Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание микроскопа и работы с ним. 1 страница




ББК 48 Б19

УДК 6, ^'М + 576. 8 (076. 5)

Раздел первый

Основы микробиологии


После этого учащиеся учатся надевать спецодежду. Затем щ даватель показывает, а учащиеся практически осваивают мето^" ^^^менование приемы исследования животного, подозрительного по заболеванию

феКЦИОННОЙ болеЗНЬЮ.                                                                                                                     болезни

В заключение преподаватель объясняет принципы изоляции С ных и подозрительных по заболеванию животных и устройство из ия

торов (на примере изолятора ветеринарной лечебницы, лечебно-с ТуляРе тарного пункта или на схеме, макете).

Меры личной профилактики. При раб

с патологическим материалом и больными животнь: внимание ветеринарного специалиста должно быть средоточено на двух основных моментах — предупред/ заражение людей и не допустить распространения воз»' дителя инфекции. Существует целый ряд инфекционн болезней животных, которыми может заразиться челор                                             ка

Такие болезни именуют зооантропонозами. К ним rf; *Ку-лихорадка надлежат: сибирская язва, туберкулез, лептоспироз, Сс 1 бруцеллез, бешенство, ящур, листериоз, туляремия, ро> свиней, Ку-лихорадка, чума верблюдов, стригущий л

тай И др. {табл. 1).                                                                              Лептоспироз

Наименование При каких условиях

Меры предосторожности

пп. болезни происходит заражение людей

I. Перечень основных инфекционных болезней                                                                                                                                      '

животных, которые передаются человеку


Листериоз



 


 


При уходе за больными животными; при обработке сырых животных продуктов, в особенности кожевен­ного сырья, шерсти; при уборке трупов; при употреблении в пищу мяса больных живот­ных; через почву; при работе в лаборатории

При употреблении в пищу сырого молока от больных коров и сырых яиц от больной птицы, при уходе за больными животными

больных жпмогных также мри уходе и больными жиишмммн при рабом* и ЛйОорию рии

При употреблении н Меры личной про­пищу продуктом (и филмктики, вакцинация

и ии/п-п, недопущение               50лезнь

1. Сибирская язва

Строгий контроль состоянием рук, рабо в резиновых перчатка j спецодежде. Недопу- щение в пищу продук МелИОИДОЗ тов от больных живот** х ных

2. Туберкулез

Недопущение в пищ продуктов от больны животных; меры лич! * н Бешенство профилактики

3. Бруцеллез

| и пищу продуктов от ' Дуески О»mi. ных животных


При каких условиях

Меры предосторожности

происходит заражение людей

 

 


 


При снятии шкурок грызунов и мелких мле­копитающих; при упо­треблении в пищу мяса от больных животных; при употреблении воды из инфицированных во­доемов; при укусе ин­фицированными крово­сосущими членистоно­гими

При. употреблении в пи­щу продуктов (молока) от больных животных, при уходе за больными животными

При купании в инфи­цированных водоемах, при употреблении в пи­щу продуктов от боль­ных животных'

При употреблении в цищу продуктов от больных животных или плохо обезвреженных овощей, выращенных в инфицированной почве; при уходе за больны­ми животными

При употреблении пи­щи и воды, инфициро­ванных выделениями больных животных (осо­бенно грызунов). Воз­можно заражение рес­пираторным путем, а также при укусе насе­комых

При укусе больным животным, реже — при попадании инфициро; ванной слюны на по­врежденную кожу или на слизистую оболочку глаз

При оказании помощи больным животным, при вскрытии трупов

Меры личной про­филактики, предохра­нение от укусов крово­сосущих членистоногих, вакцинация людей, не­допущение в пищу про­дуктов от больных жи­вотных

Меры личной профилак­тики; недопущение в пи­щу продуктов от боль­ных животных

Запрещение купания в инфицированных во­доемах, обезвреживание продуктов из неблаго­получных хозяйств.

