Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к уровню освоения программы и формы контроля




Педагогическая психология

Учебно-методический комплекс

для направления 0300300 «Бакалавр психологии»

для специальности 030301 «Психология»

для специальности 030302 «Клиническая психология»

Форма обучения: очная и заочная

 

Барнаул – 2006


 

Составитель: к. пс. н., доцент Наталья Анатольевна Лужбина

 

Рецензенты: д-р соц. н., к. пс. н., профессор Людмила Денисовна Демина

к. пс. н., доцент Елена Леонидовна Горлова

 

УТВЕРЖДЕНО

 

Протокол заседания УМС ФПиФ

от «13» октября 2006 г. № 3

 

Данный УМК реализован в курсе «Педагогическая психология», который читается студентам факультета психологии и философии Алтайского государственного университета направления 030300 «Бакалавр психологии», специальности 030301 «Психология» и 030302 «Клиническая психология».

Предложенный УМК разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста, в процессе обучения которых «Педагогическая психология» является одной из дисциплин общепрофессионального цикла.

 

План ____________________________

 

Подписано в печать _____________ г.

Формат 60х90/16.

Печать офсетная. Бумага газетная.

Усл. печ. л. _____ Тираж 100. Заказ __________

 

Типография Алтайского государственного университета:

656049, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66


Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...........  
Рабочая учебная программа………………………………………………………………….  
  Цели и задачи ………………………………………………………………………………  
  Требования к уровню освоения программы и формы контроля …………………….….  
  Учебно-тематический план для студентов дневной формы обучения …………………  
  Учебно-тематический план для студентов заочной формы обучения ………………….  
  Содержание программы (по разделам) …………………………………………………...  
  Содержание программы (по видам занятий) ……………………………………………..  
  Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………………  
    Обязательная литература …………………………………………………………….  
    Дополнительная литература …………………………………………………………  
    Методические рекомендации преподавателю ……………………………………...  
    Методические рекомендации студенту ………………………………………….….  
Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации…………………..  
  Темы рефератов …………………………………………………………………………….  
  Темы творческих заданий …………………………………………………………………  
  Темы курсовых работ ………………………………………………………………………  
  Темы контрольных работ для студентов ОЗО ……………………………………………  
  Вопросы к зачету / экзамену ………………………………………………………………  

 

 


Введение

 

Педагогическая психология как одна из профилирующих дисциплин занимает важное место в системе подготовки профессиональных психологов в условиях классического образования. Она направлена как на создание общих теоретических основ профессионального мышления студентов, так и на формирование интереса к изучению психолого-педагогических закономерностей и механизмов образовательного процесса.

Курс «Педагогическая психология» является предметом, входящим в состав общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта и предусмотрен учебным планом подготовки студентов направления 030300 «Бакалавр психологии», специальности 030301 «Психология» и 030302 «Клиническая психология» очной и заочной форм обучения. Этим определяются отбор содержания и логика построения рабочей учебной программы. Содержание дисциплины базируется на основных отечественных и зарубежных подходах к анализу психологических закономерностей обучения и воспитания, личности и деятельности педагога и др., представленных в работах выдающихся ученых психологов и педагогов. Вместе с этим, изучение дисциплины предполагает и практическую направленность.

В соответствии с учебным планом для изучения дисциплины студентами очной формы обучения выделяется 120 часов, из них: 30 часов – лекции, 30 часов – семинарские и практические занятия, а также 60 часов самостоятельной работы. Для студентов заочной формы обучения – 36 часов, из них: 10 часов – лекции, 8 часов – семинарские и практические занятия, а также 18 часов для самостоятельной работы. Для студентов заочной формы обучения предусмотрено написание контрольной работы. Форма итоговой аттестации для студентов очной и заочной формы обучения – экзамен.

Основное содержание курса представлено в четырех разделах: 1. Методологические основы педагогической психологии. 2. Психологические аспекты обучения. 3. Психологические особенности личности и деятельности педагога. 4. Психологические основы воспитания.

Первый раздел содержит информацию об образовании как глобальном объекте педагогической психологии, о предмете, структуре, задачах, принципах, основных методах педагогической психологии, ее месте среди других наук о человеке, о ее базовых категориях и понятиях, о ее ключевых проблемах и путях их решения, а также знакомит с историческими аспектами становления и развития педагогической психологии.

Во втором разделе рассматриваются такие психологические аспекты обучения, как основные виды, условия и механизмы научения, современные концепции учения, концептуальные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития, подходы к исследованию законов усвоения социального опыта, структуры учебной деятельности и ее мотивации, а также психологическим основам различных типов обучения.

Третий раздел посвящен ознакомлению студентов с психологическими особенностями личности и деятельности педагога: сущностью педагогической деятельности, проблемой педагогических способностей, изучению основных стилей педагогической деятельности, а также специфике педагогического общения и его психологическим характеристикам.

Последний, четвертый раздел содержит информацию по вопросам психологических основ воспитания, о целях, методах и приемах воспитания, об основных принципах и закономерностях воспитания, о ведущих теориях и подходах к воспитанию, а также информацию о конкретных задачах и формах работы психолога в системе воспитания и образования человека.

Педагогическая психология одна из наиболее развитых отраслей современной психологии. Как научная дисциплина она теснейшим образом связана с такими дисциплинами учебного плана как «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогика», «Методика преподавания психологии» и др.


Рабочая учебная программа

Цели и задачи

Предмет курса – факты, закономерности и механизмы освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

Цель курса заключается в содействии формирования и развития психолого-педагогической компетентности студентов на основе знания и понимания ключевых закономерностей и механизмов образовательного процесса.

