Развитие физических качеств спортсменов
Физическая подготовка - это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки [67]. Физическое развитие - процесс становления и изменения биологических форм и функций организма человека, совершающийся под влиянием условий жизни и особенности восприятия [23; 37]. В последнии дясясилетия в научно - методической литературе при расмотрении вопросов физического развития человека используеться понятие «физические качества». К ним относятся сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. В наше время ряд специалистов предлагают исключить, по крайней мере, из научного употребления, такое словосочетание как «физические качества» и применить вместо него понятие «физические способности». Таким образом, физические качества по своей сути отражают достигнутый уровень отдельных физических способностей. К примеру, собственно силовые способности проявляются в силовых упражнениях с большим напряжением мышц на фоне невысокой скорости их сокращения. Для собственно силовых способностей характерны такие силовые качества, как «медленная сила», «жимовая сила», «статическая сила». Другой пример, скоростно-силовые способности проявляються в упражнениях со значительным напряжением мышц и высокой скоростью их сокращения. А качественным отражением развития скоростно - силовых способностей является так называемая взрывная сила. Физические качества и физические способности многообразно взаимосвязаны. Так, разные физические качества могут быть проявлены в одной, определенной двигательной способности и в то же время ряд способностей могут характеризоватьтолько одно физическое качество. Наиболее простой иллюстрацией последнего являеться то, что в основе физического качества «ловкость» лежит проявление целого ряда способностей, таких как скоростные, силовые, координационные, скоростно-силовые и другие [34].
Физические качества человека органически связаны с его физическими способностями и определяються особенностями их проявления в разнообразных двигательных действиях [54]. В современной теории и методике физической культуры принято различать пять основных физических способностей: силовые способности (мышечная сила), скоростные способности (быстрота), координационные способности (координация), выносливость, гибкость [54]. Ряд авторов выделяют три группы средств СФП: ) специфические - различные формы выполнения основного упражнения в условиях соревнований; 2) специализированные - адекватные соревновательным условиям по наиболее существенным двигательным и функциональным параметрам режима работы организма, играющие основную роль в развитии процесса его МФС; ) специфические - формально не соответствующие соревновательному упражнению по двигательной организации, но способствующие развитию функциональных возможностей организма в требуемом направлении [6,12,26,27,29]. Михайлов В.В. пишет, что физическое воспитание нельзя рассматривать вне общих целей и задач коммунистического воспитания. Физическое воспитание, воздействуя на формирование личности в целом, содержит в себе особенно большие возможности по отношению к дошкольному возврасту. Основные принципы системы физического воспитания - всесторонность, прикладность и оздоровительная направленность - находят свое место в физическом воспитании дошкольников [11]. Рожков В.П. считает, что эффективность силовой подготовки спортсменов во многом зависит от технической оснащенности тренировочного процесса. При изометрическом режиме работы мышц прирост силы наблюдается только по отношению к той части траектории движения, которая соответствует применяемым упражнениям [12].
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов считают, что для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1. Физические упражнения. 2.оздоровительные силы природы. 3. Гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи [1]. Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений - это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, проходящих в организме человека при выполнении физического упражнения [1]. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект [1]. По мнению В.В. Кузнецова, при воспитании скоростно-силовых качеств борца следует большое внимание уделять упражнениям, требующим усилий «взрывного» характера [64,63]. С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразиться на показателях здоровья [1]. Попов Г.И. считает, что спортивные единоборства традиционно относятся к видам спорта, в которых основную, доминирующую, роль отводят физической подготовке спортсменов. Среди физических качеств особо выделяют скоростно-силовые качества спортсмена как основной фактор надежности выполнения тактико-технических действий в соревновательных условиях. В развитии скоростно-силовых качеств единоборцев существует противоречие. С одной стороны, в тренировочных упражнениях, выполняемых с различного рода отягощениями, напряжение и расслабление отдельных мышечных групп носят циклический характер. С другой стороны в реальном соревновательном поединке спортсмены находятся погд постоянным обоюдным силовым противоборством и, следовательно, их нервно-мышечная активность пребывает в состоянии значительной инервации, особенно в начальные моменты проведения любого технического действия [49].
Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. считают, что общая физическая подготовка предпологает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих посредственное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являються физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения - бег, ходбба на лыжах, упражнения с отягощениями и другие [67]. И.В. Суховский считает, что если вес спортсмена относительно стабилен, то уровень относительной силы становится зависим только от способности проявлять максимальную силу в определенных условиях. Максимальная сила, как об этом говорилось выше, зависит от способности вовлечь в сократительный процесс как можно большее количество мышечных волокон. Проявление максимальной силы зависит также от времени, в течение которого происходит мышечное сокращение. Чем больше времени, тем выше возможность включить в сократительный процесс большее количество мышечных волокон [37]. В.В. Михайлов говорит, представим себе, что занимающийся может подтянуться на перекладине не более 3 раз, а для выполнения норматива необходимо 11 раз. На первый взгляд в тренировочный процесс необходимо включить как можно больше упражнений в подтягивании. Однако такое решение будет ошибочным. В действительности для подготовки к выполнению силовых нормативов необходимо включать в тренировочный процесс следующие две группы упражнений:
а) специфические двигательные действия: подтягивания на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине; б) специально-подготовительные упражнения: лазанье по канату и шесту (особенно без помощи ног), упражнения с гантелями, гирями, штангой, амортизатором и другими отягощениями [24]. Говоря о физической подготовке, следует напомнить о необходимости укреплять здоровье с помощью самостоятельных тренировок. Ведь зачастую спортивные травмы возникают из-за недостаточной физической подготовленности. Так, растяжение голеностопного сустава часто случается от того, что спортсмен быстро устает (нет выносливости) и не может достаточно точно контролировать свои движения или у него недостаточно крепкие связки голеностопного сустава. А ведь достаточно каждое утро по нескольку минут делать упражнения для голеностопного сустава или регулярно бегать на неровном поле, лужайке, в лесу, попрыгать через пни, и таких травм не будет [65]. М.З. Зелесский предлагает упражнения для выработки силы: 1. Легкий бег - 5-7 минут. . Упражнения на гибкость и расслабление (шпагаты, мостики, махи, встряхивания) - 20 минут. . Висеть на перекладине, свободно расслабив тело (два подхода по 20 секунд без отягощения и один- с небольшими гантелями, привязанными к ногам). . Во дворе подняться на небольшую горку, расслабиться и, набирая скорость, стремительно сбежать вниз три-четыре раза. . Приседать, делать подскоки, наклоны, выталкивания со штангой небольшого веса или гирями по десять-двенадцать раз [23]. Завершая раздел «развитие физических качеств» можно сделать следующие выводы: . В системе тренировочного процесса спортсмена наряду с решением различных задач тактической и технической подготовки, важнейшее место занимает физическая подготовка. Физическая подготовка - это развитие основных физических качеств, совершенствования функциональной деятельности организма и улучшения состояния здоровья. Сила - одно из главных двигательных качеств спортсменов; . Развитие мышц туловища и конечностей, высокий уровень силовой подготовленности - предпосылка сохранения здоровья и показа хороших спортивных результатов в вольной борьбе. Обеспечивая развитее силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости, гибкости, физическая подготовка способствует формированию структуры двигательных действий спортсмена, закреплению рациональной техники, формированию технико-тактического мастерства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|