Меры личной профи­лактики, обезврежива­ние продуктов, в осо­бенности ранних ово­щей

Меры личной профи­лактики, обезврежива­ние продуктов питания и воды, предохранение Лот нападения насекомых

Меры предосторожно­сти при общении с жи­вотными, обработка по- кусов, антирабическая вакцинация

Меры личной профи­лактики


Наименование

При каких условиях

Меры предосторожности

 

болезни

пп. происходит заражение людей  

 


 


11. Ящур               При уходе за боль­

ными животными, при употреблении сырого молока от больных жи­вотных

12. Дерматомико- При соприкосновении

зы (трихофи- с больными животными тия, микро­спория)

13. Сап                  При соприкосновении

с больными животными

14. Сальмонеллезы При употреблении в

пищу сырых животных продуктов от больных животных

15. Контагиозный При соприкосновении пустулезный с больными животными дерматит (эк-

16. Чума верблю­дов - (зооант- ропонозная чума)

17. Рожа свиней

18. Орнитоз

тима)

При соприкосновении с больными грызунами, через инфицированных блох, при употреблении в пищу молока и мяса больных верблюдов, при обработке шерсти oi больных верблюдов

При1 разделке тут, вскрытии трупов, при уходе за больными ж и вотными

При соприкосновении с больной птицей, t. -ipn жение аэрогенным или алиментарным путем

Меры личной профи лактики, кипячение или пастеризация молока в неблагополучных пунк тах

Меры личной профи лактики      £

Меры личной профи­лактики       )

Кулинарная обр; |рчт- ка (обезвреживание) продуктов животного происхождения из не­благополучных пунктов Меры личной профи­лактики, особенно тща­тельное мытье и дезин­фекции рук после рабо­ты с животными

Меры предосторожно­сти и эндемических мест­ностях, обезвреживание продуктом животного пропс ч< »/к пения, борьба с и. и » кпмымн; вакцина­ции

Меры личной ирофи- лмктмкм

Меи i. i шиной про* ЛИК I мни


 


 


Заражение человека этими Г> о. /и шнмп. k. ik видно мз таблицы, может произойти при клшшч<. ком «и мот ре жи­вотных и оказании им лечебной помоиш при искрытии трупов и взятии патологического m. i и pn i и /иш лабо­раторного исследования; при прон< " < ими ирииивок и диагностических исследований; при р. ниц» ( патологи­ческим материалом в лабораториях, при < пирикоснове- нии с необезвреженным сырьем живо-i             хождения


(кожи, шерсть и т. п. ); при переработке мясных и молоч­ных продуктов; при употреблении в пищу инфицированных продуктов животного происхождения.

В организм человека патогенные микробы приникают через кожу при нарушении целости кожных покровов, главным образом рук, а также через слизистые оболочки рта, носовой полости, дыхательных путей, глаз и пище­варительного тракта.

Для того чтобы предохранить себя и других от зара­жения инфекционной болезнью и не допустить ее распро­странения нужно соблюдать следующие меры предо­сторожности.

1. Люди, допускаемые к работе с патологическим материалом и больными животными, должны быть тща­тельно проинструктированы.

2. Все работы с больными животными и патологи­ческим материалом выполняют только в защитной одеж­де. Комплект защитной одежды включает: халат (с за­вязками на спине и рукавах), головной убор—колпак или косынка, при необходимости надевают нарукавники, передники, резиновые перчатки, резиновые сапоги, очки и защитные марлевые маски (особенно при работе с вирусными инфекциями). Чтобы установить целость кожи рук, перед работой обмывают их спиртом или

#2%-ным раствором хлористого на^ия. Людей, имеющих повреждения кожи рук, к работе* с патологическим ма­териалом, как правило, не допускают. При необходи­мости работу производят тЪлько в резиновых перчат­ках, царапины, трещины на руках смазывают настой­кой йода и заливают коллодием. Прежде чем надевать резиновые перчатки, необходимо проверить их целость. Для этого перчатки осматривают, расправляют, затем поочередно берут двумя руками за манжеты и произ­водят несколько вращательных движений, что приводит к наполнению перчаток воздухом, после чего следят, нет ли его утечки.

