Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Методологические основы педагогической психологии




Общенаучная характеристика педагогической психологии.Педагогическая психология среди других человековедческих наук.Место педагогической психологии в системе психологической науки (А.В. Петровский). Взаимосвязь педагогической психологии с возрастной и социальной психологией, а также с педагогикой. Задачи по психологическому обеспечению педагогического процесса А.В. Петровского. Объект, предмет педагогической психологии. Историческое изменение предмета педагогической психологии исходя из социально-культурных ориентаций в обществе. Структура педагогической психологии: психология обучения, психология воспитания, психология личности и деятельности педагога. Педагогическая психология как теоретическая и прикладная наука, ее задачи на современном этапе развития и их значение. Основные проблемы педагогической психологии (Р.С. Немов). Принципы педагогической психологии. Методы исследования в педагогической психологии. Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Уровни методологических знаний: уровень философской методологии; уровень методологии общенаучных принципов исследования; уровень конкретно-научной методологии; уровень методик и техник исследования. Источники информации как основа методов педагогической психологии: L-, Q-, и T-данные. Классификация методов психолого-педагогических исследований (по Б.Г. Ананьеву): организационные; эмпирические; по способу обработки данных; интерпретационные. Классификация методов (по В.Н. Дружинину): эмпирические, теоретические, интерпретационно-описательные. Основные методы исследования: наблюдение, самонаблюдение, беседа, интервью, анкетирование, эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности и др. Диагностические и терапевтические методы в педагогической психологии. Этапы психолого-педагогического исследования.

История становления и развития педагогической психологии. Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии. Основные этапы становления и развития педагогической психологии как науки (И.А. Зимняя). Первый этап – с середины XVII в. и до конца XIX в. – общедидактический этап с явно ощущаемой необходимостью «психологизировать педагогику» (по И. Песталоцци). Идеи Я.А. Коменского, А. Дистервега, К.Д. Ушинского. Вклад П.Ф. Каптерева в разработку основ педагогической психологии. Детство как предмет психологической науки. Второй этап – с конца XIX в. до начала 50-х гг. XX в. – оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль. Объективные предпосылки возникновения педагогической психологии. Развитие специальных систем Вальдорфской школы, школы М. Монтессори и их влияние на формирование педагогической психологии. Появление и развитие педологии как науки о ребенке (Ст. Холл, А.П. Нечаев, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский). Принципы педологии, ее критика и последующее уничтожение Постановлением ЦК ВКП(б) 1936 года. Рефлексология В.М. Бехтерева. Третий этап – с середины XX в. и до настоящего времени – разработка теоретических основ педагогической психологии. Программированное обучение Б. Скиннера, теория его алгоритмизации М.И. Махмутова, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и др.

Образование – глобальный объект педагогической психологии. Образование как многоаспектный феномен. Образование в общекультурном контексте. Типы культур по М. Мид: постфигуративная, конфигуративная и префигуративная. Культура и общественно-политическое устройство общества: «культура полезности» и «культура достоинства» по А.Г. Асмолову. Общеметодологический смысл понятия «образование»: образование как система; образование как процесс; образование как результат. Основные тенденции (по А.А. Вербицкому) и психологические принципы современного образования: интеграция всех воспитывающих сил общества, гуманизация, дифференциация и индивидуализация, демократизация. Логика смены образовательных парадигм. Принципы новой образовательной парадигмы по А.Б. Орлову. Основные направления обучения в современном образовании. Общепсихологическая основа формирования направлений обучения.

