Позиционирование ТЭП на телекоммуникационном рынке.
Cфера деятельности ТЭП - телекоммуникационный рынок. Практически все участники этого рынка не производят продуктов в вещественной форме. Они создают услуги. Компания поддерживает тесный контакт со строительными, научными организациями, с известными операторами связи, а также с поставщиками оборудования, кабельной продукции, материалов. Деятельность ТЭП связана с разработкой проектов на строительство сооружений связи в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе России. Итогом деятельности компании является проектная документация, в которой воплощается конкретное техническое решение - интеллектуальный продукт переработки и осмысления огромного количества информации, источником которой являются «нематериальные активы». Неформализованный опыт проектировщиков со стажем, учебные курсы и семинары, знания сторонних консультантов – всё это активно используется в компании ТЭП для разработки телекоммуникационных проектов любой сложности. К источникам информации, помогающим создать проект, может быть также отнесена научно-техническая литература и периодические издания, нормативные, концептуальные и регламентирующие документы. Компания ТЭП, созданная в 2000 году, как составная часть проектно-производственного холдинга, взяла на себя роль «проектировщика» всех проектов группы компаний, входящих в состав этого холдинга. Но в дальнейшем в связи с бурным развитием телекоммуникационного рынка проектные работы оказались востребованными и другими Заказчиками. Таким образом, в последнее время основными Заказчиками ТЭП выступают крупные операторы связи (традиционные и мобильные). На их долю приходится около 80% работ. Ряд проектов выполняется по заказу корпоративных клиентов и альтернативных операторов. Большую часть заказов составляют проектные работы. Сама компания ТЭП позиционирует себя в качестве специализированной проектной организации. Отсюда – матричная структура управления, «заточенная» на разделение труда в рамках выполнения больших проектов в интересах крупных Заказчиков. Работы интеграционного характера и предпроектные работы (обоснование инвестиций) составляют небольшую долю.
Темпы роста телекоммуникационного рынка в России очень высокие. Рост отрасли связи на протяжении последних лет значительно опережает темпы развития экономики страны и составляет в среднем более 35% в год. На первый взгляд эта информация располагает к большим планам. Она свидетельствует о том, что рынок, на котором работает компания ТЭП, активно развивается. Вероятно появление новых сегментов. Это положительные тенденции. Но есть много неблагоприятных факторов. Во-первых, существуют источники неопределенности на телекоммуникационном рынке, которые тормозят работу проектной организации. Это - отставание в разработке нормативных документов в поддержку уже принятых законов. Кроме того, огромное количество недостоверной информации рекламного характера присутствует на телекоммуникационном рынке России (источник – поставщики оборудования и материалов). Последний фактор существенно влияет на качество проектов. Проектировщикам не хватает времени на проверку достоверности технических сведений, так как Заказчики стремятся получить проект как можно в более короткие сроки. Прогноз в отношении указанных факторов на ближайшие годы неблагоприятный. Во-вторых, обстановка на рынке (партнёры, конкуренты) сложная. В Санкт-Петербурге есть ещё несколько специализированных проектных организаций, также претендующих на большие проекты крупных Заказчиков. Партнёрами ТЭП по телекоммуникационному рынку остаются компании из научно-производственной ассоциации «Корпоративные системы связи». Одна из главных целей этой Ассоциации - максимальное удовлетворение Заказчиков комплексных телекоммуникационных решений. В условиях бурного развития телекоммуникаций – это возможность помощи и передачи в работу срочных заказов, особенно от небольших компаний. К сожалению, финансовый вклад в доход проектной организации от небольших компаний традиционно мал. В компании ТЭП в настоящее время также невысок доход от сотрудничества с компаниями «родительского» проектно-производственного холдинга, с которыми поддерживаются тесные партнёрские отношения.
Информационная система компании ТЭП. Проблемы. Общая характеристика Информационная система (ИС) компании ТЭП является составной частью ИС «родительского» проектно-производственного холдинга. ИС поддерживает организационную, финансовую и производственную деятельность группы компаний, в том числе - отдельные этапы технологического процесса выпуска наукоемкой продукции, какой и являются системно-интегрированные проекты в области телекоммуникаций. Учитывая специфику проектного бизнеса, все сотрудники ТЭП имеют компьютер и доступ в Интернет, возможность пользоваться электронной почтой. В меньшей степени достижения современных инфокоммуникационных (ИКТ) технологий используются для автоматизации документооборота, в маркетинговых целях, для создания базы знаний. В электронном виде различные версии реализованных проектов, отдельные схемы и т.п. имеются на файл-сервере. Пользоваться ими не только неудобно, но и опасно, так как за достоверность и качество размещаемой там информации никто ответственности не несёт. Наиболее достоверными являются подписанные экземпляры проектов на бумажном носителе, имеющиеся в архиве. Там же хранятся изменения и дополнения, вносимые на различных стадиях существования проекта. ИКТ-инфраструктура. ИКТ-инфраструктура складывалась постепенно. Давая её общую характеристику, необходимо отметить высокое качество технических решений в части сетевого оборудования, что позволит в дальнейшем постепенно наращивать функциональность. Некоторые ограничения существующей информационной системы связаны в первую очередь с аппаратной платформой серверов и с базой данных ИС. Аппаратная платформа серверов на сегодня уже не отвечает все возрастающим потребностям компаний холдинга, необходима ее модернизация до промышленного варианта. Из всех серверов только один – промышленного исполнения. Остальные серверы представляют собой обычные ПК, с немного более сложной «начинкой». Однако они, в отличие от промышленного сервера, не имеют возможности без остановки (в горячем режиме) осуществлять замену компонентов (жестких дисков, блоков питания, вентиляторов, сетевых карт и т.п.), а также не имеют дублирования по наиболее критичным узлам. Это существенно понижает параметры надёжности ИС. Но здесь необходимо отметить, что бизнес компаний проектно-производственного холдинга не предъявляет высоких требований к сетевому оборудованию. Время устранения неисправности в течение нескольких часов допустимо. Поэтому замена серверов планируется, но не относится к приоритетным задачам.
Как зарождалась ИС. Зарождалась ИС по известному всем малым предприятиям сценарию. Сначала компьютер бухгалтера с программой 1С и компьютер руководителя cо стандартной офисной программой, плюс компьютеры у проектировщиков с программой AutoCad 2000. Одними из первых были приобретены программы «Строй-Консультант» и правовая справочная система «Консультант плюс», немного облегчившие проектировщикам поиск необходимой нормативной и регламентирующей документации. Программа «СМЕТА-WIZARD» существенно повысила эффективность работы инженеров-сметчиков. Все эти первые приобретения были очевидны, не требовали существенных финансовых затрат и на них достаточно легко шли хозяева «родительского» проектно-производственного холдинга. Не было у них серьёзных возражений и против проекта создания WEB-сайта, который по существу инициировали сотрудники. Был сделан заказ профессиональным разработчикам и в 2002 г. сайт появился. С тех пор он практически не менялся, несмотря на существенные изменения в группе компаний. Сайт играет роль «визитной карточки», по которой можно определить сферу деятельности компаний и найти контактную информацию.
Время шло - численность сотрудников росла, появились территориально разнесённые офисы и соответственно - потребность в организации сетевой инфраструктуры, потребность в приобретении прикладных программ. Наступало время серьёзных финансовых вложений в информационные технологии. Тут пришло время обратить внимание на факт отсутствия в штате лица или подразделения, ответственного за внедрение ИКТ. Безусловно, были люди (два инженера), ответственные за установку и работу компьютеров, телефонов. В условиях постоянного роста компании, переезда офисов и регулярного появления новых рабочих мест эти специалисты всегда работали в режиме повышенной нагрузки и никогда не участвовали в разработке предложений по развитию информационной системы. Делали это другие. Неформально концептуальные проработки, связанные с внедрением ИКТ, в 2002г. были поручены технической группе перспективных технологий, занимающейся новыми сложными проектами. Будучи техническими специалистами, они разработали концепцию единого информационного пространства с упором на формализацию опыта и знаний проектировщиков, наметили пути реализации. Чтобы дать примерную оценку предстоящих инвестиций, подготовились к ответу на вопрос, сколько это будет стоить, подобрав аналоги - известные примеры из других отраслей со стоимостями внедрения. Нельзя сказать, чтобы эта концепция по-доброму была встречена лицами, принимающими решение. На тот момент руководители проектно-производственного холдинга, и компании ТЭП в том числе, оказались не готовы к финансовым вложениям в информационные технологии скорее морально, чем материально. «Лоскутная» автоматизация. Дальше всё пошло по всем известному сценарию «лоскутной» автоматизации. Очередной «лоскуток» появился, когда в связи с ростом количества заключаемых договоров стала «захлёбываться» бухгалтерия. Приобретённая программа «1С-предприятие» (одна из самых первых версий) не «прижилась». Другие программы, связанные с учетом договоров, тоже как-то не приглянулись потенциальным пользователям. Основной владелец компаний холдинга, человек деятельный, достаточно быстро решает вопрос о начале разработки программы собственными силами, поручив эту работу одному из сотрудников, имевших опыт программирования. Такая программа «Договоры» в течение года была разработана и внедрена. Она существенно повысила эффективность работы с Заказчиками.
И всё бы было хорошо, если бы в то же самое время, когда начала «захлёбываться» бухгалтерия с договорами, аналогичным образом не начали «захлёбываться» проектировщики со своей работой, главные инженеры проектов с планированием общих ресурсов, вспомогательный персонал с документооборотом и т.д., и т.п. Каждое подразделение со своими бедами и проблемами стало живо откликаться на рекламные акции и демоверсии продавцов самых разных программных продуктов. Все стали что-то пробовать, рекомендовать коллегам… Появились свои любители «Мicrosoft Project», программ календарного планирования, апологеты программ электронного документооборота и развивающихся продуктов 1С. Реально, ничего из перечисленного куплено не было. Информационная система к 2004 году имела «островки автоматизации», поддерживающие отдельные бизнес-процессы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|