Кризис 7 лет. Психологическая готовность к школьному обучению
Период, переходный от дошкольного к младшему школьному возрасту, в отечественной психологии рассматривается как кризис семи лет. Это один из кризисов развития, когда родители не только нацелено готовят ребёнка к переходу на следующий возрастной этап - к обучению в школе, но и сами стараются изменить свое отношение к нему как к человеку, начинающему новую “взрослую” жизнь и осваивающему важное и серьёзное “дело”. В работах отечественных психологов, исследовавших критические периоды в развитии человека (Л.И.Божович, К.Н.Поливанова и др.), отмечается, что источником кризиса семи лет служит несоответствие сформировавшейся у ребёнка позиции школьника старой системе отношений с окружающим. Определение границ этого периода, критериев его начала и завершения представляется довольно сложным. Более определёнными являются показатели завершения критического периода. По Л.С.Выготскому обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни характеризуют окончание кризиса. Проблема кризиса 7 лет тесно переплетена с широко обсуждаемыми в отечественной психологии вопросами психологической готовности детей к школе. В настоящее время не существует общепринятого определения готовности к школьному обучению, хотя неоднократные попытки в ходе реформ образования ввести более раннее обучение в школе стимулировали большое число теоретических и экспериментальных исследований этой проблемы. В основе этих работ лежат представления о готовности к школе как многокомпонентном образовании, включающем определенный уровень развития познавательной, мотивационной и социальной сфер личности (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, Н.И.Гуткина и др.).
Консультирование родителей по поводу проблем развития детей дошкольного возраста Наиболее важными задачами консультирования родителей по проблемам детей дошкольного возраста являются: - психологическое просвещение родителей по проблемам познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста; - психологическое просвещение родителей по проблемам индивидуальных вариантов развития детей дошкольного возраста; - способствование полноценному развитию игровой деятельности дети, формированию у них интеллектуальных и личностных новообразований возраста, - оптимизация процесса адаптации детей к детскому саду; - профилактика проблем, связанных с расширением круга социального взаимодействия детей; - своевременное выявление детей с трудностями развития в познавательной и личностной сферах; - оптимизация процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста; - оптимизация общения и взаимодействия родителей с дошкольниками
Проблема адаптации детей к детскому саду. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит одномоментно множество изменений: новый режим дня, который необходимо соблюдать, отсутствие близких взрослых длительное время, новые взрослые и новые требования к поведению, другой стиль общения, непривычно много сверстников, незнакомое помещение и многое другое. Резкое изменение ситуации создает для ребенка стрессовую ситуацию, которая без специальной психолого-педагогической работы может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д. Проблема адаптации к детскому саду сложная, комплексная. Трудность привыкания ребенка к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую он платит за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее.
Среди факторов, определяющих характер протекания адаптации, можно выделить, в первую очередь, состояние физического и психического здоровья ребенка. У ослабленных детей, детей с легко возбудимой нервной системой привыкание к новым условиям будет сопровождаться частыми болезнями, капризами или повышенной утомляемостью и т.п. Менее комфортно, чем их сверстники, будут себя чувствовать дети с проблемами в развитии общения, игровой деятельности и пр. Нередко трудности адаптационного периода бывают вызваны жестким стилем взаимодействия воспитателя с детьми и низким уровнем профессионализма педагога, не умеющего организовать работу в этот сложный период. Но чаще всего к трудному привыканию к новым условиям приводит определенный стиль взаимодействия с ребенком в семье, стиль его воспитания родителями, что, несомненно, отражается и на развитии индивидуальных психологических черт. Это, например, гипопротекция или потворствующая гиперпротекция. Ребенку из такой семьи крайне сложно привыкать к новым для него режимным моментам, усваивать правила поведения и жизни в группе детского сада, взаимодействия с взрослыми и сверстниками и т.д. Направления работы. В рамках возрастно-психологического консультирования возможно проведение просветительской работы с родителями в зависимости от выявленных причин затрудненной адаптации. Возможно, сложившаяся ситуация будет требовать забрать ребенка из детского сада или перевести его в другое дошкольное учреждение. Может родители не были готовы сами и не подготовили своего ребенка к предстоящим изменениям, и тогда, вероятно, нужно будет укреплять здоровье ребенка, налаживать режим, помогать в освоении способов деятельности, общения и т.п. Более сложной станет работа практического психолога, если сложившаяся ситуация требует перестройки детско-родительских отношений, стиля взаимодействия в семье. Задание для самостоятельной работы. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы. Мальчику 3 года, 2 месяца. Семья полная, благополучная, воспитанием занимаются оба, больше мама. Хронических заболеваний нет, заметных проблем нет, ребенок уравновешенный, общительный, подвижный. Малыш начал ходить в детский сад, первые недели. По словам мамы, без видимых причин малыш начал устраивать истерики (каких раньше никогда не было), не желает (якобы боится) снимать одежду через голову (футболки, майки) как дома, так и в садике, на уговоры не поддаётся, на угрозы и наказания (угол) тоже. Проблемы появились за неделю до первого дня в садике.
Запрос мамы: Как себя вести? На что обратить внимание? 1. В каком направлении следует собирать анамнестические данные в подобном случае? 2. Какие диагностические методики могут быть применены в обследовании ребенка? 3. Может ли подобная ситуация быть вызвана трудностями адаптации к условиям детского сада? Если «да», то какими? Если «нет», то почему? 4. Предложите возможные варианты рекомендаций маме мальчика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|