Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая подготовка борцов вольного стиля




Психическая подготовка - это система психолого - педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них [68].

Психорегуляция в спорте - это комплекс мероприятий, направленных на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей [71].

Алексеев А.В. считает, что успешность любой деятельности в очень большой степени зависит от психофизического состояния человека.

Если наблюдать хотя бы в течении нескольких месяцев за одним и тем же спортсменом, то нельзя не заметить явной закономерности: успешность тренировок (и особенно соревновательные выступления) в большой степени зависит от того психофизического состояния, в котором находиться спортсмен. Если он пришел на тренировку понурный, чем-то расстроенный, то все у него валиться из рук. И наоборот, после радостного события воодушевленный спортсмен нередко способен творить чудеса. Или такой общеизвестный факт: если спортсмен перед ответственными соревнованиями плохо спит, то это состояние, вызывающее преждевременную трату сил, как правило, мешает ему выступать хорошо.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек всегда действует как бы на фоне определенного психофизического состояния. Этот фон во многом определяет качество его деятельности [56].

Гогунов Е.Н. пишет, что психогигиена спорта разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья спортсменов. Главная задача психогигиены спорта - обеспечить психическое здоровье спортсмена. Психогигиена тесно связана с психологией личности спортсмена, психологией спортивного коллектива, психорегуляцией, психопрофилактикой и психотерапией. В современном спорте нагрузки очень велики. В ряде случаев, соревнуясь на пределе возможностей, побеждают те, у кого крепче нервы, лучше эмоционально-волевая подготовленность, кто способен более качественно восстанавливать свою психическую работоспособность, устраняя избыточное нервно-психическое напряжение. Необходимость постоянно преодолевать большие физические и психические нагрузки связана с повышенной нервно-психической активностью и эмоциональными стрессами. Кроме того, спортивная деятельность нередко вынуждает спортсменов скрывать внешние проявления психической напряженности из-за нежелания показать свою слабость, боязни не попасть в команду и т.п. Все это, естественно, накладывает свои отпечатки на здоровье спортсменов, поэтому в основе психогигиены лежит четкий объективный контроль за психическим состоянием спортсмена с обязательным критическим осмылением полученных данных [65].

Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. считают, что психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и другими) [68].

Позднякова Ю. Пишет, что значительное увеличение уровня эмоционального возбуждения наблюдается у борцов в момент ожидания результатов жребия и значительное падения после объявления жеребъевки. Особенно это заметно у тех борцов, которым в первых кругах соревнований достались слабые соперники. У тех же, кто в первом круге должен был встречаться с основными конкурентами, уровень эмоционального возбуждения повышается [39].

Аникина Д. считает, что важным этапом в процессе подготовки борцов является общая психологическая подготовка, задача которой заключается в изучении и развитии психологических качеств спортсмена. Речь идет о таких психических качествах, как воля, внимание, восприятие и т.д. Тренер в процессе работы выбирает методы для воспитания данных качеств [44].

Гогунов Е.Н. пишет, что для того чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а кроме того вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Следовательно, организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности [63].

Ряд авторов считают, что методы активного обучения обеспечивают направленную активизацию психологических процессов обучаемых. Стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций, проведении деловых игр, практических заданий и др., возбуждают интерес к изучаемому предмету и вырабатывают потребность в самостоятельном приобретении знаний [4,13,25,49].

Гогунов Е.Н. считает, что избыточное напряжение мешает выполнять спортивные действия и рационально использовать функциональные возможности организма. Практический опыт показывает, что одним из наиболее действенных методов для устранения избыточного напряжения можно считать психорегуляцию в состоянии бодрствования.

Очень важно с целью профилактики перевозбуждения соблюдать основные принципы психогигиены, особенно в игровых видах спорта. Использовать только успокаивающие меропреятия недостаточно. Необходимо:

определить причину избыточного волнения.

объяснить и устранить ее, а затем выполнить приемы саморегуляции [67].

Гогунов Е.Н. утверждает, что основная задача специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию - создание состояния психической готовности к выступлению. система специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнрванию включает:

сбор информации о предпологаемых условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для формирования состояния готовности к соревновательной борьбе); содержание и характер информации.

определение соревновательной цели (в цели находят выражение объективно существующие возможности достигнуть определенного результата, она является главным регулятором деятельности спортсмена).

формирование и актуализация мотивов участия в соревновании.

вероятностное програмирование соревновательной деятельности (осуществляется в ходе разработки тактического плана действий; всегда носит вероятностный характер)

саморегуляцию неблагоприятных внутренних состояний.

сохранение и восстановление нервно-психического потенциала [72].

Завершая раздел «Психологическая подготовка спортсменов» можно сделать следующие выводы:

. Одна из главных задач тренера - правильно подготовить спортсменов к предстоящим соревнованиям. Главной при этом является психологическая подготовка, она влияет на целенаправленность к победе на предстоящих соревнованиях.

. Спортсмены, проходящие собеседование с психологом, серьёзнее относятся к тренировкам и целенаправленно идут к поставленной перед ними цели, то есть к победе.

. Успех выступления борцов зависит не только от подготовки и условий проведения состязаний, но и от психологической готовности спортсмена. Психологическая готовность борца перед соревнованиями характеризуется более быстрой реакцией и повышением уровня эмоционального возбуждения. В формировании психической готовности борца перед состязанием участвует три главных компонента психики: познавательный, эмоциональный и волевой.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...