Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции.
Прием
Содержание задания
Характер выполнения
1 ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ
а) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в вертикальном положении под счет от 1 до 15;
б) аналогично выполнить левой рукой,
в) выполнить эту позу на обеих руках одновременно;
г) распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет (1—15) на правой руке затем на левой и на обеих руках одновременно;
д) выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет (1 —15) в той же последовательности; е) показать второй и третий пальцы, остальные пальцы собрать в щепоть – поза «зайчик», удержать по счет (1- 15), выполнение осуществляется в той же последовательности;
ж) второй и пятый пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак, удержать позу под счет 1- 15 на правой, левой и обеих руках.
з) сложить первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрямить, удержать под счет (1-15) в той последовательности;
и) положить третий палец на второй, остальные собрать в кулак, удержать под счет (1-5) в той же последовательности.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ
а) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз на правой руке, левой, обеих руках;
б) держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8 раз) на правой, левой, обеих руках;
в) сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-8 раз) в той же последовательности;
г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем (первым), начиная со второго пальца правой руки, за тем левой, обеих рук одновременно;
д) менять положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак (5-8 раз):
е) положить вторые пальцы на третьи на обеих руках (5-8 раз)
Отмечаются: плавное, точное и одновременное выполнение проб: напряженность, скованность движений, нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда) нарушение переключения от одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов невозможность удержания созданной позы невыполнение движения.
ВЫВОДЫ: ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ НАРУШЕННЫЕ И СОХРАННЫЕ СТОРОНЫ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК
IV. Обследование состояния органов артикуляционного аппарата
Изучение состояния, органов артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.
Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата
Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт, наличие слюнотечения: характер линии губ и плотность их смыкания: имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры. Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, а ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ языка зубов, мягкого неба челюстей, твердого неба.
ГУБЫ — естественной толщины, толстые, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, загубные уздечки (укорочены короткая уздечка верхней губы).
ЗУБЫ — ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги мелкие редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, наличие диастем ПРИКУС — физиологический, открытый передний, открытый боковой односторонний двухсторонний. СТРОЕНИЕ ЧЕЛЮСТИ — прогения прогнаны, норма. ЯЗЫК — толстый, вялый, напряженный, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта. ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА — короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма.
МАЛЕНЬКИЙ ЯЗЫЧОК — отсутствует, укорочен расщеплен свисает неподвижно по средней пинии, отклоняется в сторону
ВЫВОДЫ: АНАТОМИЧЕСКОЕ СТОРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ, БЕЗ ОТКЛОНЕНИЙ.
Обследование моторики органов
Артикуляционного аппарата
Обследование моторики органов артикуляционного аппарата направлено на изучение функционального состояния активных органов артикуляционного аппарата и включает исследование двигательных функций органов артикуляционного аппарата, динамической организации движений этих органов и изучение состояния мимической мускулатуры.
А. Исследование двигательных функций
Артикуляционного аппарата
Прием
Содержание задания
Характер выполнения
1. Исследова-
ние двигатель-
ной функции губ по словес-
ной инструк-
ции проводит-ся после вы-полнения за-
дания по показу
а) сомкнуть губы;
б) округлить губы, как при произношении звука «о», – удержать позу под счет до 5;
в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу под счет до 5;
г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их), удержать позу по счет до 5;
д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу по счет до 5;
е) поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать позу;
ё) опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы), удержать позу;
ж) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю;
з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».
Отмечаются: выполнение правильное: диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц истощаемости движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов, активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается.
2.исследование
двигательной функции челюсти проводят по показу, затем по словесной инструкции
а) широко раскрыть рот при произношении звука и закрыть;
б) сделать движение челюстью вправо;
в) сделать движение влево;
г) выдвинуть нижнюю вперед
Отмечаются: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается.
3. ИССЛЕДОВА-
НИЕ ДВИГАТЕЛЬ-
НЫХ ФУНКЦИЙ ЯЗЫКА (ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА И КАЧЕСТВА ДВИЖЕНИЙ ЯЗЫКА) ПО ПОКАЗУ И СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ
а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до 5;
б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет до 5;
в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;
г) сделать язык «лопатой» (широким), а затем «иголочкой» (узким);
д) упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку;
е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет и опустить к нижним зубам;
ё) выдвинуть широкий язык вперед, а затем занести назад в ротовую полость;
ж) стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза (логопед поддерживает рукой спину ребенка)
Отмечаются: выполнение правильное, движения языка имеют недостаточный диапазон; появляются содружественные движения; язык движется неуклюже всей массой, медленно неточно; имеются отклонения языка в сторону тремор, гиперкинезы; истощаемость движений, саливация; удерживается ли язык в определенном положении; движение не удается.
4. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ МЯГКОГО НЕБА
а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается)
б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс)
в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи
Отмечаются: выполнение правильное; объем движения ограничен, наличие содружественных движений, малой подвижности небной занавески,
Гиперкинезов, саливации, движение не удается
5. исследование продолжительности и силы выдоха
а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т.д.)
б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.
Отмечаются: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)