3. Оборудование лаборатории и рабочего места долж­ны обеспечивать высокую производительность труда и его безопасность.

4. При работе с патологическим, материалом нельзя курить, разговаривать, касаться лица руками, сморкать­ся, поправлять волосы, отвлекаться от работы. Следует избегать лишних передвижений. В лаборатории запре­щается хранение и прием пищи.

5. Руки, после работы погружают в сосуд с дезинфи­цирующей жидкостью (2%-ный раствор фенола) на 1- 2 мин, затем тщательно моют водой с мылом.

6. Использованные в работе пипетки, предметные и покровные стекла, куски ваты и т. п. тотчас же поме­щаются в сосуд с дезинфицирующей жидкостью (5%-ный раствор фенола, 3%-ный раствор лизола или креолина). Металлические предметы, бывшие в контакте с патоло­гическим материалом, немедленно обезвреживают про­каливанием на пламени. Инструменты (ножницы, скал^* пели, пинцеты и пр. ) после употребления кипятят в стёу рилизаторе или кладут в закрытый сосуд для последую­щего автоклавирования.    <

Если патологический материал попал на окружа# щие предметы, необходимо немедленно провести тща­тельную дезинфекцию, залив это место дезинфицирую­щим раствором, а затем, если есть возможность, прожечь данное место с помощью тампона, смоченного спиртом.

7. Весь патологический материал (культуры микро­бов, трупы животных и т. п. ), не подлежащий дальней­шему исследованию, обезвреживают -(автоклавируют, сжигают). Место, где производилась работа с этим ма­териалом или больными животными, должно быть тща­тельно продезинфицировано и очищено. Допускается только влажная уборка этих помещений. Особое внима­ние уделяют удалению пыли с предметов, находящихся в лабораторных комнатах. Для обеззараживания комнат, где производят работу с патологическим материалом, применяют бактерицидные лампы.

Меры против заражения при попадании патологичес­кого материала в организм человека:       fa

а) при ранениях инфицированным инструментом или при покусе животным не следует торопиться с остановкой кровотечения. Рану нужно прижечь настойкой йода и наложить спиртовую повязку (40—60%-ный спирт).

б) при попадании патологического материала в рот/4 его немедленно выплевывают в чашку с дезинфицирую­щим раствором, а рот прополаскивают слабым раство­ром йода (3—5 капель настойки йода на стакан воды) или пер^анганата калия в течение нескольких минут.

в) при попадании патологического материала в глаз последний нельзя тереть. Следует промыть глаз слабым раствором йода или перманганата калия.

Оборудование рабочего места. В лабо­ратории. Комнаты, предназначенные для микробиоло­гических исследований, должны быть хорошо освещены и состоять из двух отделений, разобщенных стеклянной перегородкой: предбоксника и бокса. Рабочее место для микробиологических исследований должно содер­жаться в строгом порядке; на рабочих местах должно находиться только необходимое для работы. Лабора­торный стол покрывают клеенкой, сверху которой кла­дут толстое стекло, по размеру равное площади стола ици занимающее его большую часть. На столе разме­щаю4?. микроскоп под стеклянным или матерчатым кол­паком, газовую горелку или спиртовку, бактериологи­ческую петлю в штативе, пастеровские пипетки в пена- tat, набор красящих растворов во флаконах, сосуд с дистиллированной водой, ванночку для промывания мазков с мостиком для окраски мазков, сосуд с дезин­фицирующей жидкостью, вату, обезжиренные предмет­ные и покровные стекла, карандаши по- стеклу, иммер­сионное масло, песочные часы (рис. 1).

