Политико-организационный потенциал партий и критерии его оценки. Основные типы российских партий.
Для определения степени реализации той или иной партией своих возможностей используется понятие политико-организационного потенциала, при оценке которого необходимо учитывать ряд факторов.
Наиболее очевидным показателем того, насколько партия сумела реализовать себя, служит ее представленность во властных структурах. Здесь необходимо помнить, что до декабря 1993 г. в России не существовало механизма участия партий в формировании органов государственной власти, поэтому представительство во властных структурах партии получали не в результате выборов, а путем вербовки сторонников в рядах уже сформировавшегося политического истэблишмента. Кроме того, множество политических партий создавалось зачастую только в качестве внепарламентской базы поддержки того или иного лидера, и в связи с этим практически исключалась возможность действенного влияния политических партий на представлявших их парламентариев. В силу указанных причин партийная структура общества не совпадала с фракционной структурой представительных органов власти. В условиях "беспартийности" депутатского корпуса фракции не имели стабильного состава и характеризовались отсутствием рычагов воздействия на своих членов, а следовательно - крайне низким уровнем сплоченности.
Изменение в 1993 г. порядка формирования высших органов государственной власти вызвало соответствующие изменения в характере отношений между властью и партиями. Во-первых, переход от мажоритарной избирательной системы к смешанной способствовал структурированию депутатского корпуса нижней палаты Федерального Собрания по партийному признаку. Во-вторых, после декабрьских выборов были созданы новые партии, возглавили которые представители политической элиты, ранее всячески подчеркивавшие свою внепартийность - произошла "партизация" правящей элиты. В-третьих, существенно изменился статус парламентских фракций, которые Регламентом Государственной Думы были наделены значительными полномочиями по определению плана законотворческой деятельности.
Однако все эти изменения коснулись только представительной власти - исполнительная власть до сих пор остается "беспартийной". Более того, многие представители тех или иных политических объединений (прежде всего, демократических), став функционерами органов исполнительной власти (администрации президента и правительства), достаточно быстро теряли свое специфическое политическое лицо. Это во многом объясняется организационными особенностями президентской республики, когда исполнительная власть отличается высокой степенью независимости от парламента.
Численность партии также является важным показателем ее политико-организационного потенциала. Однако в российских условиях определить численность партии, даже приблизительную, чрезвычайно трудно. Официальная статистика фиксирует количество членов партии только на момент ее регистрации и не отражает изменений в этой области. Что же касается сведений на этот счет, предоставляемых руководством партии, то эти показатели, как правило, резко завышены и не пользуются доверием исследователей. Экспертные оценки, частично базирующиеся на анализе данных по регионам, но чаще всего лишь на интуиции, дают только самую общую картину. Но даже с учетом этих обстоятельств реальное соотношение партий по численности выявляется достаточно четко.
Почти все российские партии крайне малочисленны: от нескольких десятков до нескольких тысяч членов. Исключением является лишь созданная в феврале 1993 г. Коммунистическая партия Российской Федерации - правопреемница КПСС и КП РСФСР. Численность этой партии, по самым скромным оценкам, на порядок превышает численность самых крупных некоммунистических партий и колеблется в пределах 120-150 тыс. человек (самооценка - 570 тыс.), что объясняется широкой опорой партии на фактически не прекращавшие своей деятельности первичные организации КПСС. Кроме этой единственной массовой партии существует ряд достаточно крупных (по российским меркам) партий с численностью более 5 тыс. человек. Это АПР, РКРП, ЛДПР, ДПР (до конца 1994 г.), объединение "Яблоко", партия "Демократический выбор России". Еще одну группу образуют т.н. кадровые партии средней численности (от 2 тыс. до 5 тыс. чел.). Это Демократическая партия России (с начала 1995 г.), Социал-демократическая партия России, Республиканская партия РФ, Социалистическая партия трудящихся и др. И, наконец, подавляющее большинство партий имеет менее 2 тыс. членов.
