Кафедра биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности
Стр 1 из 6Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет психолого-педагогический Кафедра биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности УТВЕРЖДАЮ Ректо^РВУЗ «КИКУ» ч/ А^?г^о<г*Л &ММ кубов «29» */ / гЪ'Ч года
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Физиология (ВИД и возрастная) с основами&енетики» для студентов дневной и заочной форм обучения W специальности «Дошкольное образование -6.010100» отрасль знаний - педагогическое образование 0101. -Симферополь, 20 Учебная программа разработана к.б.н., ст.преп. Ибрагимовой Э.Э.у Учебная программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедр] биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности Протокол №__^_ от «^0»____ ЦС_! с/'о"J&20 -jj года ~ А Заведующий кафедрой д.б.н., проф. Баличиева Д.В>^>> Учебная программа рассмотрена и одобрена на заседании учебно-методической комиссии факультета, протокол №_/ от «# >> С£? ______ 20 /J года Председатель УМК факультета____ ,4,у cj/iuxj, udo, -^. (Ф.И.О.) (подпись) Учебная программа рассмотрена и одобрена на заседании ученого совета университета, ^ Протокол № ^ от «Л<?» У/ 20 /У года
/. Пояснительная записка Дисциплину «Физиология (ВНД и возрастная) с основами генетики» студенты изучают на первом году обучения во втором семестре. На данный курс в учебном плане подготовки специалистов отводится 108 часов. Предлагаемый курс включает в себя следующие разделы: «Возрастная физиология», «Физиология высшей нервной деятельности», «Основы генетики». • В курсе «Физиология (ВНД и возрастная) с основами генетики» на основе
морфофункциональные особенности организма детей, значение которых необходимо будущим воспитателям. Изучение курса «Физиология (ВНД и возрастная) с основами генетики» должно способствовать повышению качества подготовки воспитателей дошкольных учреждений, призванных играть ведущую роль в воспитании и обучении подрастающего поколения. Квалифицированный педагог должен знать возрастные изменения строения и функционирования организма ребенка и строить учебный и воспитательный процесс с учетом этих особенностей и навыками по формированию здорового образа жизни. Центральное место занимают те вопросы возрастной физиологии и ВНД с основами генетики, которые имеют важное значение в практической деятельности воспитателей и учителей. Большое значение придается вопросам развития основных органов и систем человеческого организма в онтогенезе, гигиеническим аспектам воспитания здоровых детей, профилактике заболеваний. Освоение данного курса предполагает следующие формы работы: лекции, практические, лабораторные и семинарские занятия, самостоятельную работу студентов. В лекционном курсе изучаются общие закономерности роста, развития детей, рассматриваются вопросы строения, развития и функционирования основных органов и систем, раскрываются морфофункциональные особенности организма ребенка на разных возрастных этапах. Освещаются вопросы влияния генетических и средовых факторов на психическое и физическое развитие детей. На практических занятиях студенты изучают основные методы диагностики нарушения опорно-двигательного аппарата у детей, определяют реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, рассчитывают работу сердца, основной и общий обмены, получают навыки работы с психофизиологическими методиками исследования психофункционального состояния человека.
Предмет изучения дисциплины - особенности физиологии организма и ВНД в разные периоды онтогенеза и влияние на них факторов генетической природы. Основная цель дисциплины - овладение студентами теоретических и практических знаний по физиологии (возрастной и ВНД), а также основ генетики. Основными задачами дисциплины являются: • изучение анатомо-физиологических особенностей организма детей и подростков, закономерностей развития организма человека в онтогенезе; • выявление основных, ведущих факторов, определяющих развитие человека; • формирование научно-педагогического мышления; • нахождение путей и методов воздействия на онтогенез человека с целью оптимизации его развития. В результате освоения курса студенты должны ЗНАТЬ: • анатомические и физиологические особенности строения и функционирования различных систем и всего организма ребенка; • особенности высшей нервной деятельности детей; • основы генетики, влияние наследственных факторов на физиологию, анатомию детей. УМЕТЬ: • использовать полученные знания в практике педагогической работы с Курс имеет тесные междисциплинарные связи с анатомией, физиологией, цитологией, гистологией, эмбриологией, педагогикой, психологией, гигиеной, педиатрией и экологией, служит более глубокому усвоению основных положений этих учебных предметов. Физиология широко использует данные биохимии и биофизики для изучения функциональных изменений, происходящих в организме и механизма их регуляции. Данная дисциплина также опирается на общую биологию и эволюционное учение, как основы для понимания общих закономерностей функционирования живой материи. 