Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема познавательного развития дошкольников.




В дошкольном возрасте интенсивно развиваются восприятие, память, образное мышление, воображение, постепенно многие психические процессы приобретают произвольный характер. Однако вопрос развития познавательной сферы ребенка нечасто является основным при обращении взрослых за консультацией. Определение уровня развития основных познавательных процессов выступает в качестве запроса родителей, когда становится актуальной проблема готовности детей к школе. Тем не менее, в связи с тем, что подготовку к школьному обучению современные родители начинают неоправданно рано, довольно частыми стали обращения по поводу невнимательности, неусидчивости, устойчивого нежелания детей заниматься и т.п. Довольно часто причинами такого рода жалоб бывают завышенные требования родителей в отношении возможностей дошкольников, непонимания возрастной специфики при выборе форм и методов их обучения др.

Однако нередко подобные особенности поведения ребенка бывают вызваны собственно нарушениями познавательного развития.

В дошкольном возрасте многие родители считают одной из самых важных направлений в развитии ребенка – речевое и стремятся очень рано научить его читать, обогатить словарный запас и пр., не уделяя внимания детским видам деятельности. Подобная позиция родителей может привести к вербализму, который проявляется, в частности, в недостаточном развитии мышления и произвольности на фоне высокого уровня развития речи.

В качестве иных причин нежелания заниматься, его неусидчивости и невнимательности можно выделить недостатки семейного воспитания (педагогическая запущенность) или проблемы собственно психического развития ребенка (задержка психического развития).

 

Направления работы.

В рамках возрастно-психологического консультирования возможна просветительская работа с родителями (в зависимости от выявленных причин), направленная на повышение их психолого-педагогической культуры, на раскрытие важности детских видов деятельности в дошкольном детстве для общего психического развития. Рамки консультирования позволяют продемонстрировать специфически дошкольные формы и методы обучения детей и их эффективность.

В случае выявления отставания развития от возрастной нормы необходимо рекомендовать (или подключать) специалистов, компетентных в решении выявленных проблем.

 

Задание для самостоятельной работы.

Рассмотрите следующие ситуации и ответьте на вопросы.

1) Девочка 5л. 2 мес. Родители обеспокоены будущим дочери, сложностью обучения в школе и жалуются на то, что ребенка трудно заставить дома читать: из часа большая часть времени уходит на уговоры и разъяснения необходимости занятий, а само чтение длится не более 15 минут. При этом в последнее время девочка стала упрямой и даже иногда агрессивной.

- Допускают ли родители ошибочные действия и какие?

- Какими причинами могут быть вызваны особенности поведения девочки?

- Каков план обследования ребенка?

 

2) Девочка 5 л. 8 мес. Ребенок легко вступает в контакт, охотно рассказывает о своем младшем братике. Родители обратились за консультацией по просьбе воспитателей детского сада, поскольку девочка на занятиях отвлекается, невнимательна, часто выполняет задания неправильно, не переживает по поводу неуспехов на занятиях. При этом ребенок любит помогать по хозяйству дома маме, в детском саду – воспитателю и няне, знает много песен, любит играть со сверстниками, добрая и веселая девочка.

- Какова линия обследования ребенка?

- Каковы возможные причины обращения за консультацией?

 

Проблема взаимодействия и общения дошкольника с другими детьми.

В практике возрастно-психологического консультирования наиболее часто встречаются следующие проблемы взаимодействия и общения детей дошкольного возраста с другими детьми:

- взаимодействие и общение дошкольников с сиблингами;

- взаимодействие и общение детей в группе детского сада.

Возрастные изменения в личностной и эмоциональной сферах дошкольника приводят к изменению форм общения и расширению мотивов общения и взаимодействия, развитию у ребенка самостоятельности, самосознания, отношению к себе как к субъекту деятельности. Такие изменения обусловливают не только позитивные сдвиги в поведении детей дошкольного возраста, но могут приводить и к многочисленным трудностям во взаимодействии и общении с другими детьми. Причинами таких трудностей, как правило, выступают недостаточное развитие у детей способности к эмпатийным переживаниям, их «личностный эгоцентризм», а также изменения отношений к ребенку со стороны взрослых. Трудности во взаимодействии и общении могут быть обусловлены и недостаточным социальным опытом ребенка, ограниченностью опыта позитивного взаимодействия и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Порой и сами родители, ориентирующие ребенка на лидерство во взаимодействии со сверстниками, становятся источниками их затруднений в социальной сфере.

Направления работы.

В рамках возрастно-психологического консультирования возможно проведение просветительской работы с родителями по вопросам возрастной специфики общения и взаимодействия дошкольников. Такая профилактическая работа позволяет родителям правильно сориентироваться в возможностях детей, снять необоснованные требования к их поведению, с учетом возраста своего ребенка выбрать наиболее оптимальные способы воздействия на него. В зависимости от конкретной проблемы и вызвавших ее причин практический психолог может дать рекомендации, направленные на оптимизацию общения ребенка с другими детьми. При разработке таких рекомендаций необходимо учитывать: эмоционально-личностные особенности развития ребенка; особенности его интеллектуального развития; особенности взаимодействия родителей с ребенком, в том числе и те образцы социального поведения, которые ребенок наблюдает в семье; ценности и ожидания родителей, связанные с общением.

 

Задание для самостоятельной работы.

Рассмотрите следующие ситуации и ответьте на вопросы.

1) Мальчику 5,5 лет. Семья полная благополучная. У мальчика есть младшая сестра 1,5 лет. Ребенок посещает детский сад с 2-х лет. На момент обращения в консультацию мальчик посещал только подготовительный класс (первая половина дня), все остальное время проводил дома. Родители стараются заниматься ребенком, играть с ним каждый день, хотя и отмечают, что не могут играть с ним целый день.

После рождения сестры в поведении мальчика родители стали отмечать следующие изменения: «Чтобы привлечь внимание к себе он достает сестричку, та плачет, он ее пугает, издает детские звуки, пародирует ее разговор, начал сосать указательный палец». Вместе с тем, мальчик иногда может и поиграть с сестрой, помочь маме по дому.

Запрос мамы: «Почему у сына появился кризис 3-х лет? Как отучить мальчика дразнить сестру?»

1. В каком направлении следует собирать анамнестические данные в подобном случае?

2. Какие диагностические методики могут быть применены в обследовании ребенка?

3. Чем обусловлено появление регрессивных форм поведения у мальчика?

4. С чем связано непослушание мальчика?

5. Предложите различные варианты причин, которые могут приводить к описываемой картине поведения. Какие рекомендации могут быть даны в таких случаях?

 

2) Мальчик 4,8 лет, воспитывается мамой. Посещает сад с 3-х лет. С детьми в детском саду мальчик общителен, играет, бесконфликтный. Проблемы начались, после того, как мама стала водить ребенка в студию, в которой занимаются дети его возраста. Мальчик стал плаксив, не отпускает от себя маму, жалуется, что там дети плохие, отказывается посещать студию.

1. В каком направлении следует собирать анамнестические данные в подобном случае?

2. Какие диагностические методики могут быть применены в обследовании ребенка?

3. Может ли подобная ситуация быть вызвана эмоционально-личностными особенностями мальчика? Если «да», то какими?

4. Может ли подобная ситуация быть вызвана особенностями групповых взаимоотношений? Если «да», то какими?

5. Может ли подобная ситуация быть вызвана особенностями взаимодействия взрослого с детьми? Если «да», то какими?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...