В условиях животноводческого хозяйства (при про­ведении массовых прививок, диагностических исследо­ваний, взятия крови и т. п. ). Несмотря на имеющиеся, порой трудности^ ветеринарный специалист при работе в полевых условиях должен так оборудовать рабочее место, чтобы оно обеспечивало ему удобство и высокую производительность труда.

Стол покрывают клеенкой. Вместо стола можно использовать тнцики, в крайнем случае — повозку и т. п. На столе размещают: бутыль с дезинфицирующим раст­вором, нагревательный прибор — примус или электро­плитка, стерилизатор с набором необходимых инструмен­тов (шприцы, иглы, глазные пипетки и пр. ), инструмен­ты для фиксации животных, резиновый жгут, штативы для пробирок (при взятии крови), тетрадь для записи и др.

4 На рабочем месте во всех случаях должны быть умывальник, мыло, полотенце и сосуд с дезинфицирую­щим раствором для обработки рук.


Правила обращения с животными, больными инфекционными болезнями, и принципы их изоляции. Ветеринарный спе­циалист соприкасается с больными животными во вре­мя их исследования (при постановке диагноза), при оказании животным лечебной помощи, при убое живот­ных, при проведении противоэпизоотических мероприя­тий. Любая работа с больными и в особенности с подо­зрительными по заболеванию заразными болезнями животными проводится только в защитной одежде.

Исследование больного животного слагается из предварительного ознакомления, включающего в себя регистрацию животного, изучение документов, и сбор анамнестических, в т. ч. эпизоотологических данных, и собственно исследования, которое в свою очередь под­разделяется на общее исследование (внешний осмотр, исследование кожного покрова, и видимых слг^от^х оболочек и лимфатических узлов, термометрия) и спе­циальное исследование (исследование отдельных систем и органов). При необходимости изучают измененное крови и берут материал для других лабораторных ана­лизов.

При исследовании больных или подозрительных по заболеванию животных необходимы чрезвычайная осто­рожность и продуманность действий. Прежде, чем при­ступить непосредственно к исследованию, " нужно собрать по возможности полный анамнез и провести предвари­тельное наблюдение за животными и беглый клиничес­кий осмотр.

Пример. Владелец собаки говорит, что животное подавилось костью. Прежде чем исследовать область глотки, тщательно расспросите владельца о поведении животного в последние дни, о возможности соприкосновения с другими животными (и в особенности с собаками), о характере кормления. Выясните, не было ли заболеваний анало­гичного характера у собак и кошек, принадлежащих соседям. После предварительного наблюдения за животным, приступайте к его иссле­дованию, соблюдая все меры предосторожности (возможно бешен­ство! ).

Осторожность требуется соблюдать и при оказании лечебной помощи больным животным (при отделении последа или родовспоможении можно заразиться бруцел­лезом; ошибочное вскрытие сибиреязвенного карбункула влечет за собой рассеивание возбудителя инфекции и возможность заражения человека). Место, где проводи­лась работа с больными животными, дезинфицируют.

Больные и подозрительные по заболеванию животные должны быть изолированы от остального поголовья. Это основное требование в борьбе с инфекционными болез­нями.


Для изоляции используют изоляторы ветеринарных ле­чебниц, лечебно-санитарных пунктов. Под изолятор используют отдельное здание, отстоящее от жилых и жи­вотноводческих помещений не менее чем на 100 м. Обслу­живание больных животных поручается отдельному пер­соналу, не соприкасающемуся с другими животными. Выделенных людей обеспечивают спецодеждой и тщатель­но инструктируют. Спецодежду обслуживающего персо­нала хранят в изоляторе в отдельных шкафах и перио-* дически обезвреживают (желательно оборудовать ло- ^кальный санпропускник с душевой кабиной). Уборку на­воза, доставку корма, подстилки и воды организуют с соблюдением мер, недопускающих распространения ин- ( фекционной болезни. Для дезинфекции обуви при* входе '^р- изолятор кладут коврики или маты, смоченные дезин­фицирующими растворами.