2. Содержание программы Тема 1. Введение. Предмет, задачи, методы исследования возрастной физиологии. Значение знаний возрастной физиологии для педагога. Связь возрастной физиологии с другими науками. История развития физиологии. Общие закономерности роста и развития детей и подростков. Понятие о росте и развитии. Основные закономерности развития. Особенности формирования функциональных систем в онтогенезе. Основы возрастной периодизации. Понятие об онтогенезе. Понятие возрастной периодизации. Подходы к обоснованию деления онтогенеза на отдельные возрастные периоды. Критерии деления жизненного цикла на отдельные периоды. Антенатальный онтогенез: терминальный, эмбриональный и фертальный период. Рост и развитие в процессе антенатального онтогенеза. Формирование функциональной системы мать-плод. Факторы, влияющие на течение беременности и развитие плода. Постнатальный онтогенез. Основные периоды постнатального онтогенеза. Критические периоды в постнатальном развитии. Понятие о паспортном, биологическом и двигательном возрасте. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Возрастные особенности процессов адаптации организма к действию факторов- окружающей среды. Понятие об адаптации. Адаптивные возможности организма человека как показатель уровня здоровья. Виды и формы адаптации. Количественная оценка адаптации. Адаптация к микросоциальным условиям. Адаптация и акклиматизация, акселерация и ретардация развития. Виды акселерации и основные причины. Реактивность и резистентность организма детей.,
Тема 2. Возрастные особенности функционирования нервной системы. Общий план строения и значения нервной системы. Возрастные изменения структуры нейрона и нервного волокна. Развитие нервной системы в онтогенезе. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Возбуждение и торможение в ЦНС. Развитие рефлекторной реакции в пре- и постнатальном онтогенезе. Функциональное созревание коры и подкорковых структур мозга в различные возрастные периоды. Тема 3. Высшая нервная деятельность (ВНД) и ее особенности у детей дошкольного возраста. Характеристика основных возрастных этапов развития высшей нервной деятельности высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет). Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков под влиянием различных факторов. Тема 4. Специфические особенности ВНД человека. Условные и безусловные рефлексы. Динамический стереотип. Типы ВНД. Пластичность типов ВНД Возрастные особенности условных рефлексов. Типологические особенности ВНД ребенка. Интегрированная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Концепция функциональной системы П.К. Анохина. Нейрофизиологические механизмы восприятия и их возрастные особенности. Нейрофизиологические механизмы внимания и их формирование с возрастом. Физиологические механизмы памяти. Мотивации и эмоции, их значение в
целенаправленном поведении. Нейрофизиологические механизмы сна, бодрствования. Тема 5. Возрастная физиология анализаторов. Сенсорная информация как фактор развития человека. Общая характеристика сенсорных систем. Тема 6. Значение и возрастные изменения опорно-двигательного аппарата. Морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата у детей. Роль движений в психическом развитии детей и подростков. Строение, функции и развитие костной системы человека. Строение и функции мышечной системы человека. Изменения структуры и функции мышц с возрастом. Возрастные изменения мышечной работоспособности двигательных качеств, координации движений. Движение и здоровье Вред гиподинамии. Нарушение осанки, плоскостопие и их профилактика. Тема 7. Возрастные особенности системы крови. Общие свойства крови в онтогенезе. Форменные элементы крови в онтогенезе. Возрастные изменения свертывания крови. Иммунитет, его виды и возрастные изменения. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы. Морфофизиологические особенности системы кровообращения в разные возрастные периоды. Возрастные особенности нейрогуморальной регуляции.деятельности сердечнососудистые заболеваниях. Образ жизни и заболевания сердца. Реакция сердечнососудистой системы на физическую нагрузку в разные возрастные периоды. Тема 8. Возрастные изменения органов дыхания. Строение, значение и функции дыхательной системы. Морфологическое развитие органов дыхания. Возрастные изменения режимов дыхания. Возрастные особенности регуляции дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхательной системы. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений. Тема 9. Возрастные изменения системы пищеварения. Значения пищеварительной системы. Морфофизиологические особенности органов пищеварения в разные возрастные периоды. Нейрогуморальная регуляция пищеварения и ее возрастные особенности. Питание и здоровье. Гигиена питания. Главные направления в решение проблемы улучшение структуры и качества питания людей. Рационы питания. Режим питания. Обмен веществ и энергии в онтогенезе. Возрастные изменения трансформации энергии. Возрастная динамика основного и общего обменов. Заболевания, вызванные нарушением обмена веществ в организме и их предупреждение.
Тема 10. Возрастные особенности органов выделения. Значение органов выделения. Мочевыделительная система и ее возрастные особенности. Возрастные особенности функции почек. Энурез у детей. Возрастные изменения строение и функции кожи. Гигиена кожи у детей и подростков. Профилактика кожных заболеваний. Различные системы очищения организма. Тема 11. Возрастные особенности эндокринной системы. Морфофизиологическая организация эндокринной системы. Железы внутренней секреции. Гормоны. Особенности гуморальной регуляции функции в организме в разные возрастные периоды. Нарушение инсулинообразования в организме: I & сахарный диабет, гипергликемическая кома, гипогликемическая кома. Профилактика развития коматозных состояний. Тема 12. Половое созревание и половое воспитание детей и подростков. Строение половых органов. Понятие о половом созревании. Стадии полового созревания. Семейная жизнь и здоровье. Планирование семьи. Методы контрацепции. Подготовка родителей к зачатию ребенка. Беременность. Функции семьи. Тема 13. Предмет, задачи и методы изучения генетики человека. История развития генетики человека. Наследственность и изменчивость - основные свойства живой материи. Виды изменчивости. Типы наследования у человека. Роль наследственности и среды в развитии детей и подростков. Биологические и социальные факторы, влияющие на рост человека. Соотношение наследственных и средовых факторов. Влияние наследственных и средовых факторов на состояние физического и психического здоровья. Тема 14. Наследственный аппарат клетки. Организация генетического материала клетки. Строение и функции нуклеиновых кислот. Упаковка ДНК в хромосомах. Строение и виды хромосом. Кариотип человека. Клеточный цикл. Митоз. Мейоз. Гаметогенез (сперматогенез, хюгенез). Оплодотворение. Тема 15.. Мутации. Классификация мутаций (генные, хромосомные, геномные). Причины и последствия мутагенеза. Спонтанный и индуцированный мутагенез. Наследственные болезни и их классификация. Медико-генетическое консультирование. 3. Список рекомендуемой литературы Основная: 1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Трошин В.И. Основы физиологии человека: Учебник. - М., 2000. 2. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. 4. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология: учеб. для'стул, высш. учеб. завед.: в 2-х частях. - М.: Гуманит. изд. Центр «Владос», 2003. 5. Сапин М.Р., Сивоглазова В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными 6. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нсйробиологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 7. Батуев А.С.Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов. 3-е изд.-М., 2010. 8. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 9. Шевченко В.А., Топорина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. * 10. Бочков Н.П., Асанов А.Ю., Жученко Н.А. и др. Медицинская генетика: Учебник / Под ред. Н.П.Бочкова. - М.: Мастерство; Высшая школа, 2001. 11. Асанов АЛО., Демидова II.С, Морозов С.А. Основы генетики и наследственные нарушения у детей. - М.: Асайепна, 2003. 12. Топорина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека (практикум для вузов). - М.: Наука, 2000. Дополнительная: 1. Самсонов А.Ф. Основы генетики в дефектологии. - М: Просвещение. - 1998. 2. Бажора Ю.И., Шевеленкова А.И., Живац З.Н. и др. Клиническая генетика. Учебное пособие к практическим занятиям. Одесса: Одесский медуниверситет, 2001. 3. Айала Ф. Дж., Кайгер Дж. Современная гентика: в 3-х т.// Пер с англ. А.Д. Барыкина: под ред. Ю.П. Алтухова. - М: Мир, 1997. 4. Бадалян Л.О. Детская неврология: Учеб. Пособие. - М, 1998. 5. Анатомия человека: В 2 т. 2-е изд., перераб: и доп. / Под ред. МП. Сапина. М., 1998. 6. Мастюкова Е.М., Московкииа А.Г. Основные генетики: клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений под ред. В.И. Селиверствова, Б.П. Пузанова. - М: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003. Электронные информационные ресурсы: 1. http://rn.wikipedia.org/wiki 2. http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/base.htm 3. http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/base.htm 4. http:^ibliotekar.ru/100otkr/83.htm 5. http://revolution.allbest.ru/biology/00103553.html 6. http://logopediva.com/books-medicina/fiziologiva-nerv-deyat.php 7. http://medbiol.rU/medbiol/har/003ba223.htm#003be934.htm 8. http://medicalplanet.su/genetica/232.html 9. http://psvlist.net/pedagogika/Q0205.htm 10. http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=474 11. http://www.bambino.su/deviantnye-formy-povedeniya 12. http://www.kursx.ru/psy67.html 13. http://ru.wikipedia.org/wiki 14. http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/base.htm 15. http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/base.htm 16. http://bibliotekar.ru/100otkr/83.htm 17. http://revolution.allbest.ru/biology/00103553.html 18. http://logopediya.com/books-medicina/fiziologiya-nerv-deyat.php 1. Цель и задачи дисциплины «Физиология (ВНД и возрастная) с основами генетики» Основная цель дисциплины - овладение студентами теоретических и практических знаний по физиологии (возрастной и ВНД), а также основ генетики. Основными задачами дисциплины являются: • изучение анатомо-физиологических особенностей организма детей и подростков, закономерностей развития организма человека в онтогенезе; • выявление основных, ведущих факторов, определяющих развитие человека; • формирование научно-педагогического мышления; • нахождение путей и методов воздействия на онтогенез человека с целью оптимизации его развития. 2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего освоение дисциплины В результате освоения курса студенты должны знать: • анатомические и физиологические особенности строения и функционирования различных систем и всего организма ребенка; • особенности высшей нервной деятельности детей; • основы генетики, влияние наследственных факторов на физиологию, анатомию детей. уметь: • использовать полученные знания в практике педагогической работы с целью повышения эффективности воспитания подрастающего поколения. 3. Общая характеристика дисциплины и распределение учебного времени по видам занятий
4. Содержание и структура учебной дисциплины «Физиология (ВНД и воз растная) с основами генет ики»
I 5. Тематический план лекций 5.1. Дневна я форма обучения
5.2.3аочная форма обучения
6. Тематический план семинарских (практических, лабораторных) занятий 6.1. Дневная форма обучения
6.2. Заочная форма обучения
7. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине «Физиология (ВНД и возрастная) с основами генетики»
|