Требования к уровню освоения программы и формы контроля
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Педагогическая психология Учебно-методический комплекс для направления 0300300 «Бакалавр психологии» для специальности 030301 «Психология» для специальности 030302 «Клиническая психология» Форма обучения: очная и заочная
Барнаул – 2006
Составитель: к. пс. н., доцент Наталья Анатольевна Лужбина
Рецензенты: д-р соц. н., к. пс. н., профессор Людмила Денисовна Демина к. пс. н., доцент Елена Леонидовна Горлова
УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания УМС ФПиФ от «13» октября 2006 г. № 3
Данный УМК реализован в курсе «Педагогическая психология», который читается студентам факультета психологии и философии Алтайского государственного университета направления 030300 «Бакалавр психологии», специальности 030301 «Психология» и 030302 «Клиническая психология». Предложенный УМК разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста, в процессе обучения которых «Педагогическая психология» является одной из дисциплин общепрофессионального цикла.
План ____________________________
Подписано в печать _____________ г. Формат 60х90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. _____ Тираж 100. Заказ __________
Типография Алтайского государственного университета: 656049, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66 Содержание
Введение
Педагогическая психология как одна из профилирующих дисциплин занимает важное место в системе подготовки профессиональных психологов в условиях классического образования. Она направлена как на создание общих теоретических основ профессионального мышления студентов, так и на формирование интереса к изучению психолого-педагогических закономерностей и механизмов образовательного процесса. Курс «Педагогическая психология» является предметом, входящим в состав общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта и предусмотрен учебным планом подготовки студентов направления 030300 «Бакалавр психологии», специальности 030301 «Психология» и 030302 «Клиническая психология» очной и заочной форм обучения. Этим определяются отбор содержания и логика построения рабочей учебной программы. Содержание дисциплины базируется на основных отечественных и зарубежных подходах к анализу психологических закономерностей обучения и воспитания, личности и деятельности педагога и др., представленных в работах выдающихся ученых психологов и педагогов. Вместе с этим, изучение дисциплины предполагает и практическую направленность.
В соответствии с учебным планом для изучения дисциплины студентами очной формы обучения выделяется 120 часов, из них: 30 часов – лекции, 30 часов – семинарские и практические занятия, а также 60 часов самостоятельной работы. Для студентов заочной формы обучения – 36 часов, из них: 10 часов – лекции, 8 часов – семинарские и практические занятия, а также 18 часов для самостоятельной работы. Для студентов заочной формы обучения предусмотрено написание контрольной работы. Форма итоговой аттестации для студентов очной и заочной формы обучения – экзамен. Основное содержание курса представлено в четырех разделах: 1. Методологические основы педагогической психологии. 2. Психологические аспекты обучения. 3. Психологические особенности личности и деятельности педагога. 4. Психологические основы воспитания. Первый раздел содержит информацию об образовании как глобальном объекте педагогической психологии, о предмете, структуре, задачах, принципах, основных методах педагогической психологии, ее месте среди других наук о человеке, о ее базовых категориях и понятиях, о ее ключевых проблемах и путях их решения, а также знакомит с историческими аспектами становления и развития педагогической психологии. Во втором разделе рассматриваются такие психологические аспекты обучения, как основные виды, условия и механизмы научения, современные концепции учения, концептуальные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития, подходы к исследованию законов усвоения социального опыта, структуры учебной деятельности и ее мотивации, а также психологическим основам различных типов обучения.