Раздел 2. Психологические аспекты обучения

Двустороннее единство обучения – учения в образовательном процессе. Основные понятия: научение, учение, обучение и их соотношение. Понятие об обучении в педагогической психологии. Понятие «обучение» с точки зрения различных ученых В.В. Давыдова, И.А. Зимняя и др. Различные подходы к обучению: как процессу социально-психологическому; как процессу общения; как процессу творчества учителя и учеников. Обучение как многосторонний процесс (В. Оконь). Сущность, виды и уровни научения. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Система деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт (Т.В. Габай). Теории научения в зарубежной психологии: бихевиоризм, необихевиоризм, ассоцианизм, гештальтпсихология, когнитивная психология. Теории научения отечественных психологов. Психологические аспекты учения. Междисциплинарный подход к учению (И. Лингарт). Учение как разновидность деятельности. Основные виды деятельности: игра, учение, труд, общение. Различные трактовки понятия «учение» (В.В.Давыдов, Л.Б. Ительсон, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Многосторонность определения учения (И.И. Ильясов). Основные трактовки учения в зарубежной и отечественной педагогике и психологии (Я.А. Коменский, И. Гербарт, Ф.А. Дистервег, Дж. Дьюи, В. Лай, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, К. Коффка, Ж. Пиаже и др.).

Обучение и развитие. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии. Основные ориентации человекознания (А.Г. Асмолов). Преобладание в психологии личности образов «ощущающего человека», «нуждающегося человека» и «запрограммированного человека» и обособленное становление биогенетической, социогенетической и персоногенетической ориентации человекознания. Признание главной роли обучения в развитии природных задатков основоположниками педагогической психологии (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.). Различные взгляды на проблему соотношения обучения и развития. Три основные теории о соотношении обучения и развития (Л.С. Выготский): между обучением и развитием отсутствует связь (А. Гезелл, Ж. Пиаже, З. Фрейд), обучение и развитие тождественные процессы (У. Джемс, К. Коффка, Дж. Уотсон, Э. Торндайк и др.), между обучением и развитием существует тесная связь (Л.С. Выготский, Дж. Брунер). Основные направления разработки проблемы обучения и развития. Основные линии психического развития в учебном процессе. Движущие силы, факторы и условия психического развития. Уровни психического развития: зона актуального и ближайшего развития (Л.С. Выготский). Характеристика зоны актуального развития. Показатели и уровни обученности, воспитанности и развитости. Характеристика зоны ближайшего развития: обучаемость, ее показатели и виды, диагностика. Показатели воспитуемости и развиваемости.

Общепсихологическая характеристика учебной деятельности.Понятие и основные характеристики учебной деятельности. Психологическая теория учебной деятельности – научный приоритет России. Трактовка учебной деятельности в «классической» советской психологии и педагогике, в направлении Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Сущность учебной деятельности. Концепция учебной деятельности в психологии как один из подходов к процессу учения. Теоретико-методологические основы концепции учебной деятельности. Основные характеристики учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, И. Лингарт). Общественный характер учебной деятельности: по содержанию, по смыслу, по форме существования (Д.Б. Эльконин). Структура учебной деятельности. Предметное содержание учебной деятельности: предмет, средства, способы, продукт. Внешняя структура учебной деятельности. Мотивация как первый обязательный компонент учебной деятельности. Учебная задача и ее специфика (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Структура задачи с точки зрения Л.М. Фридмана. Требования к учебным задачам (Е.И. Машбиц). Типы учебных задач по Д. Толлингеровой. Этапы решения учебной задачи. Учебные действия и операции. Функция контроля. Четыре стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала по П.П. Блонскому. Оценка учителя и самооценка учащегося. Закономерности формирования и функционирования учебной деятельности. Основные возрастные особенности формирования учебной деятельности. Ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Основные аспекты диагностики сформированности учебной деятельности.

Учебная мотивация. Общая характеристика учебной мотивации. Сущность учебных мотивов. Полимотивированность учебной деятельности. Система учебных мотивов: познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, мотивационные установки. Качества учебных мотивов: содержательные, динамические и т.д. Факторы учебной мотивации. Источники учебной мотивации: внутренние, внешние и личные. Классификация учебных мотивов: социальные мотивы, познавательные мотивы, личностные мотивы. Классификация учебных мотивов по М.В. Матюхиной: мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности. Классификация учебных мотивов по А.К. Марковой: познавательные и социальные мотивы. Уровни познавательных и социальных мотивов. Основные формы проявления учебных мотивов. Характеристики и функции учебной мотивации. Свойства учебных мотивов: сила и устойчивость. Функции учебных мотивов: побуждающая, направляющая и регулирующая. Интерес в мотивационной сфере. Условия создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности. Отношение к учению в мотивационной сфере. Типы отношения к учению (А.К. Маркова): отрицательное, нейтральное и положительное. Особенности проявления мотивации достижения и избегания неудачи в учебном процессе. Феномен «обученной беспомощности» (М. Селигман). Беспомощность и самооценка. Сферы беспомощности. Формирование учебной мотивации. Развитие внутренней мотивации учения. Этапы становления учебных мотивов (А.К. Маркова). Основные пути формирования у учащихся нужной мотивации (Л.М. Фридман). Изучение учебной мотивации. Выявление характера мотивации учения учащихся, установление доминирующего мотива. Методики изучения учебных мотивов (Л.М. Фридман): методика «свободных заданий»; методика прерывания процесса решения задач; методика составления задач и вопросов и др.

Усвоение знаний, умений и навыков. Усвоение – центральное звено учебной деятельности обучающегося. Общая характеристика и подходы к определению усвоения (В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Дж. Брунер). Структурная организация усвоения. Этапы и стадии усвоения. Основные характеристики усвоения. Сущность и общая характеристика знаний. Определение понятия «знание». Функции знаний. Знания и правильно избранный путь их усвоения как предпосылка умственного развития учащихся. Донаучные, житейские, художественные и научные знания. Свойства знаний: системность, обобщенность, осознанность, гибкость, действенность, полнота, прочность (по И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др.). Усвоение знаний. Активная мыслительная деятельность учащихся как основа усвоения знаний. Этапы формирования знаний. Уровни усвоения знаний: репродуктивный и продуктивный (А.К. Маркова). Уровни усвоения учебной информации по В.П. Беспалько. Диагностика уровней усвоения знаний. Проблема понимания в усвоении знаний. Соотношение знания и понимания. Признаки понимания. Умения и навыки в процессе усвоения. Определение и соотношение понятий «умение» и «навык». Уровни овладения умениями и навыками. Применение знаний, умений и навыков как один из этапов усвоения.

Психологические основы типов обучения. Парадигма традиционной педагогики: достоинства и недостатки. Современное традиционное образование. Взаимодействие учителя и учащегося при традиционном обучении. Основные противоречия традиционного обучения (А.А. Вербицкий). Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки. Исторические аспекты проблемного обучения: зарубежный и отечественный опыт. Психология творчества как основа проблемного обучения. Проблемные ситуации и их типы: перцептивно-мнемические, продуктивно-эвристические, продуктивно-рефлексивные (В.Я. Ляудис). Правила создания проблемной ситуации. Проблемная задача. Ее структура. Отношение ученика к проблемной ситуации. Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации. Определение и особенности программированного обучения. Виды программированного обучения. Алгоритмизация обучения. Обратная связь в обучении. Типы обучающих программ. Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике. Взаимодействие учителя и учащегося при программированном обучении. Достоинства и недостатки программированного обучения. Личностно-ориентированный подход к обучению. История личностно-ориентированного подхода в психологии и педагогике. Особенности личностно-ориентированного подхода в обучении: принципы, подходы, технологии. Возможности построения личностно-ориентированной модели школы.

Системы развивающего обучения. Сущность, содержание и характеристики понятия развивающего обучения. Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Предпосылки ее создания. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением. Эмпирическое и теоретическое мышление. Основные различия эмпирического и теоретического знания (В.В. Давыдов). Теория учебной деятельности и теория содержательного (теоретического) обобщения как теоретическая основа концепции развивающего обучения. Особенности проявления общедидактических принципов преемственности, доступности, сознательности, наглядности, научности в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова. Предпосылки ее создания. Принципы дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова: принцип обучения на высоком уровне трудности, ведущей роли теоретических знаний, осознания школьниками процесса учения, работы над развитием всех учащихся, продвижения в изучении материала быстрым темпом. Сравнительный анализ принципов дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова и традиционного обучения. Некоторые особенности внедрения системы развивающего обучения Л.В. Занкова в практику.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...