Больных животных содержат в индивидуальных ден­никах (боксах), в некоторых случаях допускается груп­повая изоляция явно больных животных (при пораже­нии их одной болезнью). Изоляция- подозрительных по заболеванию должна быть индивидуальной, чтобы пре­дупредить их перезаражение, так как не все из них могут в дальнейшем оказаться больными данной инфекцион­ной болезнью.

Занятие 2. МИКРОСКОП И ЕГО УСТРОЙСТВО

Задание. 1. Ознакомиться с устройством микроскопа.

2. Провести исследование готовых мазков под раз­личными увеличениями (сухая и масляная системы).

3. Зарисовать в тетрадь наблюдаемую микроскопи- ^ ческую картину и схему устройства микроскопа.

Основное оборудование и материалы. Микроскопы для каждого учащегося или один на группу из трех человек, иммерсионное масло, окрашенные мазки нескольких видов микробов (стафилококки, стрепто­кокки, палочковидные микроорганизмы). • Место занятия. Лаборатория техникума.

Методика проведения занятия. Преподаватель демонстрирует раз­личные типы микроскопов, применяющихся в лабораторной прак­тике, объясняет правила пользования микроскопом и назначение его отдельных частей, правила микроскопирования окрашенных мазков при различных увеличениях.

Учащиеся самостоятельно изучают устройство микроскопа, прово­дят микроскопирование готовых мазков и зарисовывают в тетрадь наблюдаемую микроскопическую картину и схему устройства микро­скопа.

Описание микроскопа и работы с ним.

Микроскоп — оптический прибор, с помощью которого можно рассматривать мельчайшие организмы и предме­ты, невидимые простым глазом. Отечественная промыш­ленность в настоящее время производит следующие мар­ки микроскопов для биологических исследований: мик­роскопы биологические рабочие с монокулярной или бинокулярной насадками, с зеркалом или осветителями ОИ-32 или ОИ-35, увеличение от 50 до 1800 (Биолам Р); микроскопы биологические дорожные (Биолам Д), мик­роскопы биологические студенческие (Биолам С) и др. ^ Выпускают также люминесцентные микроскопы — рабо­чие (Люмам Р) и исследовательские (Люмам И), а так­же электронные микроскопы.

Каждый микроскоп имеет две основные системы — механическую и оптическую (рис. 2). Механиче­ская часть микроскопа состоит из штатива, который делится на ножку (1) и тубусодержатель (2) или колонку. К колонке прикреплена труба микроскопа или тубус (3), с вращающимся барабаном-револьвером (4) на нижнем конце. Тубус передвигается макрометри- ческим винтом (5), для более тонкой наводки служит мик­рометрический винт (6). К ножке прикреплен предметный столик (7), на который помещают исследуемый препа­рат, закрепляемый зажимами. К предметному столику можно прикрепить препаратоводитель.

Оптическая система микроскопа состоит из зеркала (8)у конденсора (9), с ирисовой диафрагмой, объективов (10) и- окуляра (//). Объективы ввинчивают

в гнезда револьвера, окуляр вкла- t  дывают в верхнюю часть тубуса.

К каждому микроскопу прилага­ется несколько объективов раз­личной силы увеличения, степень которых указана на их оправе: Х8, ХЮ, Х20, Х40, Х60, Х90. * Различают два типа объективов: сухие и иммерсионные (масля-

Рис. 2. Схема устройства микроскопа:

/ — ножка микроскопа; 2 — тубусодержатель; 3 — ту­бус; 4 — револьвер; 5 — макрометрический винт; 6—микрометрический винт; 7 — предметный сто­лик; 8 — зеркало; 9 — конденсор; 10 — объектов; 11 — окуляр.

