + - - 2
Горох + + + - + - 4
Свекла - + - + - - 2
Тыква + - + - + - 3
Итого 7 7 6 8 6 6 40

 

Из таблицы 3 мы видим, что результаты по «Овощам» (40 баллов) ниже, чем по «Игрушкам» (49 баллов).

Самый высокий результат и по этому заданию только у одного ребенка (16,6 %) Амалия - 8 баллов, не назвала 2 слова - горох и тыкву.

детей (33,2 %), Леша и Радмир набрали по 7 баллов, Алексей не назвал редиску, чеснок и свёклу, а Радмир - морковь, лук и тыкву.

ребенка (49, 8 %) набрали по 6 баллов, Софья и Дима не назвали по 4 слова.

Таблица 4 Результаты обследования импрессивного номинативного словаря

Материал «Фрукты» Алексей Радмир Софья Амалия Дима Артем Всего
Груша + + + + + + 6
Апельсин - - + - + - 2
Мандарин + + - + - + 4
Банан - + + + + + 5
Ананас + - - - - + 2
Киви - - - + - - 1
Дыня + + + - + + 5
Лимон + - + + - + 4
Персик - + - - + - 2
Итого 6 6 6 6 6 7 37

 

Из таблицы 4 мы видим, что результаты еще ниже, чем в 2 предыдущих заданиях (49,40 баллов) - 37 баллов. Оказалось, что яблоко и грушу назвали все дети, 4 детей (66,4%) не показали апельсин, апельсин назвали 2 детей (33, 2 %). Мандарин не назвали 2 детей (33,2 %), ананас назвали только 2 детей (33,2,%), не назвали 4 ребенка (66,4 %), только 1 ребенок (16,6 %) -Настя, назвала киви, остальные его не показали. Лимон не показали только 2 детей (33,2 %), персик не назвали 4 детей (66,4 %). Лимон и киви знают меньше всех детей. 5 детей (83,4 %) набрали по 6 баллов, и только 1 (16,6 %)- 7 баллов.

Таблица 5 Результаты обследования импрессивного номинативного словаря

Материал «Животные» Алексей Радмир Софья Амалия Дима Артем Всего
Собака + + + + + + 6
Корова - + + + + + 5
Лошадь + + + + + + 6
Коза - - + - + - 2
Зайка + + - + - + 4
Волк + - + - + - 3
Лиса - + + + + + 5
Медведь + + + + - + 5
Белка + - + + + - 4
Итого 7 7 9 8 8 7 48

 


Из таблицы 5 мы видим, что результаты по «Животным» несколько выше, чем по предыдущим заданиям - 48 балов. 1 девочка (16,6 %) Юля набрала 9 баллов, 2 детей (Амалия и Дима -33,2 %) набрали по 8 баллов,

детей (49,8 %) - набрали по 7баллов. Меньше всего детей знают внешний вид козы -2 детей (Софья и Дима) назвали ее. 3 ребенка (Радмир, Амалия и Артем) не узнали и не показали волка. Зайца не показали Софья и Дима. Медведя не показал 1 ребенок (Дима), Радмир и Артем не показали белку.

Таблица 6 Результаты обследования импрессивного номинативного словаря

Материал «Посуда» Алексей Радмир Софья Амалия Дима Артем Всего
Ложка + + + + + + 6
Чашка + - + + + + 6
Вилка + + + + - + 5
Сковорода - + - + - - 3
Кастрюля - + - + - - 2
Чайник + + - + + + 5
Сахарница - + - - + - 2
Блюдце + - + - - + 3
Нож + + + + + + 6
Итого 7 8 6 8 5 7 41

 

Из таблицы 6 мы видим, что тарелку, ложку, нож назвали и показали все дети - 100 %. Чашку не знает только 1 ребенок -16,6 % (Радмир заменил - на кружку). Вилку не назвал 1 ребенок, 16,6 % - Дима; кастрюлю, сковородку показали только 2 ребенка (33,2 %)- Радмир и Амалия, чайник не показала только Софья (16,6 %), сахарницу не знают 4 детей, 66,4 % (Леша, Софья, Амалия, Артем), блюдце смогли показать только 3 ребенка, 50 % (Алексей, Софья, Артем). Общее количество набранных баллов по этому заданию - 41, говорит о том, что не все предметы посуды имеются у детей в словаре. Из таблицы 6 мы видим, что тарелку, ложку, нож назвали и показали все дети - 100 %. Чашку не знает только 1 ребенок -16,6 % (Радмир заменил - на кружку). Вилку не назвал 1 ребенок, 16,6 % - Дима; кастрюлю, сковородку показали только 2 ребенка (33,2 %)- Радмир и Амалия, чайник не показала только Софья (16,6 %), сахарницу не знают 4 детей, 66,4 % (Леша, Софья, Амалия, Артем), блюдце смогли показать только 3 ребенка, 50 % (Алексей, Софья, Артем). Общее количество набранных баллов по этому заданию - 41, говорит о том, что не все предметы посуды имеются у детей в словаре.

 

Таблица 7Результаты обследования импрессивного номинативного словаря

Материал «Мебель» Алексей Радмир Софья Амалия Дима Артем Всего
Диван + + + + + + 6
Стул + + + + + + 6
Стол + + + + + + 6
Кресло - + - + - + 3
Комод - + - + - + 3
Шкаф + + - + + + 5
Тумбочка - + - - + - 2
Табуретка + - + - - + 3
Трюмо + + + + + - 5
Итого 7 9 6 8 7 8 45

 

Результаты из таблицы 7 говорят о том, что не все предметы мебели дети знают. Кровать, диван, стол, стул показали 100 % детей; кресло не смогли показать 3 детей, 50 % (Леша, Софья, Дима), показали 3 (Радмир, Амалия, Артем); табуретку не назвали 3 ребенка, 50% (Радмир, Амалия, Дима). Трюмо не показал только 1 ребенок, 16,6 % (Артем). Общее количество 45 баллов. Результаты из таблицы 7 говорят о том, что не все предметы мебели дети знают. Кровать, диван, стол, стул показали 100 % детей; кресло не смогли показать 3 детей, 50 % (Леша, Софья, Дима), показали 3 (Радмир, Амалия, Артем); табуретку не назвали 3 ребенка, 50% (Радмир, Амалия, Дима). Трюмо не показал только 1 ребенок, 16,6 % (Артем). Общее количество 45 баллов.

Для того, чтобы сравнить результаты мы занесли их в сводную таблицу 8.

Таблица 8 Результаты исследования импрессивной номинативной лексики

Покажи Игрушки Овощи Фрукты Животые Посуда Мебель Всего
1.Алексей 9 7 6 7 7 7 43
2.Радмир 8 7 6 7 8 8 44
3.Софья 8 6 6 9 6 6 41
4.Амалия 8 8 6 8 8 8 46
5.Дима 8 6 6 8 5 5 38
6.Артем 8 6 7 7 8 8 44
Итого 49 46 37 48 41 45 265

Из таблицы 8 мы видим, что дети показывают многие игрушки (49 баллов - самое большое количество баллов), чуть меньше дети набрали по 4 заданию (показать животных) 48 баллов, по 5 и 6 заданиям - «Посуда» и «Мебель» по 41 и 45 баллов. Не все дети знают фрукты и овощи, набрано по 37 и 46 баллов соответственно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...