Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учиться сути актерского мастерства




Программа обучения мастерству актера в высшей театральной школе, как известно, весьма обширна. Делая упор на главное в ней, Л. А. Волков учил меньше тратить время, усилия на воспитание побочных профессиональных качеств. Он видел главное в обучении самой сути актерского дела — тому, что прежде всего пригодится в театре. И эти главные — профессиональные и нравственные - качества считал необходимым тренировать ежедневно, постоянно. Как уже отмечалось, базой актерской подготовки Леонид Андреевич считал «воспитание самого себя» и «воспитание персонажа в самом себе». «Создание персонажа в самом себе» - это процесс создания на сцене «живого человека» и его пластики. Такой процесс включает освоение творческого метода «идти с себя» и быть «я — есмь» в предлагаемых обстоятельствах. Иначе говоря, речь идет о перевоплощении актера. «Перевоплощение, - указывал Л. А. Волков, - дает свободу на сцене. Отрицание перевоплощения лишает возможности подняться над самим собой, одержать победу над самим собой».

Из всего этого вытекали конкретные наставления, обращенные к студентам, которые можно назвать правилами или заповедями мастера. Повторим основные из них.

1. «Действие — качество, позволяющее избежать фальшивого поведения на сцене. Тренируйте профессиональное, органическое состояние действенности, которое является сутью сценического самочувствия: „Пойду на сцену и 'сцеплюсь с партнером"».

2. «Постоянно внедряйте в сознание: „Зачем я иду на сцену? Иду для того, чтобы сделать

дело ради конкретной цели и уйти". Воспитывайте в себе увлеченность,

искренность, личную заинтересованность в каждом действии, задаваясь вопросом: „Зачем это надо", т. е. ясно определяя цель, заботу. Профессиональный термин „задача" - скорее арифметический, чем творческий, а „забота" - термин актерский, в нем отражена забота о

партнере. Актер и персонаж всегда озабочены какой-то целью, чтобы добиться реализации своих желаний до результата».

3. «Чтобы испытывать радость и удовлетворение действием, увлеченность и заинтересованность - важно выработать навык получать во всяком деле удовольствие».

4. «На сцене все — ответственно, случайного не должно быть, ибо оно заслоняет жизнь человеческого духа персонажа. К примеру, просто почесать нос нельзя. Этот жест должен быть органически связан с творческой необходимостью. Пластика — необходимейшее качество».

5. «Нейтральность тела позволяет рождаться жесту, присущему конкретному персонажу, только привычный жест актера-человека не заслоняет „игрового". Не жалейте времени на тренаж нейтрального тела».

6. Один из первых шагов подготовки актера - воспитание «серьеза». Чтобы успешно выступать в театре, надо бытьсерьезным на самом деле, а не притворяться серьезным.

7. «Вырабатывайте навык постоянного наблюдения за всем, происходящим вокруг. Учитесь этому, пока процесс наблюдения не будет доставлять вам удовольствие, развивать „фантазию"».

8. «Мысль актера направляет его волю. Убеждайте себя: „Мне надо сделать именно это"». Воля помогает родить желание пойти на сцену и реализовать задуманное, развивает возбудимость, веру в предлагаемые обстоятельства. Борясь с пассивностью, убеждайте себя: «Мне это интересно». Даже если поначалу не получается — убеждайте, постепенно интерес войдет в привычку, будет возникать сам по себе и рождать удовольствие.

9. «Чтобы овладеть умением глубоко анализировать поступки своего героя не сцене, учитесь анализировать поступки людей в жизни. Проникать в природу поступка, вскрывая за этим черты характера. Такой анализ помогает идти „от себя" и играть не роль, а „живого человека" во всех его проявлениях. Главное на сцене - раскрыть мир чувств, мыслей, переживаний человеческого духа героя, видя перед собой не просто образ, а целый тип людей».

10.Справляться с текстом персонажа — значит проникать в его мысли, в природу рождения слова, это дает сценическую свободу актеру. Если играя, не попадешь в зерно образа и характера, в нужное сценическое самочувствие, то трудно справиться с текстом, а в образе легко выразить даже самые сложные мысли и глубокие переживания.