Вместе с тем, при всей важности численности партии при оценке ее политико-организационного потенциала не следует абсолютизировать ее значимость - хотя бы потому, что массовость - признак, характерный прежде всего для партий социалистической и особенно коммунистической ориентации. Функции, выполняемые этими партиями, несколько шире, нежели функции партий либеральных и консервативно-этатистских, а тем более националистических и фундаменталистских (массовость которых в подавляющем большинстве случаев является фиктивной). Объем деятельности партий левой ориентации, как правило, не исчерпывается разработкой программ и проектов, политическим рекрутированием и формулированием интересов определенных социальных групп - сюда традиционно включается и функция социализации в самом широком смысле. Очень часто (особенно это было характерно для конца ХIХ - первой половины ХХ вв.) партии социалистической и коммунистической ориентации были едва ли не единственным институтом, посредством которого представители "низших" классов вовлекались в жизнь общества в целом. В связи с этим социалистическим и коммунистическим партиям всегда было свойственно отсутствие четкой грани между статусом активистов и сторонников: последним предоставлялось право членства в партии, а первым - должности руководителей различных уровней. Кроме того, численность этих партий является величиной относительно постоянной - независимо от конъюнктурных скачков общественной активности в период избирательных кампаний и т.п. Что касается объединений, представляющих остальные части политического спектра, то для них характерны противоположные особенности. Во-первых, сторонники этих партий, как правило, остаются беспартийными, а партийное членство фактически означает принадлежность к числу активистов. Во-вторых, им свойственно "раздуваться" в период проведения избирательных кампаний, референдумов и иных акций политической мобилизации, после окончания которых численность этих объединений резко снижается. В период между всплесками общественной активности политико-организационный потенциал этих партий определяется не столько численностью, сколько способностью сохранить в центре и на местах "кадрированные" организации в устойчивом и работоспособном состоянии.
Не менее важным признаком зрелости партии является наличие у нее сети региональных структур. Для абсолютного большинства российских политических партий характерна слабая развитость организационных структур на местном уровне. Связано это не только с тем, что партии находятся в стадии своего политико-организационного становления, но и с довольно явственно обозначившимся в последнее время падением интереса к политике - особенно среди населения тех регионов России, социально-экономическое положение которых не зависит непосредственно от политической ситуации в центре.
Численность региональных партийных организаций крайне невелика и составляет, как правило, от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Кроме того, кадровый резерв в российских регионах крайне ограничен. "На региональной политической сцене вот уже в течение 5-6 лет мелькают одни и те же лица, в случае включения в административные структуры обычно теряющие связь со своими организациями..."
Неразвитость региональной структуры, однако, не означает, что процесс партиобразования сосредоточивается в столицах, а регионы практически не затрагивает. Несмотря на явно кружковый характер, региональные парторганизации, тем не менее, способны активно влиять на региональные органы власти, что наглядно подтвердилось итогами избирательных кампаний в субъектах федерации (1994 г.). В результате выборов в местные органы власти объективизировалась партийная деятельность на региональном уровне, и в основных чертах оформились региональные политические спектры, которые по своей структуре и динамике перегруппировок качественно отличаются от федеральных.
Политический спектр любого региона включает в себя, помимо отделений российских партий, и местные общественно-политические организации. Наиболее влиятельными (на данном уровне) являются различные национальные движения, особенно в республиках Северного Кавказа, Поволжья, а также объединения казачества на Дону, Кубани, Северном Кавказе, в ряде районов Сибири и Дальнего Востока. Также нужно отметить, что характер межпартийного взаимодействия на региональном уровне далеко не всегда соответствует политике руководства партии. В ряде случаев региональные организации осуществляют межрегиональное взаимодействие с различными партиями и движениями по собственной инициативе, минуя свои центральные органы. Происходит своеобразная "суверенизация" региональных отделений партий. Противоречия по оси "центр - регионы" имеют следствием возникновение внутрипартийной оппозиции по горизонтальному принципу - явление новое в российской политике. Причинами его служат как стремительно набирающий силу процесс регионализации, так и неспособность центрального руководства партии учитывать специфику политической ситуации в регионах.