Задачи курса:

- интегрировать и систематизировать базовые знания студентов по психологическим аспектам педагогической деятельности;

- сопровождать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности студентов, опыта творческого использования знаний по педагогической психологии в практике образовательного процесса;

- познакомить студентов с современным состоянием научно-психологического обеспечения обучения и воспитания при организации учебно-воспитательного процесса и возможностями управления интеллектуальным и личностным развитием обучающихся;

- обеспечить овладение студентами профессионально-значимыми умениями и навыками психолого-педагогического конструирования и анализа различного типа учебно-воспитательных ситуаций, а также прогнозирования их эффективности при организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности;

- содействовать ценностному личностному самоопределению студентов по отношению к психолого-педагогическому знанию, осознанию и применению личностно-ориентированных и развивающих основ педагогической деятельности.

Требования к уровню освоения программы и формы контроля

Студенты должны иметь представление:

- о роли значении данного курса для психолого-педагогической теории и практики;

- о ключевых методологических, методических и технологических основах изучения психолого-педагогических явлений в образовательном процессе;

- о понятийно-категориальном аппарате, принципах и основных проблемах педагогической психологии;

- об основных принципах и закономерностях взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека;

- о психолого-педагогических концепциях и моделях обучения;

- о психологических основах личности и деятельности педагога;

- об основах педагогического общения и взаимодействия;

- о психологических механизмах и закономерностях воспитания личности.

Студенты должны знать и уметь:

- использовать понятийно-категориальный аппарат и тезаурус педагогической психологии;

- применять психологические знания для достижения вершин профессионализма в своей практической деятельности;

- выявлять связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия;

- определять особенности организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

- выделять факты, механизмы, закономерности традиционного, личностно-ориентированного и развивающего обучения;

- конструировать и анализировать различного типа учебно-воспитательные ситуации, а также прогнозировать их эффективность при организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности;

- определять уровни сформированности компонентов учебной деятельности обучающегося;

- применять основные способы и приемы управления внутренней и внешней активностью субъектов образовательного процесса;

- определять методы и модели воспитания на основе полученных знаний.

Студенты должны иметь навыки:

- работы с учебной и научной психолого-педагогической литературой;

- разработки программы психодиагностического обследования умственного развития учащегося в процессе обучения;

- диагностики, оценки и описания уровней сформированности компонентов учебной деятельности обучающегося;

- критического анализа моделей обучения с точки зрения психологической безопасности, грамотности и эффективности;

- учета психологических факторов и социально-психологических явлений в процессе взаимодействия с субъектами образовательного процесса;

- анализа и решения психолого-педагогических проблемных ситуаций в образовательном процессе;

- психологического анализа урока (занятия).

Формы контроля

 

В процессе изучения дисциплины осуществляется систематическая аттестация и самоаттестация качества теоретической и практической подготовки обучаемых.

Текущая аттестация качества усвоения знаний осуществляется в процессе анализа подготовки и проведения семинарских и практических занятий в форме обсуждения психолого-педагогических проблем, анализа видеоматериалов, решения психолого-педагогических задач, обсуждения рефератов, творческих заданий, посредством составления ответов на контрольные вопросы в конце той или иной темы; а также по итогам ответов на проблемные вопросы в ходе лекций.

Промежуточная аттестация студентов проводится по итогам изучения каждого из разделов данного курса. В качестве средств аттестации выступают тестовые задания, касающихся вопросов и проблем более высокого уровня, чем это было после изучения отдельных тем, а также составление ответов на контрольные вопросы и выполнение творческих заданий.

Итоговая аттестация по дисциплине предусмотрена в форме экзамена, который включает вопросы и задания, касающиеся наиболее значительных проблем, изученных по ходу освоения курса. Качество итоговой аттестации существенным образом зависит от качества промежуточного и текущего контроля.


Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения

Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия (кол-во часов) Сам-ая работа
лекции сем. (лаб.)
Раздел 1. Методологические основы педагогической психологии        
1. Общенаучная характеристика педагогической психологии        
2. История становления и развития педагогической психологии        
3. Образование – глобальный объект педагогической психологии        
Раздел 2. Психологические аспекты обучения        
4. Двустороннее единство обучения – учения в образовательном процессе     -  
5. Обучение и развитие        
6. Общая психологическая характеристика учебной деятельности        
7. Учебная мотивация        
8. Усвоение знаний, умений и навыков     -  
9. Психологические основы типов обучения        
10. Системы развивающего обучения        
Раздел 3. Психологические особенности личности и деятельности педагога        
11. Педагог как субъект педагогической деятельности        
12. Психологические закономерности педагогического общения        
Раздел 4. Психологические основы воспитания        
13. Сущность и характеристики воспитания        
14. Психологические основы методов воспитания        
15. Психолог образования как субъект учебно-воспитательной системы        

Учебно-тематический план курса для студентов заочной формы обучения

Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия (кол-во часов) Сам-ая работа
лекции сем. (лаб.)
Раздел 1. Методологические основы педагогической психологии        
1. Общенаучная характеристика педагогической психологии        
2. История становления и развития педагогической психологии        
Раздел 2. Психологические аспекты обучения        
3. Обучение и развитие     -  
4. Общая психологическая характеристика учебной деятельности        
5. Психологические основы типов обучения        
Раздел 3. Психологические особенности личности и деятельности педагога        
6. Педагог как субъект педагогической деятельности        
7. Психологические закономерности педагогического общения        
Раздел 4. Психологические основы воспитания        
8. Сущность и психологические методы воспитания        
9. Психолог образования как субъект учебно-воспитательной системы        

Содержание программы (по разделам)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...