Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диаграмма 4 Результаты сводного анализа экспрессивной лексики в констатирующем эксперименте и контрольном срезе




 

Из диаграммы 4 видно, что в экспрессивной лексике тоже наблюдается положительная динамика, хотя и не такая высокая, как в импрессивной.

Выводы по III главе

Подводя итоги, можно сказать, что учитель-логопед и воспитатели группы, используя системный поэтапный подход в обучении на основе методики Филичевой [35], интеграцию и взаимодействие своих усилий, рационально оформленную развивающую среду в группе, грамотно планируя все разделы работы, особенно раздел по развитию словаря, учитывая структуру речевого нарушения и сопутствующие вторичные отклонения, добились положительного результата.

Можно сделать следующие выводы:

Основные направления коррекционной логопедической работы по обогащению словаря существительных у дошкольников с ОНР (II уровень):

Это закрепление умения детей называть;

имена близких людей, кукол, друзей, состоящие из двух слогов, с ударением на первом слоге (Валя, Вова, Миша).

односложные слова (суп, сок, нос, лоб).

двухсложные слова с ударением на первом слоге (ноги, зубы) и на последнем (рука, лицо).

трехсложные слова с ударением на первом слоге (кубики, яблоко), с ударением на втором слоге (ворона, корова), с ударением на последнем слоге (голова, телефон).

Обучение детей первоначальным навыкам словообразования:

образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными формами (нос - носик, рот - ротик, лоб - лобик, рука - ручка, нога - ножка);

Воспитывать умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка, формирование понятий.

недоразвитие речь дошкольный логопедический


Заключение

 

Изучив литературу по проблеме, мы пришли к выводу, что одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР, является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Даже выполнение заданий на группировку слов, семантически далеких, вызывает у некоторых из них определенные трудности. Выполнение заданий на группировку семантически близких слов сопровождается еще большим количеством ошибок.

Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей с ОНР многообразны.

У обследованных нами дошкольников с общим недоразвитием речи (II уровень) активный словарь ниже возрастной нормы.

После проведенного констатирующего эксперимента мы провели формирующий эксперимент, целью которого было формирование предметного словаря у детей с ОНР (II уровень).

Работа осуществлялось на основе программы для детей с общим недоразвитием речи (автор Т.Б.Филичева[35]), а также Н.С.Жуковой, Мастюковой, Т.Б. Филичивой[10].

Проведенный после логопедической работы контрольный срез показал, что у детей результаты значительно повысились.

Логопедическая работа в группе предполагала интеграцию усилий учителя-логопеда и воспитателей группы при наличии у них высокого профессионализма и слаженного взаимодействия в коррекционном процессе.

Выдвинутая гипотеза о том, что обогащение предметного словаря у дошкольников с ОНР (II уровень) будет эффективным, при условии наглядного и стимульного материала и его актуализации в импрессивной и экспрессивной речи детей, в ходе различных видов деятельности, полностью подтвердилась. Задачи выполнены, цели достигнуты.

 


Список литературы

 

1.Аркин Е.А. Дошкольный возраст.- М.,1948

2.Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.// Нарушение речи у дошкольников.- М.,1972

.Белова-Давид Р.А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста. - М.,1972

.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи: М., АПН СССР, 1977, 80 с.

.Бородич А.М. Методика развития речи: М. Просвещения, 1974, 287 с.

.Выготский Л. С. Мышление и речь: М. Лабиринт, 1996, 242 с.

.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: М., АПН РСФСР, 1961, 152 с.

. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи: Чебоксары,1980, 113 с.

.Ефименкова Л.И. Формирование речи удошкольников.-М.,1981

.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: М. Экспресс, 1998.

.Карпова С.Н.,Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М.,1978.

.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи, М. Просвещение, 1985, 206 с.

. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития,. М.,ГНОМ и Д.,2004,80 с.