О развитии партии свидетельствует также наличие устойчивой системы внутрипартийных отношений, характеризуемой степенью организационной стабильности партии, разветвленности внутренней иерархии, а также тем, насколько деятельность рядовых членов партии определяется решениями, принимаемыми партией в целом. В зависимости от того, как ярко проявляются эти признаки, можно выделить три степени формализации внутрипартийных отношений.
Партии со слабым уровнем формализации внутрипартийных отношений характеризуются почти неограниченной свободой, предоставляемой их членам в вопросах идейно-политической самоидентификации и организационной дисциплины. Уставы этих партий достаточно либеральны в отношении образования и деятельности различных платформ, фракций, групп и т.п. В этих партиях, как правило, не существует партийного кокуса, т.е. верхушки внутрипартийной элиты, единолично определяющей основные направления политики партии. Оборотная сторона такой организации - фрагментация внутренних политических сил в партии, "идеологический разброд" партийных фракций, постоянная угроза расколов, крайне низкая исполнительская дисциплина. Классическим примером может служить Социал-демократическая партия России, которая за свою шестилетнюю историю пережила целый ряд организационных расколов и в которой при суммарной численности в несколько тысяч членов существует 5 фракций и неоформленных групп.
Партии с ограниченным уровнем формализации внутрипартийных отношений обязывают своих членов регистрироваться в первичных организациях, материально и лично содействовать партии. Вместе с тем, члены таких партий вольны не участвовать в партийных мероприятиях, если это противоречит их убеждениям. В партиях такого рода допускается существование фракций, но при этом установлен минимальный предел численности. К организациям, наиболее последовательно приверженным этим принципам, относятся Демократическая партия России, Социалистическая партия трудящихся, "Демократический выбор России", отчасти Коммунистическая партия РФ и др.
В партиях с тотальным уровнем формализации внутрипартийных отношений практикуется жесткое индивидуальное членство и обязательное личное участие членов партии в ее политической деятельности. В подобных партиях фактически запрещается выражение политического инакомыслия и фракционная деятельность - это однозначно расценивается как предательство интересов партии. Обычно в таких партиях существует усложненная процедура вступления и выхода из партии. Классическим примером такого рода партий являются "Память" и Русское национальное единство, которые имеют, сверх того, военизированную форму одежды и многоуровневую систему партийных званий. С некоторыми оговорками к партиям с тотальным уровнем формализации внутрипартийных отношений можно отнести Всероссийскую коммунистическую партию большевиков и Национально-республиканскую партию России. Характер изменений, внесенных в устав Либерально-демократической партии России на ее V съезде в апреле 1994 г., позволяет заключить, что руководство этой партии также решило перевести формализацию внутрипартийных отношений на тотальный уровень. Согласно новому уставу, лидер партии имеет полномочия съезда (в перерывах между съездами) и не переизбирается еще 10 лет после данного съезда.
В соответствии с наличием вышеописанных признаков можно выделить несколько наиболее распространенных политико-организационных типов российских политических партий.
Массовые политические партии (развитая сеть региональных отделений, большая численность, высокая степень активности членов партии, сильные и влиятельные руководящие органы, активно воздействующие на свое политическое представительство). Примером состоявшейся партии такого типа является Компартия РФ, отчасти - Российская коммунистическая рабочая партия. Опора на собственные структуры, достаточно прочная связь с социальной базой, сосредоточение "управленческого центра" в высших партийных органах обеспечивают этим партиям возможность не зависеть от участия или неучастия в избирательных кампаниях. Так, РКРП в 1993 г. бойкотировала выборы в Федеральное Собрание, а в 1995 г. сумела провести в Госдуму только одного депутата, близкого ей по взглядам, однако это не мешает ей являться одной из наиболее деятельных политических партий России.
