Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Я и мой мир»




Цель: развитие коммуникативных навыков, проработка навыков доброжелательного отношения друг к друг.

Задачи: создание условий эффективного взаимодействия, эмоционального принятия членов коллектива, сплочение детского коллектива, активизация процессов самопознания и самораскрытия школьников.

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- презентация;

- компьютер;

- раздаточный материал (яблоки разных цветов, лепестки цветка);

- контур яблони.

Ход занятия

Ритуал начала занятия «Круг радости»

- Ребята, мы традиционно начинаем наше занятие с круга радости. Давайте подарим друг другу улыбки: улыбнитесь вначале друг другу, а затем подарите свои улыбки нам. Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

Приветствие

- Давайте поприветствуем, друг друга (пожимаем друг другу руку; делаем лёгкий поклон со скрещенными руками на груди; горячо обнимаемся; делаем тройное приветствие: а) хлопнуть по ладоням; б) подпрыгнуть; с) толкнуть бедром).

Деление класса на группы

Дети выбирают яблоки по цвету. Дети, выбравшие жёлтые яблоки – 1 группа, красные яблоки – 2 группа.

- Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, о чём пойдёт речь на нашем занятии.

Демонстрация видеоролика «Мир, который нужен мне»

(Дети смотрят видеоролик и слушают песню «Мир, который нужен мне»)

- Вы просмотрели видеоролик и прослушали песню. Какие ключевые слова звучали в этой песне? Тема сегодняшнего занятия - «Я и мой мир».

- Как вы думаете, чему будет посвящено занятие?

- Чтобы построить мир, который нам нужен, важно чтобы у людей было одно из нравственных качеств, а какое – угадайте. (Звучит стихотворение «Слово – это серьёзное…»)

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

Это качество,

В сердце у многих живет,

И о боли других,

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец ДОБРОТА.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «доброта»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? Напишите это на лепестках, которые лежат на столе (запись оформляется на лепестки цветка, которые вывешиваются на доску).

- От каждой группы один участник защищает все ассоциации.

- Что значит слово «Доброта»? В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля: «доброта» - это добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. А в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова можно прочесть следующее определение: «Доброта» – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта и вежливость – две неразлучные подруги.

Давайте отдохнем и поиграем в игру.

Игра «Вежливость»

- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их нужно только тогда, когда я назову «волшебное слово»

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки вверх.

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте,

Попрыгайте, пожалуйста!

Руки вперед.

Будьте любезны, покружитесь!

Пожалуйста, садитесь.

- А сейчас мне необходима ваша помощь. Вы такие взрослые, четвертый год учитесь в школе, много говорили о доброте, а вот второклассники не всегда знают, как правильно поступить в той или иной ситуации.

Анализ ситуаций

1. «Плачет девочка…»

Вика не выполнила домашнее задание по английскому языку и поэтому на перемене сидела очень грустная. К ней подошла Даша и спросила:

- Ты почему такая расстроенная?

- Я не поняла, как делать домашнее задание по английскому, и не сделала его.

- Это не проблема, возьми мою тетрадь и спиши задание.

- Какая ты добрая…

2. «Поделился»

Тимур забыл, что сегодня в классе праздничное чаепитие, и ничего не принёс с собой к чаю. После уроков он стал собираться домой, так как ему было неловко за то, что у него ничего нет.

- А почему ты уходишь? - спросил его Кирилл.

- Забыл чайную чашку и пирожные.

- Плохо, – сказал Влад, откусывая кусочек шоколадной конфеты. – Здесь так весело будет!

- А ты далеко живёшь, может, тебе домой сходить? - спросил Влад.

- Далеко... - тихо сказал Тимур и отвернулся.

- Ты, наверное, заранее ничего не приготовил, а надо было с вечера все в пакет положить, - сказал Кирилл. А Данил ничего не спросил. Он подошёл к Владу и сказал:

- Мне мама много всякой вкуснятины положила – всем хватит. А для чая я тебе свою чашку дам, я ведь чай-то не очень люблю.

- Какой ты добрый…

- Проанализируйте ситуации и скажите, в какой из них действительно было сделано доброе дело? А как бы вы поступили в данных ситуациях?

- А сейчас, ребята, послушайте стихотворение и скажите, о чём пойдет речь дальше:

Мир, мир, мир везде!

Мир в тебе и мир во мне!

Мир, мир, мир везде!

Мир всегда в моей душе!

- Ребята, в этом четверостишье вы несколько раз услышали слово. Какое?

А что обозначает это слово?

Мир - спокойствие, тишина.

Мир - соглашение воюющих сторон о прекращении войны.

Мир - согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.

Мир - это сельская община с её членами.

Мир - Вселенная.

Мир - отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир животных, растений. Мир звуков. Мир увлечений.