ные). При работе с иммерсионными объективами исполь­зуют масло (чаще всего кедровое, но можно пользоваться также вазелиновым или касторовым маслом). Каплю масла наносят на мазок и с помощью макрометрического винта осторожно, под контролем глаза погружают объ­ектив в масло, не прикасаясь к стеклу. Наблюдая в оку­ляр, медленно поднимают макровинтом тубус до появле­ния изображения. Затем для более тонкой наводки ис­пользуют только микрометрический винт. Окуляры отечественных микроскопов обозначаются 7х, Юх, 15X, *20X, т. ё. цифрами, указывающими на степень их собст­венного увеличения. Умножив цифру на оправе объектива /на цифру окуляра, получим число, показывающее, во Сколько раз увеличивает микроскоп.

Перед работой с микроскопом необходимо проверить взаимодействие всех его частей, исправность их и уста­новить освещение. Для этого револьвер переводят на объ­ектив наименьшего увеличения и, наблюдая в окуляр, зер­калом улавливают источник света, добиваясь максималь­ного освещения. При дневном свете пользуются, как пра­вило, плоским зеркалом, при искусственном — вогнутым.

В качестве источников искусственного света исполь­зуют лампы-осветители. При пользовании искусственны­ми источниками света применяют синие или матовые све­тофильтры. Когда свет установлен, берут препарат, по­мещают его на предметный столик, закрепляют зажима­ми и изучают сначала под малым, потом под большим уве­личением, используя для этого описанные выше сухую или иммерсионную систему.

Люминесцентная микроскопия. Ее применяют для ^исследования объектов, обладающих собственным све­чением, а также объектов с вторичным свечением, воз­никающим после обработки их специальными краска­ми — флуорохромами, (акридин, аурамин, флуоресцеин и др. )- Мазки исследуют с помощью люминесцентного ' микроскопа (рис. 3).

Применяют также метод люминесцирующих антител, для чего из специфических гипериммунных сывороток выделяют антитела (гамма-глобулины) и соединяют их с красителями. При окрашивании мазков такие меченые антитела адсорбируются на поверхности антигена (мик­робной клетки), что выявляется при исследовании в лю­минесцентном микроскопе обычно в виде яркого свечения (рис. 4).


Рис. 3. Люминесцентный микроскоп.

Рис. 4. Мазок из культуры листерий, окрашенный по методу люминесцирующих антител.



Электронная микроскопия. Кроме обычных световых микроскопов в научно-исследовательской работе и для диагностических целей широко применяют электронные микроскопы (рис. 5), позволяющие получить увеличение до 300 тыс. раз. Вместо световых лучей в нем исполь­зуют поток движущихся электронов.

Занятие 3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАЗКОВ И МЕТОДЫ ИХ ОКРАШИВАНИЯ

^адак^е. L Приготовить мазки из культур микробов и 'мазки-отпе- чагки из органов трупа. Освоить способы фиксации мазков.

2. Приготовить рабочие растворы красок. Освоить методы простой окраски, окраски по Граму, по Циль — Нильсену, по Козловскому. Оз накомиться с окраской капсул и спор.

У. Окрасить приготовленные - фиксированные мазки различными способами.

4. Отыскать в мазКах микробов различной формы и зарисовать наблюдаемую микроскопическую картину.

Основное оборудование и материалы. Непатогенные культуры мик­робов (кишечная палочка, стафилококк, стрептококк), кусочки внут­ренних органов (печень, селезенка) животного, павшего от незаразной болезни (или специально убитого). Заранее приготовленные фиксиро­ванные мазки с возбудителем туберкулеза для окрашивания по Циль — Нильсену, с возбудителем бруцеллеза — для окрашивания по Козлов- хкому. Обезжиренные предметные и покровные стекла, бактериологи­ческие петли, пастеровские пипетки, резиновая трубка с резиновой гру­шей, пинцеты, ножницы, карандаши по стеклу, песочные часы, физиоло­гический раствор, иммерсионное масло, микроскопы, метиловый и эти­ловый спирты, баночки для. фиксации мазков, эфир, мерные цилиндры, сосуды с дистиллированной водой, фильтровальная бумага, наборы го­товых реактивов для окрашивания по Граму (карболовый раствор генцианвиолета, люголевский раствор, спирт-ректификат, карболовый фуксин), для окрашивания по Циль — Нильсену (карболовый фуксин, раствор серной кислоты, спирт-ректификат, метиленовая синька), для окрашивания по Козловскому (растворы сафранина и малахитовой зе- газовые горелки или спиртовки. Схема: «Основные формы бак­терий».

