1. Обследование слов, обозначающих предметы:
а) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках
б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: тетрадь, ручка, учебник, …
в) называние предмета по его описанию. Ребенку предлагаются вопросы, характеризующие предмет: «Как называется помещение, где читают и получают книги?», «Кто косой, слабый, трусливый?» (по признакам), «Что светит, сияет, греет) (по действиям)
г) название детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медвдя
Специально подобранные картинки с изображением предметов основных групп (одежда, обувь, фрукты, овощи, цветы, грибы, деревья, транспорт, дикие и домашние животные, птицы, мебель и т.д.)
д) нахождение общих названий: стол – мебель, а чашка… (что?), сапоги – обувь, а шуба… (что?), земляника – ягода, а боровик… (что?), комар – насекомое, а щука… (кто?)
е) название обобщенных слов по группе однородных предметов
2. Название признаков предмета:
Можно использовать картинки
а) морковь сладкая, а редька… (какая?), трава низкая, а дерево… (какое?) и т.д.
б)подобрать признаки к предметам: ёлка какая? (например, зеленая, пушистая, высокая, стройная), небо какое?, туча какая?, лимон какой?, часы какие? и т.д.
3. Названия действий людей и животных
Соответствующие картинки
а) повар (почтальон, сапожник, художник, учитель) что делает?
б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка… (кузнечик, щука, змея, воробей, ёж)
в) кто как кричит: петух кукарекает, а ворона… (воробей, голубь, сорока)
г) обиходные действия (например, входит, выходит, переходит, подходит, отходит)
4. Название времен года, их последовательности, признаков
Специально подобранные картинки
5. Подбор слов с противоположным значением к словам
Большой, холодный, чистый, твердый, тупой, мокрый, широкий, светлый, высокий, старший
вЫВОДЫ: АКТИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТУ; ОГРАНИЧЕН.
XI. Обследование грамматического строя
Содержание
задания
Используемый речевой и наглядный материал
Ответы
ребенка
Примечание
(указать характер выполнения)
1. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. Задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями (почему?, зачем? И т.д.)
3. Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке
Карточка со словами: на, катается, лыжах, Саша
4. Подстановка недостающего предлога в предложении
Карточка с записью предложения: «Лампа висит… столом»
5. Пересказ текста после прослушивания:
а) знакомый текст
б) незнакомый текст
Тексты сказок, рассказов Толстого, Ушинского
6. Рассказ из собственного опыта (о любимых игрушках, книге, животном, празднике и т.д.)
7. Словоизменение:
а) употребление существительного единственного и множественного числа в различных падежах. Исследование ведется по картинкам:
«Чем покрыт стол? Чем мальчик режет хлеб? Кого кормит девочка На кого смотрят дети? За чем дети идут в лес?
Сюжетные картинки
б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных. Задают вопросы: «Чего много в лесу? (деревьев, кустов, ягод, листьев), «Чего много в саду?», «Чего много в этой комнате?»
в) преобразование единственного числа имен существительных во множественное по инструкции: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много» (рука – руки)
г) употребление предлогов. Предлагается ответить примерно на такие вопросы: «Где лежит карандаш?» (в коробке), «А теперь?» (вынуть из коробки и положить на стол), «Откуда я взял карандаш?» (из коробки), «Откуда упал карандаш?» (со стола), «Откуда ты достал карандаш?» (из-под стола), «Где лежит карандаш?» (за коробкой), «Откуда ты достал карандаш?» (из-за коробки, из-под коробки)
8. Словообразование:
а) образование уменьшительной формы существительного. Задание может быть таким: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие» (стол – столик)
Обследование чтения предложений
Предлагаются следующие задания:
а) прочитать предложение и выполнить соответствующее действие
Карточки с заданиями: «Покажи глаз», «Подойди к стене», «Возьми ручку», «Встань со стула»
б) прочитать предложение, найти соответствующую картинку (прелагаются фразы различной синтаксической конструкции). После этого ответить на вопросы
Сюжетные картинки и карточки с предложениями: «Лампа стоит на круглом столе», «Мама разливает из кастрюли суп в тарелки», «Собака хозяина убежала в сад», «Хозяин собаки привязал ее к конуре», «Оля старше Кати»
Обследование чтения текста
Проводят на основе пересказа и ответов о прочитанном
Рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и другие, соответствующие знаниям ребенка, доступные по объему и содержанию, отвечающие программным требованиям того класса, в котором обучается обследуемый
Выводы: неусвоение букв, побуквенное чтение, послоговое чтение, искажение звуковой структуры слова, нарушение понимания читаемого.
XIII. Обследование письма
Прием
Речевой и
наглядный
материал
Письменная работа ребенка
Примечание
(характер выполнения)
Письмо по слуху:
1. Записать буквы:
а) строчные (в случае забывания обозначить букву точкой)
и, и, ш, т, ы, ш, з, ц, е, г, л, д, у, б, в, ж, ь, х
б) прописные
Г, З, Д, Р, Ы, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Е, Ж, Щ
в) близкие по месту образования и акустическим признакам
с, ш, ч, х, з, ц, л, р
2. Записать слоги:
а) прямые
на, ба, са, ко, ку, шо, чи, мя, ня, ля
б) обратные
ан, от, ас, яр, ац
в) закрытые
рак, сом, сон, нам, там, дам, ком
г) со течением согласных
ста, дро, тру, мло, кру, мто
д) слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог
Легкий ветерок шелестит листьями деревьев. Наши бойцы защищали город на Волге. На перекрестке стоит милиционер.
д) текста
В лесу.
Пришли дети в лес. В лесу тишина. Только опавшие листья шуршат под ногами. Мальчики нашли в кустах ёжика. Он зарылся в сухие листья. Девочки собрали в лесу много красивых листьев.
7. Самостоятельное письмо
а) написать прописные гласные буквы, строчные согласные
б) записать разные слоги (закрытые, открытые, прямые, обратные)
в) написать одно-, двух-, трех-, четырех- сложные слова
ж) составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок (для учащихся 2-4 классов)
сюжетные картинки
з) составить и записать рассказ на определенную тему
Таблица анализа ошибок письма
Тип ошибок
Вид ошибок
Количество ошибок
Пример ошибочного письма
1.ДИСГРАФИЧЕС-
КИЕ
1) Ошибки в звуковом составе слова
а) замены гласных
б) замены согласных
в) пропуски гласных
г) пропуски согласных
д) пропуски слогов и частей слова
е) перестановки
ё) вставки
ж) раздельное написание частей слова
2) Лексико-грамматические
а) замена слов по звуковому сходству
б) замена слов по семантическому сходству
в) пропуски слов
г) слитное написание слов
д) нарушение согласования
е) нарушение управления
е) неправильное обозначение границ предложения
3)Графические
а) замена букв по количеству элементов
б) замена букв по пространственному расположению
в) зеркальное письмо букв
2. ОРФОРГРАФИ-
ЧЕСКИЕ
ошибки на правила правописания в соответствии с программными требованиями того класса, в котором обучатся ребенок
ВЫВОДЫ: ДИСГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ОТСУТСТВУЮТ; АРТИКУЛЯЦИОННАЯ форма ДИСГРАФИИ; ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ; ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДИСГРАФИЯ; СОЧЕТАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННО- ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ С ОПТИЧЕСКОЙ.