Относительно крупные кадровые партии (развитость региональной инфраструктуры, как правило - внушительное представительство в органах законодательной власти, обычно структурированное во фракцию, высокая профессионализация партийной деятельности, наличие развитого партийного аппарата и "мозгового центра"). Партии этого типа ориентированы прежде всего на участие в выборах, результаты которых во многом определяют их политические потенции. Политика таких партий в области межпартийных отношений нередко направлена на ассимиляцию мелких сегментов политического спектра. В качестве примеров кадровых партий можно привести Либерально-демократическую партию Россию, "Демократический выбор России", "Яблоко".
Небольшие, но довольно сплоченные политические партии (устоявшийся политический имидж, интеллектуальный потенциал, позволяющий выдвинуть из своей среды перспективных политиков, действующие организации в регионах). Это Социалистическая партия трудящихся, Республиканская партия РФ и др. Эти партии, как показывает опыт, не склонны блокироваться с кем-либо в качестве младших компаньонов.
Малочисленные политические партии или партии, не получившие организационного развития (фракционная раздробленность, низкий уровень организационной культуры, недостаток финансовых средств). Это "партии-головастики": основная масса членов сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге, а крайне малочисленные региональные организации московские лидеры используют как свои "опорные пункты". Эти партии, в свою очередь, делятся на несколько групп: 1) партии-"группы сознания" (СДПР, КДП-ПНС, РХДД, ХДСР, СвДПР, Российская партия зеленых и др.) - некоторые из этих партий (РХДД, СДПР) в прошлом имели немалый политический вес, но постепенно были оттеснены с политической сцены, чему способствовали внутрипартийные разногласия или межпартийная конкуренция; 2) партии-секты, которые, будучи немногочисленными, характеризуются жесткой уставной дисциплиной, высокой мобильностью партийного актива, развитостью внутрипартийной иерархии, наличием лидера вождистского склада, пользующегося бесспорным авторитетом внутри своей группировки (НРПР, "Память", Русская партия и др.) - в случае благоприятного стечения обстоятельств партии этого типа могут перерастать в крупные кадровые и массовые партии (ЛДПР); 3) "бизнес-партии", созданные частными предпринимателями (ПЭС - К.Боровой, Партия консолидации - А.Тихонов, Всероссийский союз "Обновление" - А.Вольский и А.Владиславлев и др.) - эти объединения могут распоряжаться значительными финансовыми ресурсами, которые, однако, принадлежат не партиям, а стоящим за ними финансово-промышленным группам; опыт парламентских выборов 1993 и 1995 гг. продемонстрировал неумение руководства "бизнес-партий" организовывать избирательный процесс, следствием чего стало разочарование части их лидеров в политике и утрата ими поддержки со стороны финансовых и промышленных кругов;
Карликовые партии-аутсайдеры (фактически не имеют региональных структур, численность не превышает нескольких десятков человек). Это Европейская либерально-демократическая партия, Консервативная партия, Российская буржуазно-демократическая партия и др. Эти партии нельзя считать самостоятельными политическими единицами. Независимо от того, имеют ли они представительство в органах власти, их собственный политический вес остается крайне незначительным.
Таким образом, о политико-организационном состоянии современной российской многопартийности можно сказать следующее. На настоящий момент партии и движения имеют достаточно сильное представительство в законодательных органах власти (в первую очередь - федеральных) и весьма слабое - в исполнительных. Что касается развитости организационных форм российской многопартийности, то в России существует одна массовая партия - КПРФ, а также ряд относительно крупных партий с более или менее развитыми региональными структурами. Большинство российских партий не могут похвалиться ни численностью, ни разветвленной сетью местных организаций. Причем достаточно велик удельный вес карликовых партий-аутсайдеров, не представляющих никого, кроме своих лидеров и их ближайшего окружения. Для наиболее действенных российских партий характерен ограниченный уровень формализации внутрипартийных отношений - партии со слабым или тотальным уровнем формализации в основном находятся на периферии политической жизни (исключение составляет только ЛДПР, да и та в системе российской многопартийности находится в своеобразной изоляции - с ней избегают контактировать не только демократы, но также антиреформисты и "центристы").
Воспользуйтесь поиском по сайту: