Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Что такое толерантность?»




Цель: воспитывать сочувствие, чувство терпимости к другим людям, к другому мнению, способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классном коллективе.

Оборудование: мяч, цветные стикеры, карточки с фигурками человека, лист ватмана с изображением дерева, карточки с недописанными предложениями.

Оформление: написать на доске список человеческих качеств:

1. Терпение.

2. Чувство юмора.

3. Чуткость.

4. Умение доверять людям.

5. Умение владеть собой.

6. Доброжелательность.

7. Умение не осуждать других.

8. Умение слушать.

9. Любознательность.

10. Способность к сопереживанию.

Ход занятия

Ритуал начала занятия «Круг радости»

- Ребята, мы начинаем наше занятие с круга радости. Давайте подарим друг другу улыбки: улыбнитесь вначале друг другу, а затем подарите свои улыбки нам. Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

Приветствие

- Для начала давайте поприветствуем друг друга. Я предлагаю не просто поздороваться, а сделать это так, как принято в разных странах.

Варианты приветствий:

- в нашей стране принято пожимать друг другу руку;

- в Китае люди здороваются, делая лёгкий поклон со скрещенными руками на груди;

- в Индии и Японии здороваются, делая лёгкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам;

- в Италии – горячо обнимаются.

Вступительное слово

- Представьте себе, что ваш друг получил плохую отметку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.

- А почему вы будете сочувствовать своему другу?

- А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли ему сочувствовать?

- Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных животных. Не так ли?

- Тема нашего занятия звучит так: «Что такое толерантность? ».

Беседа по теме занятия

- Ребята, сейчас я предлагаю вам раскрасить фигурки человека, так как вам захочется. После этого мы сделаем выставку ваших работ.

Выставка работ

- Посмотрите внимательно на рисунки, которые у вас получились, и скажите, почему у вас получились разные человечки?

- Казалось бы, что люди должны быть все похожими. Но почему все живущие на Земле люди внешне отличаются друг от друга?

- Чем мы отличаемся друг от друга?

- И действительно различия между людьми – это и есть различия во внешности, языке, взглядах и т. д., что и является главной причиной нетерпимости в мире. Очень часто эти отличия становятся причиной негативного отношения одного человека к другому. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Мы иногда смеемся друг над другом. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других.

- Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать – значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, - это слово «толерантность». Но понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

- Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»?

- Правильно, быть толерантным – значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их самыми умными созданиями, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

- Как вы думаете, из-за чего возник спор?

- Кто из мальчиков прав?

- Чему мальчики должны научиться?

- Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.

- Посмотрите на доску, выберите из предложенных черт те, которыми, по вашему мнению, обладает толерантный человек.

- Кто назовет другие черты толерантного человека?

- Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение – все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества.

- Древняя пословица гласит: «Сострадание правит миром». Подходит ли она к теме нашего урока? Почему?

Работа в группах

- Сейчас, ребята, мы будем работать в группах по 4 человека. Каждая группа получит одну карточку. Вы будете должны рассмотреть ситуации, выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения. (Каждая группа делает презентацию своей ситуации. Рассказывает о возможных вариантах и о тех, которые были выбраны. Группа комментирует). После этого вся группа отвечает на вопросы:

- Что выиграют в каждом из выбранных вариантов те, кто вовлечен в ситуацию?

- Что проиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию?

- Могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?

- Кто может помочь разрешить ситуацию?

Упражнения на развитие толерантности

- А сейчас мы с вами поиграем, улучшим настроение себе и другим.

1. «Аплодисменты»

- Попрошу встать тех, кто умеет:

• кататься на роликах;

• вышивать;

• сочинять стихи;

• играть в футбол;

• танцевать;

• плавать и т. д.

(Остальные учащиеся аплодируют).

2. «На какого сказочного героя я похож»

- Я буду по очереди бросать мяч каждому из вас, а вы должны бросить мяч обратно мне и назвать имя сказочного героя, на которого вы хотите быть похожим.

3. «Это здорово! »

- Сейчас кто-нибудь из вас выйдет и скажет о любом своем умении или таланте, например «Я умею танцевать», «Я умею прыгать через лужи», «Я умею рассказывать страшилки». В ответ все должны хором отвечать «Это здорово! » и одновременно поднимать вверх большой палец (для выполнения упражнения можно попросить учащихся встать в круг).

4. «Солнце»

- Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков (дети высказывают свои мнения).

Слова и словосочетания: Терпимость, непонимание, уважение прав человека, игнорирование, эгоизм, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, сотрудничество, уважение человеческого достоинства, милосердие, раздражительность, принять другого таким, какой он есть, равнодушие, цинизм, сострадание, немотивированная агрессивность (данные слова на доске, дети должны выбрать те, которые соответствуют толерантной личности).

По мере того, как дети выбирают слова, на слайде открываются «лучики солнца».

- У нас с вами получилось прекрасное солнышко Добра. А сейчас послушайте, пожалуйста, китайскую притчу «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.

Прочел владыка и спросил: - И все?

- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.

- Давайте обратимся к высказыванию Б. Шоу. Как вы понимаете это высказывание? (Жить как люди – значит жить в любви и согласии, уважать друг друга, принимать других людей такими, как они есть, быть терпимыми к недостаткам других людей.

Творческая работа «Дерево толерантности»

- Посмотрите, ребята, на доске нарисовано дерево, но на нём нет ни единого листочка. Давайте поможем дереву приобрести яркие краски и красоту (дерево изображено на листе ватмана).

- У вас на партах есть разноцветные листочки бумаги в виде листьев дерева, напишите свои предложения о том, что нужно сделать, чтобы отношения между людьми стали более толерантными. (Затем листочки прикрепляют на дерево).

Подведение итогов

- Сейчас мы с вами подведем итоги и сделаем это с помощью игры. Будем бросать друг другу мяч, называя качества и особенности поведения толерантного человека. Давайте постараемся не повторять уже названные характеристики.

- А сейчас я вам раздам карточки, ваша задача – закончить предложения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...