Исследование важности методов психологической подготовки борцов вольного стиля
Психологическая подготовка помогает создавать такое психологическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.). После проведения анкетирования, мы увидели, что борцы вольного стиля уделяют очень мало времени психологической подготовке. С целью выявления важности психологической подготовки у борцов вольного стиля нами было проведено наблюдение, которое проводилось в феврале-марте на базе школы Назаровской ДЮСШОР. Мы взяли две группы тренирующихся. Одна развивает психологические качества, помимо физических и тактико-технических, а вторая психологические качества не развивает. Возраст спортсменов составляет 16-17 лет.
Таблица 1. 1 группа тренирующихся (развивает психологические качества)
Таблица 2. 2 группа тренирующихся (не развивает психологические качества)
В обеих группах психологом был проведен тест «шкала Спилбергера». Суть этого теста в следующем: на каждое из высказываний необходимо выбрать один из четырех вариантов ответа: «всегда», «часто», «иногда», «никогда». 1) Я спокоен. 2) Мне ничто не угрожает. ) Я нахожусь в напряжении. ) Я испытываю сожаление. ) Я чувствую себя свободно. ) Я расстроен. ) Меня волнуют возможные неудачи. ) Я чувствую себя отдохнувшим. ) Я встревожен. ) Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения. ) Я уверен в себе. ) Я нервничаю. ) Я не нахожу себе места. ) Я взвинчен. ) Я не чувствую скованности, напряженности. ) Я доволен. ) Я озабочен. ) Я слишком возбужден и мне не по себе. ) Мне радостно. ) Мне приятно. ) Я испытываю удовольствие. ) Я очень быстро устаю. ) Я легко могу заплакать. ) Я хотел бы быть таким же счастливым как другие. ) Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения. ) Обычно я чувствую себя бодрым. ) Я спокоен, хладнокровен и собран. ) Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня. ) Я слишком переживаю из-за пустяков. ) Я вполне счастлив. ) Я принимаю все слишком близко к сердцу. ) Мне не хватает уверенности в себе. ) Обычно я чувствую себя в безопасности. ) Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей. ) У меня бывает хандра.
) Я удовлетворен. ) Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня. ) Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть. ) Я уравновешенный человек. ) Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах. Проведя тест, психолог дает краткую характеристику борца, и на что лучше обратить внимание тренеру. Затем в первой группе тренирующихся были проведены следующие мероприятия: . Аутогенная тренировка (АТ). АТ состоит из 2 ступеней: низшей и высшей. 1-ая ориентирована на снятие психического напряжения, успокоение; 2-ая предполагает переход человека в особое состояние - надежды, доверия, веры в безграничные возможности организма по преодолению болезней и различных недостатков характера, по формированию желательных психических качеств. Степень овладения данным методом психорегуляции зависит от разработки своеобразной лестницы словесных формул, шагая по ступеням которой, человек переходит от исходного психического состояния к необходимому для здоровья, высших спортивных достижений, развитие психики. . Психомышечная тренировка (ПМТ). ПМТ направлена на совершенствование двигательных представлений главным образом за счет сосредоточения внимания и обеспечения сознательного контроля движения. Методика доступна юным спортсменам. В ней используются разработки различных школ психотренинга, в частности, дыхательное упражнения, максимальная изометрическая напряжение мышц и покой после него, а также закрывание глаз. В ПМТ выделяют 4 ступени перехода к расслаблению и от него к активизации: общая перестройка и гармонизация состояния, целенаправленная психомышечная регуляция, общее расслабление мышц тела и активизация, обусловленная характером деятельности. . Коррекция динамики усталости (КДУ). КДУ в самом общем виде сводится к назначению щадящего режима нагрузок, поскольку нарастание утомления сопровождается повышенной чувствительностью, болезненным восприятием воздействий. В качестве дополнительных средств психогигиены усталости могут быть использованы: смена деятельности, строгое соблюдения режима нагрузок и отдыха, внушение и самовнушение сна и сноподобных состояний, обучение спортсменов рациональным приемам отдыха при кратковременных паузах, предусмотренных регламентом соревнований.
Для получения данных об уровне развития различных видов памяти использовались методы выполнения заданий по запоминанию и воспроизведению специальных упражнений, атакующих приемов, приемов защиты, контрприемов в стойке и партере (моторная или двигательная память), слов и чисел (кратковременная память), составление текстов (смысловая память), воспроизведение наглядных образов (зрительная память), операции с цифрами и математическими действиями (оперативная память). Параллельно в обеих группах проводились занятия, направленные на улучшение физической и тактико-технической подготовленности борцов. Для этого тренером использовались нижеприведенные методические приемы: 1. Игры в атакующие захваты. В основу игр в атакующие захваты положены элементы позиционной борьбы соревновательных поединков. Задача играющего состоит в том, что необходимо добиться одного из захватов, обусловленных заданием, и реализовать его каким-либо преимуществом над соперником (удержание захвата в течение заданного времени, сбивание соперника на колени, выход за спину, проведение сваливания, теснение). Главное назначение этого задания - научить мыслить для решения создавшейся ситуации, достижения преимущества над соперником за счет всех возможных в данном случае действий. Основные варианты атакующих захватов. Руки - двумя изнутри, двумя снаружи, на шее (при захвате противником головы атакуемого), поднятой вверх с соединением своих рук в крючок. Руки - сверху за плечи; снизу под плечи; за плечо снизу и другое плечо сверху; плеча снизу и другого запястья; запястья и другой руки из-под плеча; сверху одной за плечо, другой под плечо; за разноименное запястье и другое предплечье изнутри; за разноименные запястья изнутри, снаружи; за одноименные запястья. Руки и шеи - разноименного плеча (сверху) и шеи; одноименной руки за запястья (плечо) и шеи; сверху разноименного плеча и шеи; одноименной руки и шеи сверху (подбородка).
