Двусложные слова со стечением согласных с середины слова
кукла
марка
утка
арбуз
карман
Односложные слова со стечением согласных в начале слова
стол
стул
шкаф
Односложные слова со стечением согласных в конце слова
волк
тигр
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова
трава
брови
книга
Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова
клумба
клубника
Двусложные слова со стечением согласных в конце слова
корабль
бинокль
Трехсложные слова из 3 открытых слогов
панама
канава
малина
Трехсложные слова с последним закрытым слогом
кошелек
пулемет
телефон
Трехсложные слова со стечением согласных
конфеты
памятник
винтовка
термометр
тракторист
Четырехсложные слова с открытыми слогами
паутина
черепаха
Многосложные слова из сходных звуков
клубок
колосок
корзина
картина
Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры слова для повышения предлагаются следующие предложения:
«Петя пьет горькое лекарство»
«На перекрестке стоит милиционер»
«Космонавт управляет космическим кораблем» и др.
ВЫВОДЫ: ОТМЕЧАЕТСЯ ХАРАКТЕР ИСКАЖЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ (СОКРАЩЕНИЕ СЛОГОВ – МОЛОТОК – «МОТОК»; УПРОЩЕНИЕ СЛОГОВ, ОПУСКАНИЕ СЛОГОВ – СТУЛ– «ТУЛЬ»; УПОДОБЛЕНИЕ СЛОГОВ – ТАБУРЕТКА – «ТАБУЕТКА»; ДОБВАВЛЕНИЕ ЗВУКВО, СЛОГОВ – КОМНАТА – «КОМОНАМАТА», СТОЛ – «СМТОЛ»; ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ И ЗВУКОВ – ДЕРЕВО – «ДЕВЕРО»). ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ ЯВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ СЕНСОРНЫХ НАРУШЕНИЙ.
VII. Обследование состояния
Функций фонематического слуха
Д.Б. Эльконин характеризует фонематический слух как способность воспринимать и различать звуки речи.
Предлагаемые задания используются для определения того, как ребенок воспринимает и различает каждый звук речи, а не только звуки, указанные в содержании задания как образец.
Содержание
задания
Используемый речевой и наглядный материал
Ответы
ребенка
Примечание
(указать характер выполнения)
1. Опознание фонем:
а) подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других гласных
а, у, ы, о, у, а, о, ы, и
б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук «к» среди других согласных
п, н, м, к, т, р
2. Различение фонем, близких по способу и месту образования по акустическим признакам