Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для уточнения образа можно задать ряд вопросов.




Примеры вопросов для обсуждения с детьми:

· Каким был бы танец радости? (грусти, и т.д.)

· Это быстрый или медленный танец?

· Каким он был бы на ощупь - горячим или холодным, шершавым или гладким?

· Чем бы он пах?

· Каким голосом говорил бы?

· Какими интонациями?

· Как бы он двигался по сцене?

· С чего начиналось бы выступление?

· Как развивалось бы это выступление?

· Чем оно должно закончиться?

Это упражнение можно использовать индивидуально и в группе. Группа может служить поддержкой для выступающего на «сцене», или даже присоединиться к нему в танце. Проведение этого упражнения в группе способствует групповому сплочению, улучшению коммуникативных навыков.

«Любовь и ярость»

У пражнение развивает у детей умение управлять своим телом, дыханием, освобождаться от стрессов и перенапряжения.

Когда мы испытываем любовь или злобу, это вызывает у нас совершенно различные телесные ощущения. В этой игре дети учатся обращать внимание на свои телесные ощущения в связи с испытываемыми ими сильными чувствами, развивается способность к дифференциации этих чувств. Одновременно подростки учатся по мере надобности осознанно вызывать у себя эти чувства, тем самым они осваивают навыки контроля собственных эмоций. Упражнение можно проводить как в группе, так и индивидуально. Если в упражнении участвует вся группа, то психолог обращается ко всем участникам как к одному ребенку. Такой прием помогает каждому ребенку сконцентрироваться исключительно на собственных образах и чувствах.

Инструкция. Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга и выберите, кто из вас будет делать это упражнение первым, а кто при этом будет наблюдателем.

Закрой глаза и представь себе кого-нибудь, кого ты очень любишь. Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, пусть оно усиливается. Где это чувство расположено в твоем теле? Какой оно температуры? Какой у него цвет? Какое оно на ощупь? Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, которое усиливается все больше и больше. Направь на него все свои мысли и ощущения... (1 минуту дети выполняют упражнение под музыку, без слов).

Теперь открой глаза и выслушай рассказ своего партнера о том, что он при этом наблюдал. Вопросы наблюдателю: Что ты видел? Ты можешь догадаться, что твой партнер испытывал любовь в этот момент и что он при этом чувствовал? Далее партнеры меняются местами.

А теперь снова закрой глаза и представь себе человека, который выводит тебя из себя. Полностью сконцентрируйся на чувстве злости. Пусть эта ярость растет. Где в твоем теле располагается это чувство? Какой оно температуры? Какого она цвета? Какова на ощупь поверхность этого чувства? Сконцентрируй все свои ощущения и мысли на этом. (1 минуту дети выполняют упражнение под музыку, без слов).

Теперь открой глаза. Пусть твой партнер расскажет все, что он наблюдал. Что он видел в этот раз? Где в своем теле ты ощущал ненависть? Как ты можешь описать это чувство?

Пусть затем дети поменяются ролями в парах, инструкция повторяется.

Если Вы заметите, что кто-то из детей допускает обидные замечания в адрес кого-то из присутствующих или отсутствующих в классе, тут же потребуйте, чтобы он сказал в адрес этого же человека что-то позитивное. Также внимательно отслеживайте, чтобы дети выражали свою злость или обиду без обобщений и оценок, то есть, чтобы никто не говорил таких слов: «Ты дурак!». Допустимо только выражение своих чувств в отношении другого ребенка в виде описания фактов и чувств, например: «Я обижаюсь, когда ты рисуешь своим фломастером на моей парте». Таким способом дети могут ощутить свои негативные эмоции и скрывающуюся за ними энергетику. Благодаря содержательно точному называнию причин своей злости или обиды дети могут заметить, что отвергают не всего человека, а только определенный способ его поведения. Когда гнев точно сфокусирован, ребенок не подпадает столь сильно под его воздействие.

Для уточнения можно задать ряд вопросов.

Примеры вопросов для обсуждения с детьми:

§ Какое чувство ты ощущал сильнее – любовь или злость?

§ Есть ли кто-то, кого ты то любишь, то ненавидишь?

§ Почему мы любим других людей?

§ Почему мы иногда сильно злимся на других людей?

§ Что происходит, когда мы чаще испытываем злость, чем любовь?

