Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дасадхамма сутта: Десять вещей




АН 10.48

[Благословенный сказал]: Есть десять вещей, над которыми должен часто размышлять ушедший в бездомную жизнь. Какие десять?

* (1) Я не принадлежу более к варне: над этим должен часто размышлять ушедший в бездомную жизнь.

* (2) Моё житие зависит от других.

* (3) Мои манеры поведения должны быть другими [по сравнению с домохозяйскими].

* (4) Могу ли я порицать себя в отношении своей нравственности.

* (5) Могут ли мои товарищи по святой жизни после тщательного исследования порицать меня в отношении моей нравственности.

* (6) Я буду отлучён от всего, что дорого и приятно мне.

* (7) Я владелец собственной каммы, наследник собственной каммы, рождён своей каммой, породнён со своей каммой, моя камма будет мне судьёй. Что бы я ни делал хорошее или плохое, я унаследую [результат] этого.

* (8) Каким я становлюсь по мере того как пролетают дни и ночи.

* (9) Радуюсь ли я [пребыванию] в пустом жилище.

* (10) Достиг ли я сверхчеловеческих достижений, истинно благородного различения в знании и видении такого, что когда мои товарищи по святой жизни спросят меня [об этом] в последние дни моей жизни, я бы не чувствовал себя смущённым?: над этим должен часто размышлять ушедший в бездомную жизнь.

Таковы десять вещей, над этим должен часто размышлять ушедший в бездомную жизнь.

 

Сарираттха сутта: Существуют посредством тела

АН 10.49

[Благословенный сказал]: Монахи, эти десять вещей существуют посредством тела. Какие десять?

* (1) холод,

* (2) жара,

* (3) голод,

* (4) жажда,

* (5) испражнение,

* (6) мочеиспускание,

* (7) телесное обуздание,

* (8) словесное обуздание,

* (9) обуздание в средствах к жизни,

* (10) формирователь становления, что ведёт к новому существованию1.

Таковы десять вещей, что существуют посредством тела.

 

Бхава-санкхара. Комментарий поясняет, что это камма, которая активным образом формирует новое существование.

 

Бхандана сутта: Полемика

АН 10.50

Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. И тогда, после приёма пищи, возвратившись с хождения за подаяниями, группа монахов собралась в зале для собраний. И, по мере того, как они сидели там, они начали спорить и ссориться, полемизировать, пронзая друг друга острыми словами.

И тогда, вечером, Благословенный вышел из затворничества и отправился в зал для собраний, где сел на подготовленное сиденье. Затем Благословенный обратился к монахам:

Монахи, в какое обсуждение вы были вовлечены только что, по мере того как сидели здесь? О чём шла беседа?

Учитель, после приёма пищи, возвратившись с хождения за подаяниями, мы собрались в зале для собраний. И, по мере того как мы сидели здесь, мы начали спорить и ссориться, полемизировать, пронзая друг друга острыми словами.

Монахи, не подобает вам, ушедшим благодаря вере из мирской жизни в жизнь бездомную, спорить, ссориться, полемизировать, пронзая друг друга острыми словами. Монахи, существуют десять принципов радушия, что создают близость и уважение, ведут к схождению, к не-разногласиям, к гармонии, к единству. Какие десять?

(1) Вот монах нравственен. Он пребывает, обуздывая себя Патимоккхой, обладая хорошим поведением и [подобающими] средствами, видя опасность в мельчайших проступках. Возложив на себя правила тренировки, он тренируется в них. Поскольку монах нравственен, пребывает, обуздывая себя Патимоккхой тренируется в них, то это является принципом, радушия, что создаёт близость и уважение, ведёт к схождению, к не-разногласиям, к гармонии, к единству.

(2) Далее, монах много изучал, помнит то, что учил, накапливает [в своём уме] то, что он изучил. Те учения, что прекрасны вначале, прекрасны в середине и прекрасны в конце, правильны и в духе и в букве, провозглашающие идеально полную и чистую святую жизнь таких учений он много изучал, удерживал в уме, повторял вслух [по памяти], исследовал их в уме и тщательно проникал в них воззрением. Поскольку монах много изучал, проникал в них воззрением, то это является принципом, радушия к единству.

(3) Далее, у монаха есть хорошие друзья, хорошие спутники, хорошие товарищи.

