Понятие психологического прогноза.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Определение. Специфика возрастно-психологического консультирования основывается на идеях Л.С.Выготского, о системном анализе явлений детского развития: рассмотрении его в контексте социальной ситуации развития, иерархии видов деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Любые проблемы, возникающие в сфере развития, обучения и воспитания ребенка должны решаться с учетом содержания и условий конкретного возрастного этапа и закономерностей онтогенеза в целом.
Задачи возрастно-психологического консультирования.
Общую задачу возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации. Частные задачи: 1) информирование и ориентация родителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка; 2) своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями развития и оказание им психологической помощи; 3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами); 4) психологическое консультирование детей; 5) психологическое сопровождение развития на разных возрастных этапах; 6) составление рекомендаций по воспитанию детей для родителей; 7) коррекционная работа с детьми и родителями; 8) психологическое просвещение населения по вопросам развития и воспитания детей и подростков;
9) составление рекомендаций (совместно с педагогическими психологами или педагогами) по психолого-педагогической коррекции трудностей в дошкольном и школьном обучении для педагогов и родителей;
Основные положения возрастной психологии как теоретической базы консультирования по проблемам детского развития Психологический возраст по определению Л.С.Выготского: «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». Основными составляющими психологического возраста являются социальная ситуация развития, деятельность ребенка и новообразования в сфере сознания и личности.
Социальная ситуация развития. Каждый возраст характеризуется своей, уникальной ситуацией развития, т.е. теми единственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребенка с взрослым, социальной средой в целом, которые складываются на данном возрастном этапе. Среди многообразных отношений ребенка, образующих социальную ситуацию развития Выготский выделил «ближайшие и далекие» отношения с обществом. В дальнейшем первые получили конкретизацию в исследованиях генезиса форм общения М.И.Лисиной и ее школы, а вторые – в исследованиях объективного положения ребенка данного возраста в системе общественных отношений (Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева). В практике консультирования анализ социальной ситуации развития ребенка осуществляется с учетом двух планов отношений: 1) отношения с «общественным взрослым» как представителем социальной роли, социальной функции (врач, воспитатель, учитель и др.), носителем социальных норм и требований, общественных смыслов деятельности;
2) личностные отношения с близкими взрослыми и сверстниками. По-существу, анализ социальной ситуации развития ребенка является исследованием системы взаимоотношений ребенка со значимыми для него людьми. Именно в системе значимых взаимоотношений нужно искать источник трудностей, неблагоприятных тенденций или нарушений развития ребенка.
Деятельность. Психика формируется в деятельности и проявляется в ней. Характер деятельности, ее структура, виды, иерархия имеют основополагающее значение для понимания развития ребенка в каждом конкретном случае. В процессе консультирования достигнутый ребенком уровень и особенности строения общения, игровой, предметной и других видов деятельности служат существенными показателями благополучного или отклоняющегося развития. Важную роль играет и сопоставление значимости того или иного вида деятельности ребенка (например, общения со сверстниками) с уровнем развития психологических процессов и качеств (умение сотрудничать с другими детьми).
Возрастные новообразования. В работах Л.С.Выготского были определены центральные психологические новообразования младенческого, раннего и дошкольного возраста. Д.Б.Эльконин показал, что для каждого возрастного периода должна существовать своя особая по содержанию система диагностируемых новообразований.
Психологический диагноз.
В работах, посвященных детскому развитию, Л.С.Выготский определил сущность и специфику психологического диагноза как диагноза развития. Он подчеркивал, что недостаточно выявить уровень и характер развития, достигнутый ребенком в настоящий момент. Необходимо установить целостный процесс развития, лежащий в основе этих проявлений. Поэтому выдвижение психологического диагноза должно включать квалификацию данного этапа развития ребенка в контекст этапов и закономерностей всего онтогенеза, а также исследование условий и механизмов формирования установленных трудностей и нарушений развития. В современной возрастной психологии данные представления о психологическом диагнозе развития конкретизируются в следующих базовых компонентах:
1) общая оценка психического развития ребенка с точки зрения соответствия показателям нормативного возрастного развития; 2) описание индивидуальных особенностей развития ребенка (отличительных черт личности, разных сторон психической деятельности); 3) психологическая квалификация характера и степени выраженности психологических проблем ребенка; 4) выявление казуально-динамических связей установленных трудностей с источниками и условиями их образования (этиологический диагноз). Дополнительным важным требованием к психологическому диагнозу является сформулированное Л.С.Выготским требование: не только определить уровень актуального развития ребенка, но и выявить «зону его ближайшего развития». Это означает, что в ходе обследования ребенка нужно определить возможности его обучаемости в ситуации специально организованного сотрудничества с взрослым.
Понятие психологического прогноза. Общие представления о содержании психологического прогноза развития высказал Л.С.Выготский. Он выделял такие качества как развернутый дифференцированный характер прогноза, соответствующий по полноте содержания психологическому диагнозу, а также разбивку на отдельные периоды, последовательные возрастные этапы. Л.С.Выготский считал принципиально возможным предсказать характер и траекторию детского развития на основе всестороннего психологического диагноза, но только в том случае, если все условия развития ребенка сохраняются. В настоящее время разработчики возрастно-психологического подхода к консультированию (Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.) выдвигают представления об условно-вариативном прогнозе развития ребенка. Условно-вариативный прогноз – это конструирование трех основных линий (вариантов) дальнейшего хода развития ребенка из множества потенциально возможных. Эти варианты определяются в зависимости от реализации трех типов: 1) если неблагоприятные условия, ставшие причиной возникновения у ребенка психологических трудностей, сохраняются;
2) если они будут сняты, устранены либо существенно ослаблены; 3) если они, напротив, усугубятся. Таким образом, в прогнозе дальнейшего развития ребенка речь идет по существу о диапазоне его возможных вариантов, а не однозначном прогнозе (который принципиально невозможен). Опираясь на условно-вариативный прогноз, психолог может четко сориентировать родителей и ребенка по ряду вопросов: 1) какова будет наиболее вероятная картина его развития в случае отсутствия неприятия мер психологической помощи; 2) что и как нужно сделать в целях снятия либо смягчения проблемы; 3) какого рода условия способны усугубить имеющиеся трудности, т.е. чего нужно избегать. Третий компонент прогноза, содержащий информацию об уязвимых сторонах развития ребенка и соответствующих им факторах риска, несет профилактическую функцию. В целом условно-вариативный прогноз имеет не только информационную, но и мотивирующую значимость в работе психолога с родителями ребенка.
Психологическая помощь. Важнейшей составляющей психологического консультирования является выработка мер психологической помощи, или психолого-педагогическое назначение (Л.С.Выготский). В настоящее время практическая психология располагает большим количеством форм и средств оказания такой помощи. Это составление рекомендаций родителям, воспитателям, учителям; проведение психотерапевтической и коррекционно-развивающей работы с детьми; психологическое сопровождение и др. Итак, возрастно-психологическое консультирование имеет свою специфику. Детский психолог в ходе консультирования решает конкретные задачи. Не подменяя дефектолога, патопсихолога или психотерапевта. Эти задачи связаны с анализом условий развития и воспитания ребенка, диагностикой возрастных и индивидуальных особенностей его познавательной деятельности и личности, составлением условно-вариативного прогноза и психолого-педагогических рекомендаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|