Рук с головой - спереди, сверху. Руки и туловища - разноименной руки сверху (снизу) и туловища; одноименной руки и туловища спереди (сбоку, сзади); руки на шее и туловища. Руки и бедра - разноименной руки сверху (снизу) и одноименного (разноименного) бедра. Шеи с рукой - шеи с плечом спереди, соединяя руки в «петлю», в «крест», шеи с рукой сверху, сбоку-сверху. Шеи и туловища - спереди, сбоку. Шеи и руки, шеи и плеча сверху; шеи сверху и разноименного плеча снизу; шеи сверху и руки на шее; шеи сверху и одноименного плеча. Туловища - спереди с соединением рук и без соединения; сбоку - с соединением и без соединения рук; сзади - с соединением и без соединения рук. Туловища с рукой - спереди, сбоку, сзади, с дальней рукой, сбоку. Туловище с руками - спереди, сзади, сбоку. Ноги двумя руками - голова изнутри, снаружи. Обучение амплитудным броскам 2. Броски с большой амплитудой. Являются самыми зрелищными в борьбе, причем согласно действующим правилам, такие приемы оцениваются в 5 баллов, и борец, который провел прием, объявляется победителем периода, несмотря на общий счет. Кроме того, борец, выполнивший 2 броска по 3 балла, также оказывается победителем периода. 3. Игры с отрывом соперника от ковра. Для развития физических качеств и формирования навыков единоборства: 1) в разных исходных положениях; 2) с различными захватами; 3) с ограничением площади передвижения. 4. Игры в перетягивание. Для развития силовых качеств: парные и групповые перетягивания с захватами за руки, за палку; перетягивание каната; перетягивание кистями рук в положении лежа, головой к голове соперника; сидя, стоя. 5. Игры в касания. Определение победителя: тот, кто быстрее коснется определенной части тела партнера. Формируются разнообразные движения и действия, присущие реальному соревновательному поединку. Развиваются качества и навыки: видеть партнера, распределять и концентрировать внимание, перемещаться самостоятельно, творчески решать двигательные задачи. Наблюдения показали, что игры в касания постепенно подводят занимающихся к выбору выгодной позиции для достижения успеха, подбору своей стойки. Как правило, новички стремятся держать дальше от соперника ту часть тела, которой он должен коснуться и сосредотачивают внимание на определенных движениях, а также частях тела соперника. Например, если дано задание коснуться правого плеча, то для защиты играющий, отдаляет его разворотом и вынужден принять левостороннюю стойку. Необходимость защищаться от касания любой части головы заставляет играющих выпрямиться, прогнуться. Задание коснуться живота вызывает реакцию наклониться; коснуться левого плеча - повернуться влево, приняв правостороннюю стойку.
6. Игры с опережением и борьбой за выгодное положение. Для формирования умений быстро находить и осуществлять атакующие решения из неудобных исходных положений: лежа на спине, на животе, на боку, ногами друг к другу - выйти наверх и прижать соперника лопатками к ковру; стоя на коленях, сидя, лежа - по сигналу встать и зайти за спину партнеру. 7. Бросок прогибом с обвивом. Броски прогибом с обвивом проводятся, когда борцы стоят в разноименной средней или высокой стойке. Бросок качественно может быть выполнен при осуществлении следующих захватов: 1) захват разноименных рук за плечо сверху (снизу) и запястье с последующим перехватом за туловище из-под плеча; 2) Захват руки руками сбоку с последующим перехватом за шею сверху с фиксацией подбородка и соединением рук в крючок; 3) захват рук за плечи сверху (снизу); 4) захват за шею и плечо разноименной руки снизу или сверху. После соревнований мы сравнили результаты выступления обеих групп: в первой группе было 7 побед, а во второй только 3. Проведя наблюдение, мы увидели, что 1 группа была больше подготовлена к соревнованиям. У них не наблюдалось волнение, страх, которые мы увидели у 2 группы тренирующихся. Также, проведя повторный тест у обеих групп, спортивный психолог сказал, что 1 группа более устойчива к так называемым «соревновательным» стрессам, к проигрышам и победам, что дает им преимущество.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|