Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лексико-тематические циклы (Последовательность изучения тем)




Месяц Неделя обучения Название лексических тем, отрабатываемых воспитателем на занятиях «Развитие речи» Номинативный словарь, отрабатываемый на логопедических занятиях Обучение навыкам словообразования: учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкат. форме
Сентябрь 1-я Помещение Детского сада    
  2-я Осень. Солнце, ветер, дождь, тучи. Солнышко, ветерок, дождик, тучки.
  3-я Одежда. Платье, брюки, рубашка, кофта, шорты. Брючки, кофточка, шортики.
  4-я Обувь. Тапки, туфли, сапоги Туфельки, сапожки
Октябрь 1-я Игрушки Мяч, кукла, машина. Мячик, машинка.
  2-я Овощи. Помидор, огурец, лук, морковь, капуста Огурчик, лучок, морковка,.
  3-я Фрукты. Яблоко, груша, слива, лимон, апельсин Яблочко, лимончик, апельсинчик
  4-я Животные Корова, собака, лошадь, коза, заяц, кошка Лошадка
Ноябрь 1-я Посуда. Кастрюля, чашка, тарелка, ложка, блюдо Кастрюлька, чашечка, ложечка, блюдце.
  2-я Мебель Шкаф, стол, стул, кровать, диван, кресло Шкафчик, столик, столик, стульчик, кроватка.
  3-я Продукты питания Молоко, хлеб, сахар, крупа, конфеты Конфетки, хлебушек
  4-я Птицы Воробей, чиж, попугай, орел. Чижик, орленок.
Декабрь 1-я Зима Мороз, метель, снег, сугроб, холод Снежок, холодок
  2-я      
  3-я      
  4-я Новогодний праздник Карнавал, хоровод, гирлянда, украшения. Елочка, подарочки

 

Основные направления коррекционной логопедической работы по обогащению словаря существительных у дошкольников с ОНР (II уровень):

Это закрепление умения детей называть;

имена близких людей, кукол, друзей, состоящие из двух слогов, с ударением на первом слоге (Валя, Вова, Миша).

односложные слова (суп, сок, нос, лоб).

двухсложные слова с ударением на первом слоге (ноги, зубы) и на последнем (рука, лицо).

трехсложные слова с ударением на первом слоге (кубики, яблоко), с ударением на втором слоге (ворона, корова), с ударением на последнем слоге (голова, телефон).

Обучение детей первоначальным навыкам словообразования:

образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными формами (нос - носик, рот - ротик, лоб - лобик, рука - ручка, нога - ножка);

Воспитывать умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка, формирование понятий.

Для развития понимания речи используются наглядные ситуации игровых и режимных моментов, т.е. прогулка, подготовка к тихому часу, где наглядным примером является: одежда ребенка, постельные принадлежности, игрушки, бытовые предметы и т.д. Используя слова «дай», «покажи», «принеси», взрослый обучает ребенка названиям предметов, окружающих ребенка.

Особенностью логопедической работы в группе являлось то, что логопедические и воспитательские занятия проводились на основе совместного планирования и обсуждения, что давало возможность учитывать возможности детей, их особенности восприятия, личностные особенности.

Воспитатель, прежде всего, закрепляет навыки правильной речи, формированием которых занят, прежде всего, логопед. Воспитатель же начинает работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает её совместно с логопедом, тем самым, обеспечивая необходимую базу для эффективной логопедической работы.

Взаимосвязь между логопедом и воспитателем осуществлялась в процессе речевой работы, при чётком разграничении их функций. Решая общие задачи, ни тот, ни другой не подменял друг друга.

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ОНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда.

Воспитатель активно участвовал в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствовался общедидактическими принципами. Это - принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Отличительной особенностью занятий воспитателя в логопедической группе являлось то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.

Воспитатель присутствовал на подгрупповых занятиях логопеда, делал записи; отдельные элементы логопедического занятия он включал в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу по закреплению произносимых навыков.

Примеры игр направленных на обогащение предметного словаря:

Игра «Чудесный мешочек»

Цели: Способствовать количественному накоплению слов, пониманию их смыслового значения и точного соотнесения к объектам окружающего мира.

Содержание: Дети вместе с логопедом рассматривают игрушки, изображающие различные предметы, затем складывают их в мешочек. Дети по очереди на ощупь отгадывали предмет в мешке и называли его.

Упражнение «Покажи и расскажи»

Цели: Расширить и активизировать словарь ребенка по теме «Животные».

Содержание. Взрослый предлагал малышу показать и назвать всех животных, изображенных на картинке, а затем ответить полным предложением на следующие вопросы:

Какие части тела ты знаешь у каждого животного? У кого пасть? клыки? длинные уши? короткий хвост? колючки? и т. п.

- Кто из зверей большой? маленький? колючий? сильный? трусливый? длинноухий? короткохвостый? острозубый? клыкастый? пушистохвостый? сильнолапый? коротколапый? и пр.

Кто где живёт (в норе, в гнезде, в берлоге)?

Кто чем питается?

Игра «Найди пару»

Цели: Обучение навыкам словообразования.

Содержание: Логопед выставляет перед детьми наборное полотно. На столе разложены картинки с изображениями разных знакомых детям игрушек, овощей и фруктов, одежды, посуды. Затем объясняет, что дети будут расставлять картинки парами и называть «большой», «маленький», например: «большой - дом», «маленький - домик», «большой круг- маленький кружок».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...