Обследование возможности произнесения звука в предложении
Инструкция 1: «Повтори за мной предложения». На суку спит сова. У Сони новый самокат. В саду сухой песок. Сегодня дома вся семья. На скамейке сидит Саня. Зина запускает змея. Зоя ест изюм. Зоиного зайку зовут Зазнайка. Цапля — это птица. У всех птиц есть птенцы. Птицы едят гусениц, В саду цветет акация. Примечания: 1. Слова, сложные по семантике, включают в лексический материал для обследования после уточнения их значения и наличия этих слов в пассивном и активном 2. Ошибки при отраженном повторении, связанные со слабой слухоречевой памятью, в данном обследовании не учитывают. Критерии оценки 4 балла — все свистящие звуки произносятся верно во 3 балла — нарушается произношение, одного звука; 2 балла — нарушается произношение 2—3 звуков; 1 балл — искажаются, заменяются более 3 звуков; 0 баллов — искажаются, заменяются все свистящие звуки пои произнесении их в предложении.
Инструкция 2: «Составь предложение по картинке». Предлагаются сюжетные картинки, где изображены предметы, действия, в названиях которых есть звуки, которые мы обследуем (в нашем примере это группа свистящих звуков: [с, с', з, з’,ц]). В саду цветут цветы. Собака сидит на цепи. Сова сидит в гнезде. На скамейке сидит заяц. Собака ест из миски. Критерии оценки: 4 балла — все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях; 3 балла — нарушается произношение одного звука; 2 балла — нарушается произношение 2-З звуков; 1 балл — искажаются, заменяются более 3 звуков; 0 баллов — искажаются, заменяются все свистящие звуки
Инструкция 3: «Ответь на вопросу полным ответом». Кто сидит в будке? (собака) Что делает певица? (поет песню) На чем катаются дети зимой? (на санках) Как назвать детенышей птиц? (птенцы) Что стоит в вазе? (цветы) Что нужно взять, чтобы не намокнуть под дождем? (зонт) Что такое незабудка? (цветок) Критерии оценки: 4 балла — все свистящие звуки произносятся верно во 3 балла — нарушается произношение одного звука; 2 балла — нарушается произношение 2—3/звуков; 1 балл — искажаются, заменяются более 3 звуков; 0 баллов — искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении. В качестве иллюстрации приводим профиль нарушения группы свистящих звуков у ребенка со стертой дизартрией. Параметры обследования звука 1. Изолированно 2. В слоге СГ — открытом 3. В слоге ГС — закрытом 4. В слоге со стечением согласных С CN Г, где С -обследуемый звук, Г — гласный, a CN согласный, произносимый правильно (N) 5. В слоге со стечением согласных CN С Г 6. В слоге со стечением согласных Г CN С 7. С Г С 8.Г С Г 9. В словах в разной позиций 10. В словах разной слоговой структуры. 11. В предложении Выводы 1. Периферический речевой аппарат иннервируется черепно-мозговыми нервами. Основную роль: играют лицевой, тройничный, языкоглоточный, блуждающий, 2. П.К. Анохин решающее значение в формировании автоматизированных двигательных навыков придавал обратной афферентации — кинестезии. Обратная афферентация, сигнализирующая о результатах действия, сопоставляется с программой движений и служит уточнению и контролю траектории движения. 3. Эмоционально-выразительные (голосовые) коммуникативно-познавательные средства, формирующиеся в младенческом периоде, являются предпосылками
4. Артикуляционная база в онтогенезе формируется постепенно и к пяти годам является совершенной. 5. Развитие языковых и интеллектуальных способностей проходит параллельно, но не синхронно. Интеллектуальные возможности опережают языковые. 6. Доречевое развитие в онтогенезе включает: гуканье, гуление; лепет, лепетные слова. Период лепетных псевдослов (по определению Е.Н. Винарской) является начальным этапом речевого развития. 7. Нарушение произносительной стороны у детей со стертой дизартрией является ведущим в структуре речевого дефекта. 8. При стертой дизартрии фонетические нарушения обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового, артикуляционного отделов периферического речевого аппарата). 9. Нарушения звукопроизношения носят полиморфный характер и выражаются в антропофонических (искажение, пропуски) и фонологических (замена, смешение) дефектах. 10.Звукопроизношение может зависеть от фонетического контекста, т.е. от позиции звука в слове, от сложности слоговой структуры слова. Учебные вопросы и задания 1. Какие нервы иннервируют артикуляционный аппарат? 2. Рассмотрите рисунки, иллюстрирующие раздел физиологических основ формирования речевой функции. Найдите мимические мышцы, мышцы окружности 3. Рассмотрите рисунок, демонстрирующий схематично систему связей речевых центров и регуляции речевой деятельности. 4. Проследите развитие произносительной стороны речи ребенка в онтогенезе, начиная с гуления. 5. К какому возрасту в норме у ребенка формируется звукопроизношение? 6. Проанализируйте таблицу № 3, отражающую ход развития речевой деятельности в онтогенезе. 7. Как проявляются антропофонические и фонологические нарушения у детей со стертой дизартрии? 8. Какие фонетические группы чаще нарушаются у детей со стертой дизартрией? 9. Почему характер звукопроизношения меняется в зависимости от фонетического контекста у детей со стертой дизартрией? 10. Обследуйте звукопроизношение ребенка, постройте график структуры нарушения звукопроизношения, используя балльную систему оценки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|