§ Ты знаешь, как можно прекратить чувство злости?

§ Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился на него?

§ А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты рассердился?

§ А можешь ли ты выдержать, если кто-нибудь скажет тебе, что он рассердился на тебя?

§ Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?

§ Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?

§ Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился?

§ Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда ты о нем рассказываешь?

«Театр Масок»

Упражнение направлено на развитие способности к дифференциации эмоций. В процессе выполнения упражнения происходит тренировка выразительности мимических проявлений эмоций. Каждый мимический этюд выполняется под музыку.

Инструкция: « Ребята! Мы с вами посетим «Театр Масок». Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга». Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. «Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую».

 

«А теперь изобразите Ворону (из басни «Ворона и Лисица») в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр». Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. «Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!»

 

А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком». Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. «Замрите! Спасибо!».

 

«А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!»

 

«Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем. Давайте посидим молча, расслабимся и отдохнем. Всем спасибо!».
Используемая музыка: спокойная, расслабляющая

Библиотерапия

Чаще всего под библиотерапией понимают лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. Термин появился в 20-х годах в США. В ос­нове этого вида арттерапии лежит использование специально подо­бранного для чтения литературного материала как терапевтическо­го средства с целью решения личностных проблем через идентифи­кацию с образом художественного произведения при помощи на­правленного чтения.

Художественным материалом для чтения могут быть произведе­ния различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, ро­маны, сказки и т.д.), поэзия (стихи, поэмы). Библиотерапевтический эффект, по А.М.Миллеру (1975), мо­жет быть достигнут, если учитываются следующие принципы:

—адекватность содержания книги характеру проблемы, заболе­вания, целям психокоррекционного воздействия;

—доступность содержания и изложения произведения для читателя, пациента;

—максимальное сходство описанной в книге проблемы, ситуа­ции, с травмирующей ситуацией, в которой находится больной;

—позитивное завершение сюжета, показывающее выход из слож­ной для читателя ситуации, обозначающее путь решения личност­ной проблемы, возникшего конфликта и обеспечивающее позитив­ную поддержку, укрепления веры пациента в себя.

Библиотерапия может применяться как в индивидуальной, так и групповой формах (групповое чтение).

Современная библиотерапия может использоваться не на чтении литературных источников, а на самостоятельном сочинении. При этом возможны как совершенно свободное выражение, так и заданные темы. В своем произведении автор опосредованно излагает свои переживания, личностную проблему. Этот метод позволяет не только отреагировать эмоции, но и увидеть различные пути решения собственных проблем.

Возможно множество вариантов использования творческого сочинения. Например,

1.. Письма (Другу, Врагу, Терапевту, Болезни и т.п.).

2. Стихосложение (использование размера без рифм, синквейн, рондо, лимерик, баллады, частушки, японские хокку и пр.).

3. Написание любого жанра литературного произведения по четким законам (сага, драматургическое произведение, новелла, детектив и т.п.).

4. Рассказ на заданную (выбранную) тему.

5. Автобиография в виде литературного произведения.

6. Автобиография вымышленного персонажа.

7. Чтение литературных произведений.

8. "Переписка субличностей".

9. Сочинение "Архетипических легенд" (см. "амплуа").

10. Сочинение сказки (индивидуальное и групповое).

11. Сочинение "по кругу".

12. Драматургия.

В последние годы появилась са­мостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии — сказко-терапия, в основе которой также лежит психокоррекция средства­ми литературного произведения — сказки (Д. Ю. Соколов, 1997, Е. Ю. Петрова, 1998 и др.).

 

 

Сказкотерапия

Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с про­блемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматиче­скими заболеваниями). Эффективность использования сказкотера­пии в период дошкольного и школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притя­гательной силой этого литературного жанра, позволяющего сво­бодно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рам­ки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувст­вами и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Она дает возможность ребенку идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказоч­ных образов, их действий, ребенок может найти выход из различ­ных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших кон­фликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотноше­ний в нем; процесс образования связи между сказочными собы­тиями и поведением в реальной жизни; процесс переноса ска­зочных смыслов в реальность; процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева [3

Мифы и сказки в психологическом, глубинном аспекте ис­следовали К.-Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др. К сказкам обращались в своем творчестве известные за­рубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.

