Раздел 4. Психологические основы воспитания
Сущность и характеристики воспитания. Воспитание как одна из основных категорий педагогической психологии. Уровневый анализ воспитания. Взаимосвязь воспитания, формирования, становления и социализации. Цели и виды воспитания. Трактовка целей воспитания в различных педагогических концепциях. Определение категорий учебных целей в аффективной области по П. Блуму. Виды воспитания. Классификация видов воспитания с содержательной точки зрения. Междисциплинарный подход к воспитанию. Критерии и показатели воспитанности и воспитуемости (Н.Е. Щуркова; А.К. Маркова). Взаимосвязь обучения и воспитания. Особенности взаимосвязи обучения и воспитания. Многосторонний характер взаимосвязи обучения и воспитания. Типы взаимосвязи обучения и воспитания (И.А. Зимняя). Воспитывающее обучение. Нравственное воспитание. Формирование нравственной основы учащихся. Разновидности нравственной саморегуляции: произвольная (преднамеренная) и непроизвольная. Моральные мотивы. Формирование непроизвольной саморегуляции. Нравственные нормы. Нравственные привычки. Роль эмпатии в нравственном воспитании учащихся. Концепция нравственного развития Кольберга. Уровни морального развития (по Кольбергу): преднравственный уровень, конвенциональный уровень, постконвенциональный уровень. Психологические основы методов воспитания. Методы воспитания: понятие и классификация. Классификация методов по источникам познания. Классификация методов воспитания (по Г. Щукиной). Метод убеждений в воспитании. Методы организации деятельности и формирования поведения как практические методы (упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др.). Методы формирования чувств и отношений (поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка). Приемы воспитания. Методы влияния: убеждение, внушение, заражение, подражание. Виды влияния: направленное и ненаправленное. Приемы и методы самовоспитания самообразования. Принципы и закономерности воспитания. Основные принципы воспитания: ориентация на ценностные отношения, принцип субъектности, принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть. Закономерности воспитания: принцип природосообразности воспитания; принцип культуросообразности воспитания; принцип центрации воспитания на развитии личности. Основные теории и подходы к воспитанию. Технократический подход к воспитанию. Концепция «функционального» человека. Воспитание как модификация поведения, как выработка «правильных» поведенческих навыков. Гуманистический подход к воспитанию. «Самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь» как главные понятия гуманистической педагогики. Методологические и дидактико-методические основы вальдорфской педагогики. Педагогическая система Марии Монтессори и идеи свободного воспитания.
Психолог образования как субъект учебно-воспитательной системы.Психологическая служба образования в России и за рубежом. Профессиональная позиция психолога образования. Основные направления деятельности службы практической психологии по психологическому обеспечению и сопровождению образовательного процесса. Построение конструктивного профессионального взаимодействия как одно из приоритетных направлений деятельности службы практической психологии в образовательном учреждении. Особенности организации взаимодействия психолога с педагогами в зоне ближайшего профессионального развития в образовательных учреждениях разного типа.
Содержание программы (по видам занятий) Лекция 1. Общенаучная характеристика педагогической психологии(2 ч.) Вопросы: 1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. 2. Педагогическая психология среди других человековедческих наук. 3. Основные проблемы педагогической психологии. 4. Принципы педагогической психологии. 5. Методы исследования в педагогической психологии. Лекция 2.Основные этапы становления и развития педагогической психологии как науки (2 ч.) Вопросы: 1. Первый этап – с середины XVII в. и до конца XIX в. – общедидактический. 2. Второй этап – с конца XIX в. до начала 50-х гг. XX в. – оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль. 3. Третий этап – с середины XX в. и до настоящего времени – разработка теоретических основ педагогической психологии. Лекция 3.Образование – глобальный объект педагогической психологии (2 ч.) Вопросы: 1. Образование как многоаспектный феномен в общекультурном контексте. 2. Общеметодологический смысл понятия «образование». 3. Логика смены образовательных парадигм. 4. Тенденции и психологические принципы современного образования. Лекция 4. Двустороннее единство обучения – учения в образовательном процессе (2 ч.) Вопросы. 1. Понятие об обучении в педагогической психологии. 2. Сущность, виды и уровни научения. 3. Психологические аспекты учения. Лекция 5. Соотношение обучения и развития(2 ч.) Вопросы: 1. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии. 2. Различные взгляды на проблему соотношения обучения и развития. 3. Движущие силы, факторы и условия психического развития. Уровни психического развития: зона актуального и ближайшего развития. 4. Характеристика зоны актуального развития. Показатели и уровни обученности, воспитанности и развитости. 5. Характеристика зоны ближайшего развития: обучаемость, ее показатели, диагностика. Показатели воспитуемости и развиваемости. Лекция 6. Общепсихологическая характеристика учебной деятельности (2 ч.) Вопросы: 1. Понятие и основные характеристики учебной деятельности. 2. Предметное содержание учебной деятельности.
3. Внешняя структура учебной деятельности. Лекция 7. Учебная мотивация (2 ч.) Вопросы: 1. Общая характеристика учебной мотивации. 2. Классификация учебных мотивов. 3. Характеристики и функции учебных мотивов. 4. Формирование учебной мотивации. Лекция 8. Усвоение знаний, умений и навыков (2 ч.) Вопросы: 1. Усвоение – центральное звено учебной деятельности обучающегося. 2. Сущность и общая характеристика знаний. 3. Умения и навыки в процессе усвоения. Лекция 9. Психологические основы типов обучения (2 ч.) Вопросы: 1. Парадигма традиционной педагогики. 2. Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки. 3. Определение и особенности программированного обучения. Лекция 10. Системы развивающего обучения (2 ч.) Вопросы: 1. Сущность, содержание и характеристики понятия развивающего обучения. 2. Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. 3. Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|