Третий раздел посвящен ознакомлению студентов с психологическими особенностями личности и деятельности педагога: сущностью педагогической деятельности, проблемой педагогических способностей, изучению основных стилей педагогической деятельности, а также специфике педагогического общения и его психологическим характеристикам. Последний, четвертый раздел содержит информацию по вопросам психологических основ воспитания, о целях, методах и приемах воспитания, об основных принципах и закономерностях воспитания, о ведущих теориях и подходах к воспитанию, а также информацию о конкретных задачах и формах работы психолога в системе воспитания и образования человека. Педагогическая психология одна из наиболее развитых отраслей современной психологии. Как научная дисциплина она теснейшим образом связана с такими дисциплинами учебного плана как «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогика», «Методика преподавания психологии» и др. Рабочая учебная программа Цели и задачи Предмет курса – факты, закономерности и механизмы освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. Цель курса заключается в содействии формирования и развития психолого-педагогической компетентности студентов на основе знания и понимания ключевых закономерностей и механизмов образовательного процесса. Задачи курса: - интегрировать и систематизировать базовые знания студентов по психологическим аспектам педагогической деятельности; - сопровождать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности студентов, опыта творческого использования знаний по педагогической психологии в практике образовательного процесса; - познакомить студентов с современным состоянием научно-психологического обеспечения обучения и воспитания при организации учебно-воспитательного процесса и возможностями управления интеллектуальным и личностным развитием обучающихся;
- обеспечить овладение студентами профессионально-значимыми умениями и навыками психолого-педагогического конструирования и анализа различного типа учебно-воспитательных ситуаций, а также прогнозирования их эффективности при организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности; - содействовать ценностному личностному самоопределению студентов по отношению к психолого-педагогическому знанию, осознанию и применению личностно-ориентированных и развивающих основ педагогической деятельности. Требования к уровню освоения программы и формы контроля Студенты должны иметь представление: - о роли значении данного курса для психолого-педагогической теории и практики; - о ключевых методологических, методических и технологических основах изучения психолого-педагогических явлений в образовательном процессе; - о понятийно-категориальном аппарате, принципах и основных проблемах педагогической психологии; - об основных принципах и закономерностях взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека; - о психолого-педагогических концепциях и моделях обучения; - о психологических основах личности и деятельности педагога; - об основах педагогического общения и взаимодействия; - о психологических механизмах и закономерностях воспитания личности. Студенты должны знать и уметь: - использовать понятийно-категориальный аппарат и тезаурус педагогической психологии; - применять психологические знания для достижения вершин профессионализма в своей практической деятельности; - выявлять связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия; - определять особенности организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность; - выделять факты, механизмы, закономерности традиционного, личностно-ориентированного и развивающего обучения; - конструировать и анализировать различного типа учебно-воспитательные ситуации, а также прогнозировать их эффективность при организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности; - определять уровни сформированности компонентов учебной деятельности обучающегося; - применять основные способы и приемы управления внутренней и внешней активностью субъектов образовательного процесса;
- определять методы и модели воспитания на основе полученных знаний. Студенты должны иметь навыки: - работы с учебной и научной психолого-педагогической литературой; - разработки программы психодиагностического обследования умственного развития учащегося в процессе обучения; - диагностики, оценки и описания уровней сформированности компонентов учебной деятельности обучающегося; - критического анализа моделей обучения с точки зрения психологической безопасности, грамотности и эффективности; - учета психологических факторов и социально-психологических явлений в процессе взаимодействия с субъектами образовательного процесса; - анализа и решения психолого-педагогических проблемных ситуаций в образовательном процессе; - психологического анализа урока (занятия). Формы контроля
В процессе изучения дисциплины осуществляется систематическая аттестация и самоаттестация качества теоретической и практической подготовки обучаемых. Текущая аттестация качества усвоения знаний осуществляется в процессе анализа подготовки и проведения семинарских и практических занятий в форме обсуждения психолого-педагогических проблем, анализа видеоматериалов, решения психолого-педагогических задач, обсуждения рефератов, творческих заданий, посредством составления ответов на контрольные вопросы в конце той или иной темы; а также по итогам ответов на проблемные вопросы в ходе лекций. Промежуточная аттестация студентов проводится по итогам изучения каждого из разделов данного курса. В качестве средств аттестации выступают тестовые задания, касающихся вопросов и проблем более высокого уровня, чем это было после изучения отдельных тем, а также составление ответов на контрольные вопросы и выполнение творческих заданий. Итоговая аттестация по дисциплине предусмотрена в форме экзамена, который включает вопросы и задания, касающиеся наиболее значительных проблем, изученных по ходу освоения курса. Качество итоговой аттестации существенным образом зависит от качества промежуточного и текущего контроля. Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
Учебно-тематический план курса для студентов заочной формы обучения
Содержание программы (по разделам)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|