В последние годы М. Эриксон, Н. Пезешкиан и Б. Беттель­хейм стали применять сказки и притчи в качестве психотера­певтического вмешательства во внутреннюю картину мира че­ловека для преодоления у него всякой односторонности в со­знании. Так, Н. Пезешкиан рассматривает притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствующей разре­шению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционально­го напряжения, изменению жизненной позиции и поведения человека.

На примере героев сказок у человека происходит осмысле­ние собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсозна­ние, сказка может помочь ему определить верный путь решения своих проблем, а спроецировав поступок героя сказки на совре­менную жизнь, изменив свое мышление и поведение, человек может встать на путь личностного развития, излечения невроти­ческих расстройств и соматических заболеваний. Выделяют следующие коррекционные функции сказки: пси­хологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситу­ациям, символическое отреагирование физиологических и эмо­циональных стрессов, принятие в символической форме своей физической активности.

 

Выделяются, как правило, следующие виды сказкотерапии: анализ и интерпретация выбранной или сочиненной сказки, использование архетипа сказки, сочинение сказок (библиотерапия), медитативные сказки, драматерапия сказки, рисование сказки, сказочное путешествие, куклы. В работе А. А. Осиповой [8] показаны следующие возмож­ности работы со сказкой:

1. Использование сказки как метафоры. Тексты и обра­зы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полу­ченного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действий персо­нажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценно­стей поведения клиента, выявляет его систему оценок в катего­риях «хорошо— плохо».

4. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить
постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание
тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки
возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые
для себя ситуации и проиграть эмоции. Также можно проиграть
сказку в песочнице или осуществить ее постановку с помощью
кукол. Работа с куклами помогает ребенку или взрослому кор­ректировать свои движения и делать поведение куклы макси­мально выразительным, позволяет совершенствовать и прояв­лять через нее те эмоции, которые он обычно по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения, кото­рая подсказывает клиенту с помощью метафоры вариант решения проблемы.

Техники работы со сказкой

1. Чтение сказки и последующее обсуждение

Возможно использование народных, авторских сказок, мифов. Психолог сам может составить сказку, затрагивающую проблемную ситуацию ребенка. Сюжетная линия сказки должна соответ­ствовать интересам, интеллектуальному уровню ребен­ка и включать в себя действующих лиц конфликта, в метафориче­ской форме напоминая реальную. Сказка должна подводить к кульминации (кризисной ситуации) и через испытания (где герой пробует ряд решений) подходить к раз­вязке (в которой герой находит выход). Психолог в процессе обсуждения может помочь ребенку выделить проблемную зону героя («Что герой учится делать в сказке») и ресурсную зону героя («Что герой умеет, в чем его сила и достоинства»).

После прочтения сказки можно предложить ребенку ответить на ряд вопросов:

«О чем эта сказка?», «Кто из героев больше всего нравит­ся и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?», «Что произошло бы с героями, если бы они не совершили тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были только хорошие или только плохие герои?» и т. д- Как герой относится к миру.

- Что получает герой в награду Какие переживания вызывает герой.

 

 

2. Рассказывание сказки.

Прием помогает проработать раз­витие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура заключается в следующем: ребенку или группе де­тей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в
сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса,
Баба Яга или Карлсон.

3. Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный ди­агностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию по­ворот и находит тот вариант решения ситуаций, который позво­ляет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом зак­лючается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

4. Сочинение сказки.

Сюжеты сказок должны содержать возможности для изме­нения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соот­ветствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть цен­тральная кризисная ситуация, представляющая собой поворот­ный момент в разрешении конфликта. Характеры положитель­ных и отрицательных героев должны представлять собой силь­ные и слабые стороны личности клиента. Сказочный сюжет может подсказать человеку необходимость принятия ответственности за собственную жизнь и взаимоотноше­ния с другими на себя, что будет являться первым шагом на пути к позитивному изменению личности. Взять на себя ответственность означает отказаться от обид, критики и обвинений в адрес как других, так и самого себя.

У сказок должен быть счастливый, оптимистичный конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительной ситуации, в противном случае у него не будет стимула или мотивации для продолжения борьбы. При достижении успеха и победы должно происходить постепен­ное формирование и утверждение новой личности консульти­руемого

Анализ клиентской сказки

- Тональность и колорит сказки.

