Общая схема анализа конкретного случая по этапам работы
1. Планирование содержания беседы с родителями с целью получения сведений об истории развития ребенка и его проблем и трудностей. Выбор и обоснование формы беседы и последовательности вопросов. 2. Выдвижение предварительных гипотез о возможных причинах трудностей ребенка. При формулировании гипотез следует исходить из того, что указанные родителями трудности и проблемы действительно существуют. Обоснование гипотез должно опираться на возрастно-психологические особенности ребенка, ситуацию развития, информацию, полученную из психологического анамнеза, ссылками на аналогичные случаи и т.д. Полезно построить иерархию гипотез - от наиболее вероятной к наименее вероятной и ограничить число гипотез одной – тремя. 3. Планирование диагностического обследования происходит в соответствии с каждой гипотезой. Следует указать цели, задачи, методики для работы с ребенком и родителями, обосновать последовательность предъявления методик. Обосновать целесообразность использования именно данных методик, и указать какие результаты будут подтверждать выдвинутую гипотезу, а какие – опровергать. Определить общее время обследования и работы с ребенком и родителями с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Определить количество встреч, необходимых для проведения диагностического обследования. 4. Составление схемы психологического заключения. Следует указать причины трудностей и психологические механизмы их образования. Необходимо сформулировать условно-вариативный прогноз дальнейшего развития ребенка. 5. Формулировка системы психолого-педагогических рекомендаций для оказания психологической помощи ребенку. Исходя из того, что выдвинутые гипотезы подтвердились, составьте план коррекционной, профилактической и развивающей работы с ребенком. Предусмотрите работу с родителями (или лицами их замещающими). Укажите цели, задачи, методы работы, дайте их обоснование. Оцените продолжительность коррекционной работы. Продумайте и определите критерии эффективности коррекции. Составьте вариативный прогноз развития с учетом действия благоприятных и неблагоприятных факторов. Разработайте план психологического сопровождения случая с указанием продолжительности коррекционной работы, контрольных встреч при возможности обращения родителей в консультацию по мере необходимости.
Ранний возраст Основные понятия Ситуация развития. В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого, характерная для периода младенчества, разрывается изнутри. В ней появляются два полюса – ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок приобретает стремление к самостоятельности и автономии от взрослого но объективно остается связанным с взрослым, нуждается в его практической помощи и оценке. Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая выступает как сотрудничество в совместной деятельности ребенка и взрослого Ведущая деятельность. Новой ситуации развития соответствует новый тип ведущей деятельности ребенка – предметная деятельность, связанная с овладением общественно выработанными способами действий с предметами. Усвоение ребенком предметных действий становится содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого, а общение носит деловой характер. Общение с взрослыми. В раннем возрасте общение ребенка с взрослым утрачивает свое ведущее значение (по сравнению с младенческим возрастом). Теперь общение вплетается в новую ведущую деятельность ребенка – действия с предметами и обслуживает ее, приобретая форму ситуативно-делового. На протяжении раннего возраста основным содержанием коммуникативной потребности является потребность в сотрудничестве с взрослым. При этом взрослый становится образцом для подражания и главным ценителем действий ребенка.
Игра В раннем детстве происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности. На втором году игра имеет процессуальный характер. К концу раннего возраста характер игры существенно меняется: усиливаются игровые мотивы, изменяется структура игровых действий, появляются первые игровые замещения. В игре детей третьего года жизни можно наблюдать первые проявления воображения и творчества. Общение со сверстниками Впервые в раннем возрасте возникают особые отношения ребенка со сверстниками. Другой ребенок становится не только «интересным предметом», но и партнером по общению. Развитие потребности в общении со сверстником проходит ряд этапов. На втором году жизни у детей наблюдается внимание и интерес другим детям; к концу второго года отмечается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи; на третьем году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника. Общение детей имеет форму эмоционально-практического взаимодействия. Решающая роль в процессе формирования потребности в общении со сверстниками принадлежит взрослому. Новообразования. Одним из ведущих новообразований является речь. Овладение ребенком активной речью - важнейшее событие раннего детства. Ребенок начинает активно использовать речь в возрасте от 1,5 до 2-х лет. Речь становится новым средством общения с взрослым, перестраивает все психические процессы ребенка: внимание, восприятие, память, мышление. Начало второго года жизни – период автономной речи. Слова ребенка в этот период отличаются от взрослых слов по звучанию и значению. Они неразрывно связаны с воспринимаемой ситуацией и имеют в основном указательную функцию. В середине второго года жизни происходит «речевой взрыв», который проявляется в повышении интереса к речи и нарастании словаря. На третьем году жизни происходит интенсивное освоение грамматической структуры языка (связи слов в предложения, падежей, предлогов, союзов и т.д.)
В раннем детстве закладываются основы наглядно-образного и символического мышления. В этот период ребенок уже может выполнять простые речевые инструкции, т.е. начинает складываться первая форма произвольного поведения ребенка. К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит отражение в кризисе трех лет. Этот кризис обычно проявляется в негативизме, упрямстве, своеволии ребенка в общении с близкими людьми. В 3 года возникает особый поведенческий комплекс «гордость за достижения», отражающая осознание ребенком своих достижений в предметной деятельности и стремление к их признанию взрослыми. Новое видение Я через призму своих достижений знаменует рост самосознания, возможность сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми. На интенсивное развитие образа Я указывает и возможность узнавания себя в зеркале детьми раннего возраста, а также проявление ими чувства собственности, личных местоимений, сопереживания. Таким образом, в раннем возрасте наиболее важными линиями развития ребенка являются: - развитие предметной деятельности и делового общения со взрослым - развитие активной речи - развитие произвольного поведения - появление игровых замещений - формирование потребности в общении со сверстниками - развитие самосознания и самостоятельности ребенка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|