Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема общения со сверстниками




Поводом обращения в консультацию являются также контактыребенка со сверстниками. Так родителей беспокоит особая бесцеремонность в обращении ребенка с другими детьми. Им кажется, что ребенок проявляет агрессивность, поэтому следует ограничить его контакты со сверстниками, пока он не научится «правильно себя вести». Родителей волнуют вопросы о том, нужны ли контакты со сверстниками для развития ребенка или можно ограничиться общением с взрослыми. Ведь сверстник может обидеть, отнять игрушку, научить «плохому», для малыша гораздо безопаснее общество взрослого. А если все-таки разрешить малышу общаться с ровесниками, то нужно ли вмешиваться в детские конфликты и учить ребенка отстаивать свои интересы?

Помочь родителям в решении этой проблемы может понимание того, что общение со сверстниками является важной составляющей социально-личностного развития ребенка. Именно в раннем возрасте формируется потребность в общении с другими детьми и основы социальной компетентности. Общение со сверстниками открывает ребенку возможности для самовыражения, способствуют развитию образа Я и другого человека. Ограничивая контакты со сверстниками, родители препятствуют полноценному психическому развитию ребенка.

Важно учитывать, что процесс становления общения ребенка со сверстниками проходит ряд этапов. На втором году жизни дети проявляют только внимание и интерес друг к другу, окрашенные положительными эмоциями. В этот период контакты между ними носят кратковременный и эпизодический характер. Эти контакты побуждаются потребностью ребенка в новых впечатлениях и функционировании. При этом дети преимущественно обращаются друг с другом как с интересным предметом, игрушкой: дергают друг друга за волосы, за нос, хлопают рукой или игрушкой по голове, отталкивают другого, если он мешает пройти и пр.

В конце второго года жизни у детей появляется стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свои умения. На третьем году появляется чувствительность детей к отношению сверстника. На протяжении раннего возраста общение детей с ровесниками имеет форму эмоционально-практического взаимодействия, построенного на взаимном подражании. Его отличительными чертами являются непосредственность и раскованность. Присутствие сверстника важно и для игры ребенка. При этом дети играют «не вместе», а «рядом» друг с другом.

Существенная роль в формировании общения детей со сверстниками принадлежит взрослому. Организуя личностно-ориентированное взаимодействие детей в ходе практических действий с предметами, он обогащает опыт стихийно складывающегося эмоционально-практического общения малышей новым содержанием. Кроме того, взрослый создает условия для формирования социальных навыков, учит ребенка делиться игрушкой, выражать просьбу, договариваться, соблюдать очередность и пр.

Причины проблем в развитии контактов ребенка со сверстниками:

1) неправильная стратегия родительского воспитания, связанная с ограничением контактов ребенка со сверстниками;

2) непонимание родителями специфики развития общения со сверстниками в раннем возрасте;

3) неумение родителей создать условия для развития общения со сверстниками и социальной компетентности ребенка

 

Направления коррекционной работы

Коррекционная работа с родителями должна быть направлена на информирование о роли и особенностях развития общения со сверстниками в раннем возрасте. Необходимо повышать родительскую компетентность по организации взаимодействия между детьми, созданию условий для формирования положительного представления о другом ребенке, интереса к нему, чувствительности к его состоянию и желаниям. Следует обсудить с родителями, как научить детей выражать свои желания, просьбы, делиться игрушками, договариваться, соблюдать очередность. На групповых занятиях с родителями и детьми психолог показывает технологии организации контактов между детьми и приемы формирования социальной компетентности.

 

Задание для самостоятельной работы.

Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы.

В консультацию обратилась мама Кати В. (1г. 5 мес.) с подозрением, что дочка ведет себя «странно» по отношению к сверстникам. В контактах с детьми Катя может схватить за волосы, оттолкнуть, наступить на лежащего ребенка. На игровой площадке родители других детей считают ее агрессивной и стараются оградить своих детей от общения с девочкой. По словам мамы, Катя любит детей, стремится к ним, хочет играть вместе с ними. Запрос: как справиться с агрессивностью девочки?

В чем причина «странного» поведения девочки? Ваши рекомендации родителям.

 

Дошкольный возраст

Основные понятия

Ситуация развития.

Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте усложняется и дифференцируется. Близкие люди остаются центром жизни ребенка, но отношения с ними существенно меняются: общение приобретает внеситуативный характер и побуждается новыми потребностями. В дошкольном возрасте ребенок вступает в отношения с более широким кругом взрослых людей. Кроме реальных окружающих взрослых в жизни и в сознании дошкольника появляется идеальный взрослый – обобщенный совершенный образ какой-либо общественной функции – мамы, папы, доктора и т.д., который становится мотивом его действий: ребенок хочет быть таким как взрослый. Человеческие отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности детей. В жизни дошкольника все большую роль начинают играть его сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребенка, чем его взаимоотношения с взрослыми.