- Мы живём с вами в большом, удивительном и очень интересном мире. Нас окружает природа, предметы, много людей. Каждый день мы узнаём что-то новое, чему-то учимся. Есть в мире то, что нас радует и есть то, что огорчает. То, что окружает нас – мир внешний.

- Но есть ещё и другой мир, который существует внутри нас – его ещё называют внутренний мир человека, «душа». Внешний мир у нас общий. А внутренний?

- Он у каждого человека свой, неповторимый. Этот мир невидим нашим глазам.

- А что находится в этом мире? (ответы детей)

- На Земле проживает более 5 миллиардов человек. Всем хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. В нашем классе обучается 18 человек. Мы играем разные социальные роли в жизни.

- Попробуйте сейчас в течение одной минуты обозначить свои социальные роли. У каждого из вас лежит буква «я». Напишите на ней про себя: «Кто я? ».

- Каждый из вас выполняет каждый день разные социальные роли, но важно очень при этом оставаться человеком, со своей внешностью, телом. Ваше тело ходит, бегает, наклоняется, лежит.

- Как вы считаете, что необходимо человеку для того, чтобы его тело крепло, развивалось физически?

- Но каждый человек наделён не только телом, но и душой. А что такое душа?

- У В. И. Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка» дано такое определение слова «душа»: «Душа – душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и прочее».

- Как вы думаете, что находится в «мире души»? Выберите из слов, написанных на доске, качества присущие душе и телу: ходить, радоваться, восхищаться, мерзнуть, питаться, толстеть, болеть, любить, расти.

- Когда так говорят «душа болит»? (Сильно волноваться, переживать, тревожиться). Были такие ситуации у вас? Продолжите фразу: «У меня болит душа, когда…».

- Были ли у вас такие моменты, когда «душа радовалась»? (О хорошем настроении, гордости за что-либо). Продолжите фразу: «У меня радовалась душа, когда…».

- Мы увидели, что душа обладает более возвышенными, прекрасными качествами, чем тело. А способность расти и питаться присуща как душе, так и телу. Но вы знаете, что тело может расти только до определенного возраста – взрослые люди не растут, а душа может расти бесконечно. И у ребёнка, и у взрослого и даже у старого человека может расти душа. Тело ваше растет независимо от вашего желания, а душа, в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу.

- Ребята, а чем питается, благодаря чему растет наша душа, обогащается наш внутренний мир?

- Наша душа растет, когда мы радуемся, когда мы умеем видеть красоту природы, прекрасные картины, слушать хорошую музыку, стихи, сказки, когда прощаем друг друга, бываем добрыми.

- Предлагаю вашему вниманию рассказ «Волшебные очки». Внимательно послушайте и ответьте на вопрос:

- Что значит посмотреть на мир глазами любви?

Нашёл Павлик на дороге необычные очки. Одно стёклышко показалось ему светлым, а другое – тёмным. Недолго думая, он надел их, закрыл один глаз и посмотрел на мир через тёмное стекло. Вокруг него по серым улицам куда-то спешили угрюмые и недовольные прохожие. Мальчик закрыл другой глаз – и словно выглянуло солнце: лица людей стали радостными, а их взгляды приветливыми. Он попробовал ещё раз – результат был тот же. Павлик принёс домой свою находку, рассказал маме о чуде преображения и показал ей волшебные очки. Мама ничего странного в них не нашла и сказала:

- Это обычные очки. Вечно ты что-нибудь выдумаешь.

Павлик ещё раз проверил: действительно, очки как очки. Без всяких чудесных превращений.

- Но я точно видел, как люди менялись. Что же с ними происходило?

- Это не с ними происходило, а с тобой. Если твоя душа добрая, ты и других будешь видеть добрыми.

- Что значит посмотреть на мир глазами любви?

- Нашу планету согревает звезда по имени Солнце. Наш внутренний мир можно представить как прекрасный сад, в котором тоже есть место Солнцу. Если в наших душах больше светлого и теплого, то и мир нам кажется уютным и тёплым местом.

- Чтобы внутренний сад был действительно прекрасным, нужно приложить усилия и как следует поработать. Как вы думаете, семена чего мы сажаем в своём внутреннем саду?

- Да, это семена наших мыслей, наших желаний, наших эмоций, чувств.

- Давайте попробуем, на основе вашего опыта, распределить чувства и эмоции в две колонки: в левую колонку те, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую – те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми: любовь, доброта, ненависть, гнев, радость, зависть, жадность, щедрость, способность прощать, обидчивость, доверие, подозрительность, тщеславие (высокомерное стремление к славе и почитанию), скромность.

- В нашем внутреннем саду расцвели цветы, это ваши положительные эмоции и чувства. Семена этих цветов нужно сажать специально. Если ничего не посадил в своём саду, какой урожай соберёшь? Богатый урожай из внутреннего сада – это основа счастья человека. Про какого человека говорят «у него богатый внутренний мир»?