(4) Далее, монаха легко поправить, и он обладает качеством, благодаря которому его легко поправить. Он терпелив и с уважением получает наставление.

(5) Далее, монах умелый и прилежный в исполнении различных бытовых работ, которые следует делать для своих товарищей-монахов. Он судит об этих работах уже только после их выполнения, чтобы довести их до конца и выполнить их подобающим образом.

(6) Далее, монах любит Дхамму, ободряет [её] в своих утверждениях, наполнен великой радостью в отношении Дхаммы и Винаи.

(7) Далее, монах зарождает усердие к отбрасыванию неблагих качеств и к обретению благих качеств. Он решителен, упорен в своём старании, не оставляет обязанности по взращиванию благих качеств [в себе].

(8) Далее, монах довольствуется любым видом одеяния, еды, жилища, лекарств и обеспечения для больных [монахов].

(9) Далее, монах осознан, наделён высочайшей осознанностью и настороженностью, хранит в памяти и помнит то, что было сделано и сказано давным-давно.

(10) Далее, монах мудр. Он обладает мудростью, которая различает происхождение и исчезновение благородной, проницательной, ведущей к полному уничтожению страданий. Поскольку монах мудр, то это является принципом радушия, что создаёт близость и уважение, ведёт к схождению, к не-разногласиям, к гармонии, к единству.

Таковы, монахи, десять принципов радушия, что создают близость и уважение, ведут к схождению, к не-разногласиям, к гармонии, к единству.

 

 

Вторые пятьдесят

I.

Собственный ум

Сачитта сутта: Свой собственный ум

АН 10.51

Я слышал, что однажды Благословенный пребывал рядом с Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. Там он обратился к монахам: Монахи!

Да, Учитель! - ответили монахи.

Благословенный сказал: Даже если монах не обладает умением [видеть] направления умов других1, он должен тренировать себя так: Я буду обладать умением в чтении своего собственного ума.

И каким образом монах обладает умением в чтении своего собственного ума? Представьте молодого человека, или девушку, которой нравится красота, которая изучает отражение своего лица в ярком чистом зеркале или в чаше с чистой водой. Если она увидит грязь или пятно, она попытается устранить его. Если она не увидит ни грязи, ни пятна, она будет довольна, её намерения будут исполнены: О, как я счастлива! Как я чиста. Точно также, когда монах изучает сам себя, то это очень полезно в отношении [развития] умелых качеств:

 

* (1) Я обычно жаден, или нет?

* (2) Думаю со злобой, или нет?

* (3) Одолеваем ли ленью и сонливостью, или нет?

* (4) Беспокойный ли я, или нет?

* (5) Неуверенный, или же одолел сомнения?

* (6) Злой или нет?

* (7) С грязными мыслями или не с грязными?

* (8) Моё тело возбуждено или нет?

* (9) Ленив ли я, или усерден?

* (10) Сосредоточен ли, или же нет.

 

Если, исследуя самого себя, монах знает: Я обычно жадный, с недоброжелательными мыслями, одолеваем ленью и сонливостью, беспокойный, неуверенный, злобный, с грязными мыслями, с возбуждённым телом, ленивый, несосредоточенный, то тогда он должен приложить дополнительное желание, усилие, прилежание, старание, неутомимость, осознанность и бдительность в отношении отбрасывания этих самых порочных, неумелых качеств.

Подобно тому, как если бы на голове человека загорелся тюрбан, и он стал прилагать бы ещё больше желания, усилия, прилежания, старания, неутомимости, осознанности и бдительности к тому, чтобы потушить огонь на своём тюрбане или на голове, точно также и монах должен приложить дополнительное желание, усилие, прилежание, старание, неутомимость, осознанность и бдительность в отношении отбрасывания этих самых порочных, неумелых качеств.

Но, если исследуя самого себя, монах знает: Я обычно не жаден, без недоброжелательных мыслей, не одолеваем ленью и сонливостью, не обеспокоен, отбросил сомнения, не злой, без грязных мыслей, не возбуждён телом, пребываю с зарождённым усердием и в сосредоточении, то тогда его обязанность заключается в том, чтобы приложить ещё больше усилий в утверждении этих самых умелых качеств, [чтобы развить их] до ещё большей степени ради [окончательного] уничтожения загрязнений [ума].

 

Имеется в виду одна из шести сверхспособностей прямое знание умов других существ.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...