.Комплексная диагностика дошкольников. Материалы для специалистов образовательных учреждений, Санкт-Петербург: КАРО, 2002, 367 с.

.Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе(для детей с ОНР), М: Детство-Пресс, 1998, 34 с.

.Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи (Под ред. Гаркуши Ю.Ф.) - М: Секачев В.Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002, 160 с.

.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.Санкт-Петер. И.Союз. 2001,218 с.

.Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии; М.: Просвещение, 1968, 147 с.

.Логопедия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец.: «Дефектология» / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Просвещение, 1989, 528 с, ил.

.Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. Ф. Чиркиной. - 3-е изд., доп.- М.: АРКТИ,2003,240 с.

.Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях, М.: Просвещение,1991,208 с.

.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Санкт- Петербург, 2000.

.Новые подходы к построению содержания компенсирующего образования в детских садах. Учебно-методическое пособие. Уфа, Изд-во БИРО, 2001, 356 с.

.Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи. М.: Просвещение, 1987, 140 с.

.Основы логопедической работы с детьми. Учеб. пособие / Под общей редакцией д.п.н. профессора Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2002, 240 с.

.Особенности развития ребенка. Диагностика и коррекция. Часть 1: Учебно - методическое пособие (Под ред. Абуталиповой Э.Н.), Уфа, 2002, 36 с.

.Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.-М.,1999-137-250.

.Планирование работы логопеда и воспитателя в подготовительной (логопедической) группе детского сада: Метод. разработки. - Уфа, 1997, 60 с

.Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми, М.: Просвещение, 1981, 117 с.

.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб, 1997, 44 с.

.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М,.И. ГНОМ и Д, 2002,140 с.

.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М,.И. ГНОМ и Д, 2002, 107 с.

.Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений у

детей с ОНР. М., И. ГНОМ и Д 2001, 44 с.

.Ушакова Г.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка/ материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. М.,1970.С 125.

.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.А. Основы логопедии, М.: Просвещение, 1989, 221 с.

.Шаховская С.Н., Кочергина В.С. Развитие речи в онтогенезе / Медицина, 1969

.Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1983, 64 с.

.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М. Просвещение 1969.

 


Тезаурус

Анализ и синтез - противоположные и неразрывно связанные логические приемы.

Аномальные дети - дети, имеющие отклонения от нормального психического или физического развития, нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.

Антонимы - слова, имеющие противоположные значения.

Восстановительное обучение - обучение, направленное на восстановление функций, нарушенных в результате какого - либо заболевания.

Гипотеза - предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки и доказательства.

Деятельность речевая - речь как процесс.

Диагноз - медицинское заключение о состоянии здоровья (состоянии речи).

Лексико-грамматический - характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.

Логопедия - наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними.

Методика - отрасль педагогики, изучающая принципы, методы, приемы и средства учебно-воспитательной работы с учащимися.

Методика специальная - система приемов и способов обучения детей с нарушенным развитием.

Навык - автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникшие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий.

Норма языковая - совокупность общеупотребительных языковых средств и правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретно-исторический период.

Общее недоразвитие речи - различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Парадигма - система форм одного слова, отражающие видоизменение слова по присущим ему грамматическим категориям.

Речевая карта - основной документ, характеризующий состояние речи ребенка, заполняется логопедом при обследовании.

Семантическое поле - это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков.

Словарь активный - часть словарного состава современного языка, которое свободно употребляется в живом повседневном общении, противопоставляется пассивному словарю.

Словарь пассивный - часть словарного состава современного языка понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемом в повседневном общении.

Словообразование - 1) деривация, образование слов в языке по существующим моделям с помощью аффиксации словосложения и т.д.;

) раздел грамматики.

Учебное пособие - печатные, графические материалы, предназначенные для обучения.

Фраза - законченный оборот речи, предложение, наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения.

Эвристика - 1)методика обучения путем наводящих вопросов; 2) совокупность логических приемов и методических правил теоретического использования и отыскания истины

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...