Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Протокол обследования слоговой структуры слова




Вид слоговой структуры слова Оптический раздражитель (картинка) Речевая реакция на оптический раздражитель Речевая реакция на акустический раздражитель Примечание
         
Односложные слова с закрытым слогом мак дом сыр      
Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов рука роза лапа        
Двусложные слова с 1 закрытым слогом сахар диван забор      
Двусложные слова со стечением согласных с середины слова кукла марка утка арбуз карман      
Односложные слова со стечением согласных в начале слова стол стул шкаф        
Односложные слова со стечением согласных в конце слова   волк тигр      
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова трава брови книга      
Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова клумба клубника        
Двусложные слова со стечением согласных в конце слова корабль бинокль      
Трехсложные слова из 3 открытых слогов панама канава малина      
Трехсложные слова с последним закрытым слогом кошелек пулемет телефон      
Трехсложные слова со стечением согласных конфеты памятник винтовка термометр тракторист      
Четырехсложные слова с открытыми слогами паутина черепаха      
Многосложные слова из сходных звуков клубок колосок корзина картина      

 

Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры слова для повышения предлагаются следующие предложения:

«Петя пьет горькое лекарство»

«На перекрестке стоит милиционер»

«Космонавт управляет космическим кораблем» и др.

 

ВЫВОДЫ: ОТМЕЧАЕТСЯ ХАРАКТЕР ИСКАЖЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ (СОКРАЩЕНИЕ СЛОГОВ – МОЛОТОК – «МОТОК»; УПРОЩЕНИЕ СЛОГОВ, ОПУСКАНИЕ СЛОГОВ – СТУЛ– «ТУЛЬ»; УПОДОБЛЕНИЕ СЛОГОВ – ТАБУРЕТКА – «ТАБУЕТКА»; ДОБВАВЛЕНИЕ ЗВУКВО, СЛОГОВ – КОМНАТА – «КОМОНАМАТА», СТОЛ – «СМТОЛ»; ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ И ЗВУКОВ – ДЕРЕВО – «ДЕВЕРО»). ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ ЯВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ СЕНСОРНЫХ НАРУШЕНИЙ.

 

VII. Обследование состояния

Функций фонематического слуха

Д.Б. Эльконин характеризует фонематический слух как способность воспринимать и различать звуки речи.

Предлагаемые задания используются для определения того, как ребенок воспринимает и различает каждый звук речи, а не только звуки, указанные в содержании задания как образец.

 

Содержание задания Используемый речевой и наглядный материал Ответы ребенка Примечание (указать характер выполнения)
1. Опознание фонем: а) подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других гласных а, у, ы, о, у, а, о, ы, и    
б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук «к» среди других согласных п, н, м, к, т, р    
2. Различение фонем, близких по способу и месту образования по акустическим признакам      
а) звонких и глухих п–б, д– т, к – г, ж– ш, з– с, в– ф    
б) шипящих и свистящих с, з, щ, ш, ж, ч    
в) соноров р, л, м, н    
3. Повторение за логопедом слогового ряда      
а) со звонкими и глухими звуками да-та, та-да-та, да-та-да, ба-па, па-ба-па, ба-па-ба, ша-жа, жа-ша-жа, са-за-са, за-са-за    
б) с шипящими и свистящими са-ша-са, шо-су-са; са-ша-шу, са-за-па; ша-ща-ча, за-жа-за; жа-за-жа    
в) с сонорами ра-ла-ла, ла-ра-ла    
4. Выделение исследуемого звука среди слогов Подними руку, если услышишь слог со звуков «с» ла, ка, ша, со, ны, ма, су, жу, сы, га, си    
5. Выделение исследуемого звука среди слов Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуков «ж» лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы    
6. Название слов звуком «з»      
7. Определите наличия звука «ш» в названии картинок колесо, ящик - сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда    
8. название картинок и определение отличий в названиях бочка – почка, коза – коса, дом –дым    
9. Определение места звука «ч» в словах (начало, середина, конец) чайник, ручка, мяч    
10. Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый со звуком «с», во второй со звуком «ш» сом, шапка, машина, коса, автобус, кошка, пылесос, карандаш    

 

ВЫВОДЫ: ФУНКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА СФОРМИРОВАНЫ, СФОРМИРОВАНЫ НЕДОСТАТОЧНО.

VIII. Обследование звукового анализа слова

Содержание задания Используемый речевой и наглядный материал Ответы ребенка Примечание (указать характер выполнения)
1. Определить количество звуков в словах ус, дом, роза, баран, ромашка    
2. Выделить последовательно каждый звук в словах мак, зонт, крыша, танкист, самолет    
3. Назвать первый ударный гласный звук Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша    
4. Определить последний согласный звук в слова ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол    
5. Выделить согласный звук из начала слова сок, шуба, магазин, щука, чай    
6. Назвать ударный гласный звук в конце слова ведро, грибы, рука, чулки    
7. Определить третий звук в слове и придумать слова, в которых бы этот звук стоял в начале, середине и конце сосна    
8. Придумать слова, состоящие из 3-4-5 звуков      
9. Назвать слова с 1 слогом, 2, 3, 4слогами      
10. Определить количество гласных и согласных в названных словах      
11. Назвать второй, третий, пятый звуки в этих словах      
12. Сравнить слова по звуковому составу. Отобрать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку   мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук, машина, корзина    
13. Сказать, в чем отличие этих слов Оля – Коля, крыша – крыса    
14. Переставить, заменить, добавить звуки или слоги, чтобы получилось новое слово сук (сок), стол (стул), марки (рамки), ложа (жало), сосна (насос)    
15. Закончить слова бара…, пету…, само…    
16. Объяснить смысл предложений На грядке лук. За рекой зеленый луг    

 

Выводы: навыки звукового анализа соответствуют возрасту, сформированы недостаточно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...