- Что труднее всего было сочинять (начало, перипетии, окончание и пр.).

- Какая часть сказки самая длинная.

- Получил ли герой то, что хотел (или нечто другое).

- Персонажи (кто есть кто, кого нет в сказке, что с ними происходит к концу сказки).

- Где по сюжету нарушена традиционная схема.

- Какую сказку напоминает.

- Оригинальные сюжетные ходы.

- Линия героя (как он относится к миру, к людям, к себе).

- Символическое поле.

 

Рекомендации к применению

Техника использования метафор, сказок и сочинения историй может быть весьма ценной в работе с детьми и взрослыми, обладающими живым воображением. Она с успехом используется в лечении людей, страдающих разными невротическими расстройствами, сопровождающимися страхами, депрессией, тревогой, агрессивностью, а также в работе с жертвами эмоциональной и физической травматизации.

Сказки можно использовать и в профилактике психосоматических заболеваний. Например, В.В. Синельников в своей книге показывает, что наши болезни являются результатом наших мыслей. Человек, который постоянно испытывает чувство вины или обиды, держит себя в страхе, говорит плохо о себе или других - заболевает. Поэтому коррекционные сказки могут помочь снизить психоэмоциональное напряжение, помочь в осознании своих проблем.

В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чему-то нереализованному и обучит методам самопомощи, позволяющим справиться с конфликтами, проблемами и жизненными трудностями. В результате у человека появится чувство защищенности, произойдет раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого и моделирование будущего.

Эту идею хорошо иллюстрирует следующая фраза: «Если ты дашь человеку рыбу, то накормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу, то навсегда избавишь от голода

 

 

Медитации-визуализации

Слово «медитация» происходит от латинского «meditari» - страдательного причастия, означающего «движимый к центру». Именно это, по-видимому, происходит во время медитации. Без напряжения, не прилагая никаких усилий, вы оказываетесь в самом центре себя. У вас появляется такое ощущение, будто вы находитесь на некоем возвышении, с которого ясно и отчетливо видите происходящее, можете ясно осо­знать, что для вас по-настоящему важно, способны со­хранить спокойствие в кризисной ситуации и т. д.

Люди стали обращаться к медитации с целью снятия нервного напряжения, а также использовать ее как средство, позволяющее справиться с навязчивыми мыслями.

Существует множество различных приемов медитации. Следует подчеркнуть, что нет какой-то одной «правильной» техники: каждая из них имеет свои достоинства.

Не существует «правильной» продолжительности медитирования. Выбор каждым человеком времени продолжительности медитации сугубо индивидуален.

Теперь о позе. Можно прекрасно медитировать просто сидя на стуле, в кресле, лежа на полу.

Если вы медитируете сидя, держите спину прямо. Это не означает, что вы сможете полностью выпрямить по­звоночник, поскольку он имеет естественные изгибы. Однако не горбитесь. Сбалансируйте свое тело, сядьте удобно. Ноги на полу. Кисти рук лежат свободно на ко­ленях или, если предпочитаете, лежат так, чтобы сопри­касались большие и указательные пальцы, - так де­лают многие на Востоке.

Все описываемые далее методы имеют общие свой­ства.

1. Они вырабатывают у вас концентрацию - первую ступень медитации. Овладев умением концентрироваться, вы получите в придачу массу выгод в повседневной жизни: повысится способность быстро отличать существенное от несуществен­ного, возрастет эффективность как при выполнении рутинных дел, так и при решении сложных задач, появи­тся спокойствие в стрессовых ситуациях, снизится ча­стота сердечных сокращений и кровяное давление и т. п.

2. Они просты, в них нет ничего чрезмерно слож­ного.

3. Они основываются на многократных повторе­ниях. Именно повторение позволит вам развить в себе способность к концентрации, поможет справиться с возникающим чувством скуки и со всеми отвлекающими мыслями и внутренними сопротивлениями, с которы­ми вам придется столкнуться. Важно научиться наблюдать за этими отвлекающи­ми вас мыслями спокойно, дружески и беспристрастно. В итоге вы превратитесь в дружелюбного и объективного Свидетеля своего внутреннего процесса.

Итак, чтобы начать медитацию:

1. Примите медитативную позу.