 

Ведущая деятельность.

Новой ситуации развития соответствует новый тип ведущей деятельности ребенка – игровая деятельность, прежде всего, сюжетно-ролевая игра, благодаря которой происходит усвоение норм общественных отношений и формирование механизмов личностного поведения. Именно в игре реализуется стремление дошкольника быть как взрослый. Человеческие отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности дошкольников.

Игра как ведущая деятельность составляет основное содержание жизни ребенка, благодаря которой в его психике происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход на новую возрастную ступень.

В дошкольном возрасте возникают различные формы продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация и др., которые направлены на создание того или иного продукта — рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, особыми умениями и, главное — представление о том, что ты хочешь сделать.

Все основные психические новообразования данного возраста складываются, проявляются и функционируют в различных видах деятельности дошкольника.

 

 

Общение с взрослыми

Общение дошкольников с взрослыми приобретает внеситуативный характер, содержание общения выходит за пределы воспринимаемой ситуации. Выделяется (М.И.Лисина) две формы внеситуативного общения – познавательная и личностная. В 4 – 5 лет появляется внеситуативно-познавательная, которая вплетена в «теоретическое» сотрудничество с взрослым. Ведущий для этой формы мотив общения – познавательный. Взрослый начинает выступать перед ребенком в новом качестве – как источник новых знаний. Для внеситуативно-познавательной формы общения характерно также стремление ребенка к уважению взрослого. Главным средством такого общения является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации и осуществить внеситуативное общение.

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста – внеситуативно-личностная форма общения. Детей начинает больше привлекать события, происходящие в мире людей. Старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, о своих родителях, о различных человеческих качествах и т.д. Ведущими мотивами становятся личностные. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно-личностного общения. Что касается средств общения, то они, как и на предыдущем этапе, остаются речевыми.

 

Общение со сверстниками

В дошкольном возрасте общение со сверстниками становится важной частью жизни детей. Оно обладает рядом особенностей: богатство и разнообразие коммуникативных действий; высокая эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность коммуникативных проявлений; преобладание инициативных действий над ответными; нечувствительность к воздействиям сверстника.

В начале дошкольного детства сверстник выступает в качестве партнера по эмоционально-практическому взаимодействию. На следующем этапе развития общения возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками, содержанием общения становится совместная игра. В старшем дошкольном возрасте общение приобретает характер внеситуативного (внеситуативно-деловое), складываются устойчивые предпочтения.

Новообразования.

Дошкольный возраст – период первоначального фактического склада личности (А.Н.Леонтьев). Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Возникновение соподчинения мотивов определяется как центральное новообразование дошкольного возраста. Существенные сдвиги в мотивационной сфере определяются возникновением новых типов деятельности и новых мотивов, усвоением мотивов, характерных для отношений взрослых к деятельности и друг другу, общественных по своему содержанию; соподчинением мотивов и непосредственных побуждений.

Усвоение первичных этических норм – еще одно из новообразований. Благодаря усвоению этических оценок дошкольники способны разделять поступки на хорошие и плохие. Особое значение имеет возникновение у детей чувства долга, связанного с правилами взаимоотношений между людьми. Моральная оценка начинает определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям.

Развитие произвольного поведения выделяется в качестве новообразования. На протяжении дошкольного возраста поведение в целом постепенно становится управляемым. Ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками (Д.Б.Эльконин).

К концу дошкольного детства возникает у ребенка личное сознание, в котором отражено выделение дошкольником своего места в системе общественных отношений и осознание своих возможностей. Наиболее ярко выражено становление этого новообразования в возникновении самооценки.

Одним из важнейших новообразований дошкольного возраста является воображение — способность к преобразованию, перекомбинированию образов, позволяющая ребенку строить и создавать что-то новое оригинальное.

В структуре психических функций дошкольника центральное место занимает память. Мышление приобретает возможность действовать в плане общих представлений.

Рассматривая возрастные новообразования дошкольного возраста не возможно не затронуть и эмоциональное развитие детей. В этот период происходят такие качественные изменения эмоциональной сферы как появление новых видов переживаний – социальных эмоций, новых функций эмоций – эмоциональное предвосхищение и эмоциональная коррекция (А.В.Запорожец). Изменения в эмоциональной сфере дошкольников также характеризуются овладением «языка чувств» и возможностями детей понимать эмоциональные состояния как свои, так и другого человека (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...