Место занятия. Лаборатория техникума.

Методика проведения занятия. Преподаватель демонстрирует спо­собы изготовления мазков и их фиксацию, знакомит учащихся с мето­дикой приготовления красок и показывает различные способы окра­шивания мазков.

Учащиеся самостоятельно готовят мазки из культур и мазки-от­печатки из органов трупов, фиксируют приготовленные мазки (каж­дый учащийся готовит не менее 5 мазков. ) и окрашивают их методом простой окраски и по Граму. Для окраски по Циль — Нильсену и по Козловскому учащимся дают заранее приготовленные фиксированные мазки с соответствующими возбудителями. Рабочие растворы красок учащиеся готовят самостоятельно.

Преподаватель, пользуясь схемой, напоминает учащимся различ­ные формы микроорганизмов. Учащиеся отыскивают в приготовленных мазках микробов различной формы и зарисовывают их.


Изготовление ми ц< и> Mmui приготовляют

на чистых обезжиренных ирг i и ты i 1 14 Непосред­ственно перед приготовлением ми i нр[1] шпное стекло следует провести несколько pa i чи- ишш горелки.

Мазки из культур микробов. Мри МП.. 1. Щ н ими мазка нужно предохранить культуру < п iarpn m. щи микробами из окружающей среды и не Допусти, инфицирования этой культурой окружающих пр< im< и. п Предметное стекло кладут на стол около зажженной трг. чки; Про­бирку с культурой берут в левую руку и > и рживают в наклонном положении большим, указательным ».: срвДн^. 1 пальцами (рис. 6).

Материал из культуры берут прокаленной на пламеш горелки бактериологической (платиновой) петлей^Яуи стерильной пастеровской пипеткой. Тонкий конец пипетки' после прокаливания на пламени сгибают под прямым уг­лом. Петлю или пипетку удерживают в правой руке, этой же рукой над пламенем горелки открывают пробирку, вынимая ватную пробку и зажимая ее между мизинцем и ладонью. Открытый конец пробирки обжигают на пла­мени, петлю прожигают, еще раз и вводят в пробирку, не касаясь ее краев. Остудив петлю, захватывают ею каплю культуры. При пользований пипеткой тонкий конец ее обламывают и насасывают культуру, пользуясь при этом резиновой грушей (а не ртом! ). Пробирку в этот момент держат чуть в стороне от пламени горелки. Затем закры­вают пробирку над огнем ватной пробкой, также прове­денной через пламя горелки. Взятый материал наносят на предметное стекло и размазывают тонким слоем, а петлк^ прокаливают и ставят в штатив. Мазок расгюла: гают в центре стекла, по форме он должет быть круг или овальным. -      у #

При изготовлении мазков из агаровых культур на предметное стекло предварительно наносят каплю сте­рильной жидкости (физиологического раствора или бульо­на). Взятый бактериологической петлей с твердой средЙЬ материал суспендируют -в капле жидкости и тщательно размазывают по стеклу.

^Мазки-отпечатки из органов. Участок органа, откуда предполагается сделать отпечатки, прижигают шпателем или обжигают на пламени. Стерильными ножницами вы­резают небольшой кусочек исследуемого органа и, за­хватив его пинцетом, прижимают поверхностью разреза к предметному стеклу, делая таким образом несколько

16 отпечатков (рис. 7). Для диагностических целей из каж- до1 о органа следует изготовить не менее 5 мазков-отпе­чатков. Каждый мазок с обратной стороны стекла об- иодят специальным карандашом по стеклу и надписы- шпот, указывая при этом номер или кличку животного и дату изготовления мазка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...