2. Держите спину прямо.

3. Настройтесь на то, чтобы отложить на время свои эмоции и проблемы.

4. Закройте глаза.

5. Оставьте любые суждения, ожидания и фантазии о том, каким окажется ваш опыт медитации. Дайте опыту состояться.

6. Расслабьте мышцы лица и челюстей.

7. Отрегулируйте дыхание. Дышите через обе нозд­ри и считайте, сколько тактов счета требуется вам для вдоха. Затем - сколько для выдоха. Под действием вдыхаемого воздуха пусть ваш живот выпятится, а грудь расширится. Побудьте в неподвижности несколь­ко мгновений и только потом начинайте выпускать воздух. Пусть ваше дыхание будет легким и неслыш­ным. Когда почувствуете, что дыхание стало ровным, приступайте к медитации. Вот некоторые методы медитации.

Созерцание предмета

Выберите какой-нибудь предмет. Это может быть морская раковина, чаша с водой, веточка, камень, дере­во, пламя свечи, кучка песка, коробка спичек, кактус, в общем, все что угодно.

Сосредоточьте на этом предмете все свое внимание. Смотрите на него так поглощенно, как если бы вы ни­когда ранее ничего подобного не видели. Затем закрой­те глаза и, если возможно, прикоснитесь к нему. После этого снова всматривайтесь в ваш предмет, вглядывай­тесь в него. Каждый раз, как вы замечаете, что внима­ние уходит в сторону, отмечайте это и мягко возвра­щайте внимание к предмету. «Уф-ф, я думаю о том, что буду делать после окончания медитации. Назад к тебе, кактус. Твои колючки неодинаковой длины» и т. д. И не взыскивайте с себя строго за подобные отвлечения. Лоренс Лешен советует относиться к себе как к любимому ребенку, которого родители хотят удержать на узкой пешеходной дорожке, в то время как со всех сторон его манят пленительные цветы, деревья и заросли травы. Не таращите глаза, просто смотрите. Если заметите, что начинаете таращить глаза, осторо­жно расслабьте мышцы глаз. И проверьте, на месте ли ваша полуулыбка. Через некоторое время вы обнару­жите, что почти вошли в жизнь предмета и ваше созна­ние слилось с ним.

Счет дыхания

Глубоко и ровно дыша, считайте циклы дыхания. «Дыхание - раз. Дыхание - два» и т.д. Говорите себе «дыхание» при вдохе, а число - при выдохе. В од­ном из медитативных методов предлагается использо­вать восходящий ряд чисел. Однако при этом может возникнуть искушение достичь определенного числа, и это может помешать вам. Фиксация на цели, которую предстоит достигнуть в будущем, действует разруши­тельно на переживание медитации в настоящем. Ве­роятно, лучше считать до определенного числа - пяти или десяти, а затем начинать вновь с единицы.

Если вы обнаружите, что думаете о чем-то, не отно­сящемся к счету, мягко напомните себе стоящую перед вами задачу и возвращайтесь к счету.

Осознаваемое дыхание

Вы наблюдаете и описываете свое дыхание, отме­чаете его фазы. «Я дышу медленно. Мой живот выпя­чивается, грудь расширяется. Пауза. Теперь выдох» и т. д. Не вмешивайтесь в свой дыхательный процесс, не пытайтесь изменить свое дыхание, а просто наблюдай­те за ним. Плывите по течению. Обращайте особое вни­мание на паузы - ту, что следует за вдохом, и ту, кото­рая возникает после выдоха. В эти моменты вы ближе всего к своему центру. По преданию, Будда сказал, если вы в состоянии осознавать свое дыхание в течение одного часа, вы достигнете просветления.

Если в голову забредет какая-то посторонняя мысль, не надо с ней бороться – впустите ее, придумайте ей какое-то обозначение, образно говоря, повесьте на нее бирку и отложите эту мысль на полку, где при желании сможете ее найти после медитации.

Некоторые отвлекающие мысли будут чрезвычайно соблазнительными, но вы не должны попадаться на удочку. Это в ваших силах! Однако, если вас постигнет какое-то изумительное озарение или вы вдруг найдете решение мучающей вас долгое время проблемы, то вполне можно прервать медитацию, чтобы додумать новую мысль.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...