- Эмоции влияют на наше поведение, на наши поступки. «Послушный сын, «послушная дочь» – эти слова были высшей оценкой для детей на Руси.

- В любом саду, помимо культурных растений, растут сорняки, которые нужно убирать, полоть. В нашем внутреннем саду есть полезные растения – это положительные качества вашего характера, которые нужно развивать, а есть сорняки – отрицательные качества, от которых нужно избавляться (на букве я отмечают положительные и отрицательные черты характера: честность; доброта; отзывчивость; храбрость; ответственность; вежливость; верность; аккуратность; трудолюбие; правдивость; решительность верность; упорство; почитание старших; безволие; безответственность; вредность; жадность; злобность; лживость; лицемерие; ненависть; эгоизм; грубость; высокомерие, лень.

Мои положительные качества Мои отрицательные качества
   
   

- В нашем внутреннем саду много тропинок. По какой идти?

- Вашему вниманию предлагается притча, которая поможет найти ответ на этот вопрос.

Было это очень давно. Создал Бог Землю и населил ее животными. И решил Бог, пусть каждый из зверей обладает каким-то одним качеством. Сова получила мудрость, обезьяна – глупость, лиса – хитрость, слон – доброту, осёл – упрямство, собака – преданность.

Прошло время. Собака за преданность стала лучшим другом человека. Слон стал любимцем всех детей. А сова давала всем мудрые советы.

Но другая жизнь была у осла. Он за упрямство часто получал тумаки от хозяина, глупая обезьяна так и не стала человеком. А лису стали высмеивать за её хитрость.

И вот пришёл человек к Богу. И сказал человек:

- Раз ты создал меня по образу и подобию своему, надели и меня качествами разными и нужными.

На что Бог ответил:

- У тебя, сын мой, есть право выбора. Решай сам, каким ты станешь?

- Какой выбрать путь?

- Найти свой путь в жизни, значит, понять себя, определить, каким должно быть окружающее тебя пространство, каких людей ты хочешь видеть рядом с собой, чем хочешь заниматься и чего достичь. Всё в ваших руках…

- Человек, как и внешний (окружающий нас) мир, меняется. Его внутренний мир постепенно становится другим. Важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду.

- Сейчас предлагаю немного отдохнуть и выполнить интересное упражнение.

Упражнение «Доброе животное»

- Сейчас мы с вами превратимся в одно большое доброе животное. Послушаем, как оно дышит. Предлагается всем вместе подышать: вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. Послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед. Стук – шаг назад. Очень важно все делать одновременно.

- Ребята, скажите, пожалуйста, может ли человек существовать один? Почему?

- Человек не может существовать один. Он находится в системе взаимоотношений с другими людьми. Отношения членов коллектива, группы могут строиться на разных основах, носить характер взаимной поддержки или взаимного подавления. Взаимоподдержка в отношениях объединяет людей, дает им возможность эффективно развиваться. И напротив, человек, который в коллективе не имеет друзей, чувствует себя одиноким, отверженным. Сильная личность всегда увидит, кому в коллективе плохо и подаст руку помощи. В хорошем коллективе люди следуют правилам:

- уважают друг друга;

- стремятся понимать и сопереживать друг другу;

- открыто высказывают несогласие с решением других членов коллектива на основе уважения, тактичности.

Притча «Солнце и ветер»

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и, наконец, решились помериться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

- Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него и мигом сорву с него плащ. Сказал и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем сильнее закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ней и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ и привязал его к седлу.

- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем яростью и гневом!

- О чем эта притча? Какой вывод можно сделать?

Упражнение «Давайте жить дружно»

Участники делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний). Если по команде ведущего игроки выкидывают один палец, то смотрят друг другу в глаза; если одновременно по команде (не договариваясь) выкидывают два пальца, то пожимают друг другу руки, а если три пальца, то обнимаются. Выполнив три задания в паре, внешний круг передвигается вправо, и все задания повторяются. Если количество пальцев не совпадает, то ребята должны хлопнуть в ладоши.

Рефлексия

Добрые сердца – это сады.

Добрые слова – это корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

- Ребята, давайте сделаем так, чтобы и на нашем дереве появились плоды. Возьмите свои яблоки и напишите на них одно доброе дело, которое вы сделали и гордитесь им (каждый ребёнок выходит и прикрепляет яблоко к дереву).

- Заботьтесь о своем дереве, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! Ну а закончить нашу беседу я хочу одной старой притчей. Послушайте её внимательно.

«Однажды один старый мудрый индеец, вождь племени, разговаривал со своим маленьким внуком.

- Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.

- Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?

- Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил:

- Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

- Какого же волка кормите вы? Делайте свои выводы, и я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность, милосердие всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!

Благодарю вас за работу и желаю вам успехов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...