11.«В творчестве нет начала и конца, а только продолжение, и это должно проявляться на сцене... Творчество сложно. Чтобы творить, нужны обстоятельства — все элементы вашего творчества взаимосвязаны... Постоянно думайте о том, что мешает вашему творчеству, что еще не освоено, и тренируйте эти элементы».

12. «Каждому необходимы навыки актерской техники. Сначала предстоит освоить технику, а потом играть. Техника имеет огромное значение, она позволяет полнее выразить внутренние переживания... Актер должен быть вдумчивым, должен уметь, не торопясь, подготавливать себя к действию
и, опираясь на технику, козырять искренностью и правдивостью».

13. «Театр идет по двум направлениям: одно - придумать, другое –

понять. Отсюда и два способа существования с пассивностью,

убеждайте себя: «Мне это интересно». Даже если поначалу не получается

— убеждайте, постепенноинтерес войдет в привычку, будет возникать

сам по себеи рождать удовольствие. на сцене: первый - изображать

правдиво, серьезно, второй — придумать почуднее, иначе-де зрителю не

интересно. Принцип нашей школы - - показывать жизнь человече­ского

духа, показывать сущность, а не форму. Сколько ни выдумывай, идти

„поверху" - значит обескровливать явление. Надо уметь даже из пустяков

сделать подлинное, содержательное. Важно, о чем думают люди, их мировоззрение, и на сцене основой перевоплощения служит именно

мировоззрение».

14. «Нельзя заниматься посторонним делом на репетиции. Эта привычка накапливается и вырабатывается рефлекс: „на репетиции — скучно". Воспитывайте в себе желание сыграть за товарища, учитывая его ошибки: „Как бы я здесь сыграл?" Это очень важно — научиться понимать на репетиции ошибки товарища и хотеть за него сыграть».

15. «Не бойтесь подражать хорошему. Уметь подражать греха нет. Даже гениальные художники начинали с подражания, по крайней мере многие. Подражать — это значит научиться пользоваться уже созданным. Но пользоваться творчески, а когда штампы воспроизводятся механически,
творчество кончается».

16. Что значит разжечь себя по-актерски, уметь себя разбере­дить? Это значит разбудить желание сыграть и накопить для этого энергию. К примеру, вы хотите швырнуть книгу, но делать такое нельзя. Надо пожить этим хотя бы минуту, пусть в душе происходит борьба: «Швырну? Нет, нельзя. А я все-таки швырну, нет, нет, нельзя...» Борьба до тех пор, пока не победит запрет: «Ну ладно, потерплю». Так про­
исходит процесс накопления желания и энергии, которую надо уметь сохранить, держать и расходовать экономно, чтобы в будущем подобным образом играть с партнером, накапливая взаимоотношения. Этот процесс и называется «разбередить свою душу».

17. «Быть активным - отнюдь не однозначно быть темпераментным. Главное для активности - заинтересованность, увлеченность. Не подбирайте по ходу роли холодных объяснений, это для актера малая „зацепка". Заряжать себя надо горячо, предельно искренне, „выворачивая" все душевные качества. Не уходить во внешний спор, в игру интонаций, а строить свой монолог на тексте партнера, оценивая каждую фразу по-своему, в своей линии, с собственным отношением к партнеру... Надо не оправдываться, а нападать, ибо именно нападение содержит заинтересованность и увлеченность. Старайтесь ежеминутно тренировать это качество: „Что ты сказал... Я правильно тебя понял?.. Повтори!.. Опять ничего не слышу... Тренировать сначала в упражнениях, а затем в сценах и спектаклях».

18. «У каждого режиссера, к которому вы попадете, свой подход. Цели одни,

а язык разный, и смущаться этим не надо. Старайтесь переварить,

осмыслить любое замечание, из всего извлечь пользу. Пропускайте

сказанное через себя: почему так, зачем? Искренне не жалейте себя,

действуйте, а если что-то не выходит, — добивайтесь!»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...