Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О мастерстве актера и его воспитании




Актер — часть театра, его живой подвижный материал; он должен быть совершенен и телом, и духом.

Развивайте наблюдательность... Если ты видишь лист, ощути его сок; если глядишь в глаза, узнай душу; посмотри, нет ли

тоски в склеивающихся губах; угадай, о чем крикнула ласточка...

В жизни наблюдай, но не отдавайся ничему так, чтобы «выключиться» из остального. Работают не от увлечения, а от сознания нужности.

Не говори «нужно сделать», а сделай.

Я есмь — на сцене приблизить роль к себе настолько, чтобы я и «он» были одно и то же. Возбудить свою охоту говорить чужие слова. Идти от самогипноза и быть до конца уверенным в самом крайнем.

Роль (образ) к индивидуальности актера относится, как сын к матери.

Страдание безобразно, но художник и в страдании видит прекрасное. Только через страдания познается прекрасное. Именно так осуществима на сцене жизнь страдания.

Действие внешне проявляется в верном физическом действии, внутренне - в активности, динамике; это движение задачи в общении.

Закон противопоставления, контраста: чтобы оттенить задачу, можно сначала коротко сыграть противоположную; особенно ярко это в физической части задачи.

Близок к предыдущему закон, что чувство не выявляется, а скрывается; отсюда и играть его надо от противного.

В работе не задавайся целью искать «замечательное», а все внимание направь к тому, чтобы выбросить все плохое. Остальное доделает актерская природа — в нее надо верить.

Состояние (внутреннюю характерность) надо уметь играть как окраску задачи.

Слог — это силуэт мысли. Неясно или плохо говорить -значит сбивчиво и смутно мыслить.

Большому чувству соответствует большой жест и, наоборот, жестом обнаруживаешь то, что скрываешь словами.

Самое трудное в роли — момент материального оформления идеи.

Актер должен уметь удесятерять на сцене силу своего темперамента.

Фраза есть действие — результат тех причин, которые нужно сыграть в паузе перед фразой.

Главное в актере — это «актерство», т. е. желание и умение показать все, что только можно (образ, голос, костюм и т.д.).

Умей распределять себя по пьесе — качественно и количественно, не давая зрителю привыкать к себе.

Всякой своей ролью старайся заполнить сцену как главной.

Выход и вообще статуарные позы хорошо искать от «картинок» — как бы это изобразил художник.

Роль играть нужно так: вышел на сцену за каким-либо делом, да и задержался, а потом опять задержался и уйти не мог...

На репетициях старайтесь открывать темперамент; образ же, рисунок, краски - заготовлять в фантазии, пробуя их постепенно и очень осторожно; главная формировка роли проходит уже в гриме и на публике.

Когда наполняешь значимостью идеи каждое слово и каждый жест, появляется медленная, насыщенная речь, психологические паузы, чувство связанности мыслью с партнером и даже зрителем.

Если забыл о постоянном тренинге, перестал искать, читать, мечтать, учиться, — значит умер как актер.

Действовать — значит воздействовать на партнера, т. е. поступать так, чтобы всеми доступными способами добиваться изменений в его внутреннем содержании (это нечто вроде внушения). Здесь есть три момента:

1) прицел — слово, жест, взгляд и т. д.;

2) выстрел;

3) проверка попадания.

Таким образом, когда актер действует, главным качеством выступает не мысль, а воля, построенная на мысли и сопутствуемая эмоцией.

Сыграть роль, создать образ — значит понять ведущую идею этого образа, увлечься ею как своей собственной и осуществить ее в правдивых жизненных поступках, отношениях, костюме и проч.

Играть хочется тогда, когда есть что играть, есть что показать, поскольку это увидел, понял в жизни, в людях, а другие могли не подметить, не понять. Пока нет такого материала, добытого наблюдательностью, нечего и играть. Следовательно, роль нужно искать не только в себе, но главным образом вне себя, в окружающей жизни. Иначе будешь не ярок, однообразен.

Говорят, что глаза - зеркало души. Это особенно нужно помнить актеру. Построение образа - очень сложная работа, но завершается она только тогда, когда «найдены» глаза — как внешняя их форма, так и содержание самого взгляда на духов­ную сущность персонажа.

Общение на сцене - это не просто правдивый разговор, взгляды, жесты и проч. Общение — это когда один стремится заразить другого некоей идеей, т. е. когда есть база общения. Основой творческой техники актера при этом остается волевой элемент (хочу воздействовать на партнера), логика и эмоции служат, так сказать, только красками.

Действие на сцене может быть двояким: паузой или соб­ственно действием. «Я ем», «я читаю», «я думаю», «я плачу» -это паузы. Они могут быть очень интересными, но играть их можно только совсем короткое время. Легче играть паузу, когда она фиксируется партнером: «я делаю вид, что ем», «я удерживаюсь от плача», «я молчу, чтобы чего-нибудь добиться...» Здесь уже не просто физическое действие, а поступок с целью воздействовать на партнера (или на самого себя в монологе). Вот это подлинное сценическое действие.

Актерская пауза нужна и полезна только тогда, когда зри­тель может заполнить ее своей фантазией (по существу темы и идеи спектакля). Иллюстрированные и «загадочные» паузы бесполезны, хотя бы они и слушались зрителем... Зритель так же привык к штампам, как актер, поэтому на его «переживания» особенно полагаться нельзя.

Надо, чтобы зритель втянулся на сцену, а не актеры лезли в зрительный зал.

Когда есть действие, то в подтексте нет «я», а есть «ты».

Переживание - результат уже случившегося, это всегда прошлое, в нем нет будущего, поэтому оно статично, оно тяжелит, в нем нет перспективы. Актер же должен не смаковать прошлое, а быть обеспокоенным будущим. В этом - предпосылка к действию.

Злиться и браниться на сцене не обязательно; гневно требовать справедливости — красиво.

Для того, чтобы текст был емким и образным, нужно много фантазировать, создавать добавочные монологи, «ленту видения». Но, действуя с партнером, на партнера, важно думать не о «ленте», не о «видении» того, про что говоришь, а о той надобности, которая движет разговором, о своей заботе. Именно этими словами необходимо очень широко освоить авторский текст, это дает лишние средства для достижения действенной цели, а играть — текст актерский, т. е. заботу, задачу, действие, сквозное действие.

Чем больше роль, тем меньше нужен грим. Внутреннее богатство актера должно легко проходить «сквозь» грим. Крупному, талантливому актеру грим не требуется или, вернее, почти не требуется.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...